Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Автогрейдер - создан для дороги.

Автогрейдер - создан для дороги.

Автогрейдер — машина, характеризующаяся относительной эксплуатационной неприхотливостью и достаточно высокой надежностью. Она незаменима при дорожно-строительных земляных работах. Еще одна важная сфера применения автогрейдеров — коммунальное хозяйство, в частности — содержание дорог. В России такую технику выпускают в основном три предприятия — ОАО «Брянский арсенал», ЗАО «Дормаш» и ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины».

Если классифицировать автогрейдеры по весу, их можно разделить на легкие, средние и тяжелые. Легкие автогрейдеры используют для содержания и мелкого ремонта дорог и для постройки грунтовых дорог в нулевых отметках.

Средние автогрейдеры используют для возведения земляного полотна при небольших отметках насыпи и выемки в грунтах оптимальной влажности и для среднего ремонта дорог.

Автогрейдеры тяжелые и особо тяжелые целесообразно использовать при наличии больших объемов работ и в сложных грунтовых условиях.

Обычно у автогрейдеров управляемыми (поворотными) являются колеса передней оси. У некоторых типов автогрейдеров управляемые колеса передней и задней оси, что обеспечивает им возможность поворота со значительно меньшим радиусом.

Трехосные машины с двумя ведущими осями и одной управляемой обладают, по сравнению с другими автогрейдерами, лучшей планирующей способностью, достаточно хорошими тяговыми качествами и способностью сохранять устойчивость заданного прямолинейного движения при наличии боковой нагрузки. Скажем, когда отвал работает, будучи вынесенным в сторону. Такую схему ходового оборудования имеет подавляющее большинство мирового парка автогрейдеров.

Автогрейдеры со всеми ведущими колесами значительно дороже и сложнее в эксплуатации, поэтому их применяют лишь в тех случаях, когда от машины требуются высокие тяговые качества в трудных грунтовых условиях.

Сегодня с нами делятся опытом эксплуатации отечественных автогрейдеров представители дорожно-строительных и дорожноэксплуатационных организаций Екатеринбурга.

Строительная компания ООО «Городское Управление дорожностроительных работ» на сегодняшний день располагает значительным парком техники и автотранспорта для строительства дорог, земляных работ, благоустройства. В него входят более сорока единиц дорожностроительной техники разных типов, в том числе семь автогрейдеров.

Главный механик ООО «Городское Управление дорожностроительных работ» Пётр Дите:

—Наш парк автогрейдеров эксплуатируется достаточно активно. Тем не менее машины демонстрируют высокую степень надежности — некоторые прослужили уже по 10 лет без серьезных нареканий. Тут главное — грамотное обращение с техникой, соблюдение всех межсервисных интервалов.

На предприятии существует ремонтная база, позволяющая осуществлять ремонт автогрейдеров собственными силами. Поскольку автогрейдеры работают отнюдь не в тепличных условиях, нередко приходится устранять возникающие в ходе эксплуатации повреждения рамы, сцепления.

Следует отметить, что в последние годы качество ножей для грейдерных отвалов значительно понизилось. Если в советские времена на их изготовление шли высокопрочные легированные стали, то сейчас потребителю «подсовывают» никуда не годные ножи. Просто взяли кусок металла, нарезали, покрыли кромки несколько более прочным сплавом… Разумеется, служат такие «поделки» крайне недолго.

Ну а вообще проблемы дефицита запасных частей для дорожностроительной техники сегодня не существует. В продаже есть всё, были бы деньги. Мы приобретаем запчасти и агрегаты не на заводахизготовителях, а у торговопосреднических организаций. В частности, для автогрейдеров практически всё закупаем в компании «Тракспецмаш». Такой подход объясняется стремлением к оперативности.

Исполняющий обязанности главного механика Кировского ДЭУ Александр Буньков:

—Автогрейдеры и прочую дорожностроительную технику мы приобретаем централизованно — через муниципалитет. Но быстро выходящие из строя запчасти — те же ножи — покупаем у торговопосреднических организаций. Например, у «Тракспецмаша». Эти запчасти привозят с завода «Челябинские строительнодорожные машины». Простоев техники из-за этого практически не возникает, заявки выполняются довольно быстро.

Мы эксплуатируем автогрейдеры «Брянского арсенала» ГС180 и челябинские ДЗ98 и ДЗ120. Эта техника используется в основном для содержания дорог. Она достаточно надежна и при должном уходе может прослужить очень долго. Вообще же, автогрейдер тяжелого класса ДЗ98 предназначен для выполнения землеройно-профилировочных работ в дорожном строительстве на грунтах I – IV категорий, в железнодорожном, аэродромном, мелиоративном, ирригационном, гидротехническом строительстве.

Его целесообразно применять при выполнении энергоемких земляных работ большого объема или работ в тяжелых дорожных условиях. А 180-е эффективно справляются с работами по строительству и содержанию автомобильных дорог. Автогрейдер ДЗ180 может быть использован при постройке грунтовых дорог, при профилировании поверхностей. Да и потребность в его ремонте возникает реже. В силу большей маневренности, меньших габаритов он удобнее при работе в условиях ограниченного пространства — на узких улочках. Словом, с этими автогрейдерами особых трудностей мы не испытываем. Кое-какие конструктивные недоработки попросту устраняем сами. Так, у ДЗ120 дополнительно усиливаем рамы, на 180-х попросту меняем вилки, которые часто ломаются.

Гораздо больше головной боли доставляет нам А120. Экспериментальную партию этих автогрейдеров в свое время выпустил челябинский завод. Машина не прижилась и в массовое производство не пошла. Так что теперь запасных частей к ней не сыщешь днем с огнем. Тем более они нестандартные. Итогом не совсем удачной конструкции редуктора отбора мощности стало то, что нам приходится постоянно ремонтировать этот автогрейдер — разваливаются подшипники, разбило шпоночный паз.

Сергей Милютин (журнал «Строительные материалы и услуги»)

Мероприятия