Аэродевелопмент по-уральски
После волны передела собственности в уральском аэропортовом хозяйстве актуальной стала тема реконструкции и модернизации воздушных ворот крупных городов региона. Но аэродевелопмент включает в себя не только строительство и ремонт аэровокзальных комплексов и взлетно-посадочных полос. Инвесторы делают ставку на создание в аэропортах инфраструктуры для ведения непрофильных видов бизнеса – торгового, гостиничного, логистического и других.
По мировым меркам.
По расчетам специалистов, рентабельность по чистой прибыли аэропортового бизнеса в России в среднем составляет около 17%, а потому, несмотря на высокую стоимость и длительную окупаемость этих проектов, все они весьма привлекательны для инвесторов. Однако сейчас около 85% от общего объема доходов отечественных аэропортов приходится на авиационные сборы и только 15% – заработок от неавиационных видов деятельности: услуг гостиниц, торговли и общественного питания, хранения грузов и др. В то же время в мире распространена иная модель. Ведущие западные и азиатские аэропорты получают около 60% общего объема доходов именно от неавиационного сектора. Таким образом, большинству российских аэропортов есть к чему стремиться на пути увеличения прибыли. Для примера: отечественные транспортные узлы предлагают своим клиентам около 15–20 видов дополнительных услуг, в то время как европейские и азиатские – 200–250.
Так, на территории аэропорта Гонконга, который в течение последних семи лет занимает первое место в рейтинге лучших аэропортов мира, по данным британской исследовательской компании Skytrax, находится несколько торговых центров, кафе и ресторанов с различными кухнями мира. В инфраструктуре порта города Мюнхена – поле для гольфа, кинотеатр на 60 зрителей, косметический и физиотерапевтический салоны. Аэропорт Сеул-Инчхон (Южная Корея) также располагает полем для гольфа, бизнес-центром, парикмахерским салоном. Аэропорт Чанги (Сингапур) может похвастаться разбитым на его территории садиком из орхидей и бассейном на крыше, а в аэропорту Кансаи (Япония) работает прокат фильмов, специальный отель для животных и стоматологическая клиника. По информации Международного комитета авиационных перевозок, каждый третий пассажир оставляет в аэропортах сумму, эквивалентную стоимости билета в одну сторону. При этом доходы приносят не только пассажиры. По словам Дмитрия Каменщикова, председателя совета директоров группы «ИСТ ЛАЙН» (управляет аэропортом «Домодедово» в Москве), в мировой практике количество встречающих и провожающих определяется по формуле «+30% ко всему пассажиропотоку», в России таких посетителей значительно больше – около 50%.
«Пассажир в ожидании своего рейса будет неизменно тратить деньги, борясь со стрессом, одиночеством, тоской», – подчеркнул г-н Каменщиков. Собственники «Домодедово», очевидно, отлично понимают эту тенденцию на рынке авиаперевозок, учитывая, что этот аэропорт сегодня занимает одно из первых мест в мире по уровню неавиационных доходов, которые составляют около 60%. У его главного конкурента аэропорта «Шереметьево» (г. Москва) этот показатель 40%.
В отличие от более развитых столичных портов региональные транспортные узлы пока не могут похвастаться обилием дополнительных услуг для пассажиров. Впрочем, эта ситуация временная, по крайне мере, для воздушных ворот крупных городов Уральского региона: их концепции развития предполагают масштабные реконструкции аэродромов и реализацию коммерческих проектов.
Стать хабом.
Модернизацию аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге отдельные эксперты называют сегодня одной из самых масштабных строек страны. О необходимости реконструкции объекта власти Свердловской области заговорили еще в начале 2000-х годов. Этот вопрос взял под личный контроль губернатор Эдуард Россель. В качестве инвестора областные власти выбрали группу компаний «Ренова», которая в 2003 году стала основным акционером аэропорта. Тот же год называют началом масштабной реконструкции «Кольцово». Как рассказал Кирилл Шубин, генеральный директор аэропорта «Кольцово», на данный момент объем частных инвестиций ГК «Ренова» в реконструкцию порта составил более 3 млрд рублей, в 2009 году он превысит 8 млрд рублей. Кроме того, на реконструкцию аэропорта предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в сумме 5 млрд рублей. В 2006–2007 годах было освоено 364 млн рублей из бюджета, в 2008 году на продолжение работ выделено 2 млрд 50 млн рублей.
По словам г-на Шубина, в рамках реконструкции аэропорта уже введен новый кейтеринг, в 2005 году сдан терминал воздушных линий с пропускной способностью 600 пассажиров в час. В октябре 2007 года открыт терминал внутренних линий на 1 тыс. пассажиров в час. 31 марта 2009 года планируется окончание строительства третьей очереди с пропускной способностью 1,6 тыс. человек в час. После этого общая пропускная способность аэропорта «Кольцово» составит 3,6 тыс. пассажиров в час, а пропускная способность в год приблизится к 7–8 млн пассажиров. По оценкам специалистов немецкой компании Lufthansa Consulting, привлеченной по результатам тендера к разработке концепции развития «Кольцово», к 2010 году количество перевезенных пассажиров через аэропорт сможет достигнуть 4 млн человек в год.
