Анатомия города
В одном из своих последних проектов мастерская А. Асадова представила планировку района в Казани именно такой – живой городской тканью, состоящей из амебоподобных образований, которые нанизаны на полукруглый зеленый бульвар, словно бусинки на леску ожерелья. Речь идет о конкурсном проекте планировки района на месте бывшего городского аэродрома Казани, которому заказчики дали название «Седьмое небо», отдав тем самым дань «небесному» духу места.
Несколько лет назад на поле аэродрома был построен спортивный комплекс с ипподромом, вокруг которого разбит парк. Будущий район должен был разместиться вокруг ипподрома в виде автономных кварталов (жилых и офисных), расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Следуя заданными условиям, архитекторы мастерской А.Асадова пришли к следующему планировочному решению: с трех сторон вдоль ипподрома предполагалось разбить зеленый бульвар, к которому бы примкнули кварталы, что собрало бы разбросанную в пространстве парка застройку в единое градостроительное решение.
Окончательная концепция планировки кварталов родилась не сразу. Перед архитекторами стояла задача формирования городской среды нового поколения, и, по словам руководителя мастерской Андрея Асадова, «важно было уйти от прямолинейной застройки, жестких геометрических кварталов». Вначале была идея решения кварталов в виде «кластеров», фрагментов плотной городской застройки. Затем архитекторы предложили лучевую планировку, которая «разлеталась» бы в разные стороны от центрального парка. Был вариант выстроить кварталы «хребтом» вдоль центрального бульвара, а также – рассматривалась идея создания имитировать искривленные улицы старого города. Но все эти идеи были отброшеня архитекторами по причине их линейности – как не имеющие ничего общего с представлениями о современном городе.
Итоговый вариант возник неожиданно – приснился во сне одному из соавторов проекта, как периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделееву. Идея представляла собой свободноплавающие в городском пространстве «клетки» – квартальные образования, «приросшие» с обеих сторон к дуге центрального бульвара. У каждой такой «клетки» есть оболочка – изогнутый дом, очерчивающий квартал по периметру, внутри которого центростремительно расположены другие дома. В «ядре» квартала-клетки расположен ее общественный центр – школа, и высота застройки понижается при приближении к ядру и одновременно к бульвару, тем самым визуально притягивая квартальную застройку к центральной оси.
«Клеточный» характер планировки был выбран архитекторами только для жилых кварталов. Решение участков под офисы более простое, но не менее пластичное. Для него авторы прибегли к типологии города-сада Ле Корбюзье, разместив офисные башни обтекаемых форм и разных размеров и диаметров в хаотичном порядке. Они также понижаются в сторону центрального зеленого бульвара, участвуя в создании единой архитектурной композиции.
В целом конкурсный проект «Седьмое небо» является синтезом предыдущих архитектурных разработок мастерской А. Асадова – проектов «Круги на воде» для города Домодедово и загородного поселка «Жемчужина» на Новорижском шоссе. По сравнению с этими работами в новом проекте круги трансформируются в более сложные, искривленные и текучие формы со сложной внутренней структурой, похожей на планировку «Жемчужины», но уже в ином масштабе – в масштабе города. Здесь архитекторы предприняли попытку применить свои градостроительные наработки к большей территории – спроектировав разновидность убранистической среды, сходную с фрагментом живого организма. Следствием должна была стать способность этой среды к будущему саморазвитию.
P.S. Результаты конкурса «Седьмое небо» на застройку поля аэродрома в Казани так и не были объявлены, а конкурс считается несостоявшимся