Борьба за качество – новый этап развития рынка
Борьба за качество – новый этап развития рынка
Союз предприятий Стройиндустрии совместно с Министерством строительства Свердловской области и территориальным управлением Госстройнадзора начали борьбу с поставщиками некачественных строительных материалов. В Союзе отмечают, что, несмотря на обострение конкурентной борьбы, в кризис уральские предприятия не снижают качество своей продукции. Как правило, некачественный товар поставляют инорегиональные компании, нередко даже без соответствующей документации.
Саморегулируемая организация, формируемая на базе областного Союза предприятий стройиндустрии, создает свод правил и нормативов, которые не только обеспечат качество продукции и работ, но и станут орудием в борьбе за рынок. «Если мы сделаем такие нормативы, в которых написано, например, что тротуарная плитка должна служить не менее 30-40 лет, то никто не буде работать плохими материалами, выходящими из строя через 5 лет», - считает директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин.
Специалисты областного управления Госстройнадзора (ГСН) пояснили, что по Градостроительному Кодексу РФ ГСН не имеет права проверять производителей товара. Данную функцию осуществляет тот, кто использует эту продукцию, те есть служба заказчика производства, или другими словами – строительная компания, которая осуществляет контроль. Обеспечивая на строительной площадке входной контроль продукции, застройщик должен запрашивать паспорта качества на материалы. И только от их добросовестного отношения к работе зависит качество строительства. Так же открывая любой ГОСТ (Государственный отраслевой стандарт) мы можем обнаружить следующий пункт «Потребитель имеет право проводить проверку продукции в соответствии с утвержденными нормами и техусловиями, утвержденными при заключении договора на поставку. То есть надзор за осуществлением контроля (в т.ч. входного) это функция ГСН.
Председатель правления «Астон груп» Вячеслав Трапезников считает, что сейчас тотальный контроль существует только на производстве бетона. Все остальные стройматериалы делаются по собственным техусловиям предприятий. «Так как мы не имеем права требовать от производителя, например, международного сертификата качества то, по сути, предприятию застройщику вообще контролировать нечего. Остается полагаться на то, что партнер поставляет действительно качественную продукцию», - считает Трапезников.
Заместитель директора ЗАО «Глимс-Продакшн» Роман Борисов убежден, что даже контроль непосредственно на строящемся объекте не может быть полным: «Когда заказчик требует одну марку бетона, он не знает, что именно приходит на стройку в цистернах, а не по документам. Отследить содержимое ста машин - никто не в состоянии. Вообще, чтобы наладить систему менеджмента качества на стройке, нужно чтобы контролирующих было столько же сколько рабочих».
Участники рынка выражают единство во мнении, что, к большому сожалению, невозможно заставить всех производителей стройматериалов переподтвердить свои сертификаты. А когда происходит гонка сдачи объекта, то чаще всего происходит и нарушение технологии применения даже хороших стройматериалов. Кроме того, определенными материалами даже работать нужно в определенных климатических условиях. Все эти факторы затрудняют возможность контроля качества на больших объектах, при гигантских объемах работы.
Получается, что вопрос контроля качества в строительстве – это большая проблема, решение которой сегодня - гарантия безопасности будущих объектов. Но так как качество стройматериалов, которыми ведется работа, полностью на совести производителя, получается, что потребителю нужно в первую очередь особенно внимательно подойти к выбору материалов. «По-просту говоря, ценник не должен перекрывать значение технических характеристик продукции – будь то клей для обоев, затирка, шпатлевка или гипсокартонные листы. В случае, если дирекция следит за производственным процессом, потребитель может быть уверен, что работы, выполненные хорошими материалами, простоят более 10 лет» - комментирует Роман Борисов.