Программа развития воздушных ворот Екатеринбурга предусматривает также строительство объектов недвижимости, не связанных напрямую с аэропортовым хозяйством. В частности, в 2009 году планируется ввести в эксплуатацию гостинично-деловой комплекс Angelo. Инвестиции в данный проект составят 1,5 млрд рублей. «Это будет 4-звездочная гостиница, рассчитанная на 228 номеров. Отель будет соединен галереей с терминалом», – пояснил г-н Шубин. Кроме того, будет реконструирована действующая гостиница «Лайнер» – она займет более экономичный сегмент. Управление отелями передано структуре «HoReCa Кольцово», родственной международному оператору Vienna International (управляет 44 отелями в Европе). В частности, под маркой Angelo работают три гостиницы – в Великобритании, Румынии и Польше. Примечательно, что в Бухаресте (Румыния) такая гостиница также расположена на территории аэропорта.
Генеральный директор «Кольцово» отметил еще один крупный проект, который планируется реализовать в рамках развития аэропорта. «В настоящее время проводится подготовка к строительству логистического центра класса А площадью 55 тыс. кв. м с самым современным оснащением», – пояснил он. Кирилл Шубин также указал, что уже к 2010 году «Кольцово» станет мощным и максимально удобным региональным транспортно-логистическим узлом. Эти сроки, по его словам, продиктованы необходимостью скорейшего выстраивания эффективной транспортной системы России (аэропорт Екатеринбурга включен Министерством транспорта РФ в число крупнейших хабов, на базе которых будет реализована концепция развития опорной аэродромной сети страны). А также планами по динамичному развитию Уральского региона, задачами по подготовке Екатеринбурга к проведению в 2009 году заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Коммерческий директор авиакомпании «Уральские авиалинии» (базовый перевозчик аэропорта «Кольцово) Кирилл Скуратов надеется, что модернизация «Кольцово» позволит изменить схему его взаимодействия с авиаперевозчиками. По его словам, обычно в странах Европы и США авиакомпании не платят аэропортам за обслуживание, одним из основных источником прибыли является именно неавиационная деятельность. «У нас же в стране ситуация обратная. Например, 20% расходов компании «Уральские авиалинии» – это оплата услуг аэропорту за обслуживание, – посетовал г-н Скуратов. – В то же время именно авиакомпании привлекают пассажиров в аэропорт». Он полагает, что когда ужесточится конкуренция между аэропортами за привлечение авиаперевозчиков, тогда тариф за обслуживание будет отменен.
В ожидании инвестиций.
Не желает отставать в вопросах модернизации от своего конкурента «Кольцово» и аэропорт «Челябинск» (бывшее название «Баландино»). На протяжении последних лет за право собственности на объект при активном участии региональных властей боролись сразу несколько крупных игроков российского авиарынка, в числе которых авиакомпании «Сибирь» и «Аэрофлот». В 2007 году владельцем аэропорта стала компания «Новапорт», входящая в AEON Corporation. Кроме авиапредприятия в Челябинске «Новапорт» также контролирует аэропорты «Толмачево» (г. Новосибирск), «Алтай» (г. Барнаул), «Томск», «Чита».
Проект реконструкции воздушных ворот Челябинска был разработан ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ». Как сообщил генеральный директор «Новапорта» Алексей Васильченко, общий объем планируемых инвестиций в 2008–2016 годах составит $400 млн, из них 30% средств будут собственными, остальные 70% – заемными. По его словам, старт модернизации аэропорта «Челябинск» уже дан, закончится реконструкция в 2016 году. Она пройдет в три этапа. Первый этап (2007–2008 годы) предусматривает строительство галереи, установку двух телетрапов, реконструкцию блока прилета существующего аэровокзала. В настоящий момент уже произведена реконструкция мест стоянки, зала официальных лиц и делегаций, привокзальной площади, а также строительство входной группы терминала внутренних воздушных линий. В течение второго этапа (2009–2011 годы) будет построен новый пассажирский терминал с тремя телетрапами, ангар-укрытие для воздушных судов деловой авиации, грузовой комплекс, административный корпус и крытый паркинг. На третьем этапе (2012–2016 годы) будут построены авиационно-технический центр, ангар с производственным зданием. «Новапорт» планирует, что к 2017 году, после реконструкции, пассажиропоток в аэропорту Челябинска составит более 1,7 млн человек в год, а грузопоток – более 6 тыс. тонн в год.
По словам г-на Васильченко, большое внимание будет уделено строительству коммерческих объектов, напрямую не связанных с авиационной деятельностью. «На Западе большую часть прибыли аэропорты извлекают из неавиационного сектора. В России пока ситуация иная, так как в региональных аэропортах изначально не предполагалось место для торговых площадок. Реконструкция аэропортов позволяет создавать объекты инфраструктуры, сроки окупаемости которых гораздо меньше, чем других аэропортовых активов», – пояснил генеральный директор «Новапорта». Так, по его словам, срок окупаемости аэродромных активов составляет 20–25 лет, аэровокзала – 9–10 лет, гостиницы – 4–5 лет, грузового терминала – около 4 лет. Поэтому реализация непрофильных коммерческих проектов на территории порта достаточно выгодна для инвестора. Кроме того, добавил Алексей Васильченко, к необходимости модернизации приводит возрастание потребностей пассажиров, которые много летают и имеют возможность сравнить аэропорт родного города с ведущими аэропортами мира.
В частности, в рамках третьего этапа реконструкции аэропорта «Челябинск» на 2014–2015 годы запланировано строительство логистического центра площадью 41,5 тыс. кв. м (734 млн рублей). Кроме того, в 2015–2016 годах предполагается построить выставочный и конгресс-центры на 60 тыс. кв. м (2,75 млрд рублей), торгово-развлекательный центр на 50 тыс. кв. м (1,7 млрд рублей); в 2014–2015 годах – гостиницу с конференц-залом общей стоимостью 345,9 млн рублей. Если анонсированные «Новапортом» планы будут реализованы, обновленный аэропорт Челябинска составит серьезную конкуренцию «Кольцово».
Надежда на власть.
На севере Уральского федерального округа тема передела собственности в аэропортовом хозяйстве по-прежнему актуальна. Из-за претензий Федеральной антимонопольной службы к авиакомпании Utair – основному местному перевозчику ей так и не удалось официально взять под контроль тюменский аэропорт «Рощино». До апреля 2007 года все имущество «Рощино» находилось в федеральной собственности. Год назад 100% акций было продано на торгах по цене 610 млн рублей ООО «Инвестиционные консультации» (входит в структуру ГК «Регион»), которое, по сведениям игроков авиарынка, действовало в интересах Utair. Сложности в структуре собственности затормозили процесс привлечения частных инвестиций для реконструкции тюменского аэропорта. Инициативу пришлось взять в свои руки местным властям, которые сегодня строят амбициозные планы относительно модернизации «Рощино».
В августе прошлого года германская Hochtief AirPort GmbH (один из крупнейших в Европе инвесторов в строительство аэропортов) заключила с аэропортом «Рощино» договор на разработку концепции развития аэропорта. «Модернизацию тюменского аэропорта нужно было начинать еще вчера, – считает генеральный директор «Рощино» Владимир Поляков. – Инфраструктура нашего аэропорта сегодня не соответствует перспективам развития рынка авиаперевозок в будущем». Как результат, финансовые показатели «Рощино» оставляют желать лучшего. В первом полугодии 2008 года чистая прибыль аэропорта составила 1,219 млн рублей против чистого убытка в размере 2,176 млн рублей за аналогичный период. «Основными задачами мы считаем строительство в аэропорту пассажирского терминала с пропускной способностью до 1,5 млн пассажиров в год, расширение зоны для технического обслуживания воздушных судов, модернизацию грузового терминала, создание кейтеринга, строительство нового гостиничного комплекса. Необходимый объем инвестиций оценивается в сумме более 50 млрд рублей», – указал г-н Поляков.
Модернизация инфраструктуры аэропорта будет осуществляться на основании генерального плана, который и подготовят специалисты Hochtief. «Они дадут свое экспертное заключение о состоянии аэропорта и рекомендации по реконструкции объекта», – добавил г-н Поляков. Информация о том, какой будет схема финансирования проекта, пока не разглашается. Тюменские власти указывают на готовность выделения бюджетных средств, но и не скрывают своей заинтересованности в привлечении сторонних инвесторов. Не исключено, что одним из них может выступить и Hochtief AirPort GmbH.
В столице Ханты-Мансийского автономного округа по поводу поиска инвесторов для реконструкции местного аэропорта не переживают. Глава региона Александр Филипенко предложил оптимизировать издержки бюджетных средств, обозначив приоритетные условия для создания более высокой пропускной способности аэровокзала. «Наши первоочередные задачи – улучшение аэронавигационных условий аэропорта, строительство дополнительного терминала, оборудование стоянок», – подчеркнул г-н Филипенко. Модернизировать аэропорт местные власти намерены к 2010 году. В это время в Ханты-Мансийске пройдет Всемирная шахматная Олимпиада.
Если заявленные на Урале проекты будут реализованы, уже в ближайшем будущем местные аэропорты превратятся из мест прилета-отлета в мини-города со всей необходимой инфраструктурой.