Депутаты ГосДумы намерены поставить законодательный барьер демпингу встроительстве.
В погоне за демпинговыми ценами заказчики нередко проигрывают в качестве услуг,предоставленных этой «дешевой» фирмой. Эта мысль звучала лейтмотивом на заседании Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, которое состоялось 12 апреля.
Депутаты привели немало примеров, когда победитель аукциона по критерию «самых низких цен», на деле оказывается фиктивной фирмой-однодневкой, которая занимается не строительством, а перепродажей заказа, либо ищет строителей- халтурщиков, оплачивая их труд мизерной суммой, что в итоге приводит к печальным результатам. Классическим примером подобных «демпинговых аукционов» может служить «долгострой» Большого театра России. Этот факт привел член комитета Владимир Ресин, бывший вице-мэр Москвы. По его словам, из-за того, что на аукционе была выбрана по ценовому критерию несостоятельная строительная организация, главный театр страны реконструировали девять лет, и с большими финансовыми затратами, хотя все это можно было сделать за четыре года. При этом депутаты отмечали, что проблема дешевых услуг, которая оборачивается головной болью для заказчиков и потребителей, затрагивает практически все сферы жизни в нашей стране от строительства до поставок детского питания в детские сады и учебные заведения.
Комитет рекомендовал к принятию к первому чтению несколько законопроектов, которые способны решить эти проблемы. Так, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предлагает увеличить максимальный размер цены контракта. При этом заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок и максимального размера суммы, при которой допускается размещение заказа у единственного поставщика.
Другой законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должен урегулировать ценовые критерии на поставки пищевых продуктов в школы и детские сады. В проекте заложен механизм против «недобросовестного занижения цен», которое приводит к низкому качеству услуг. Законодатели, считают, что необходимо установить планку минимальных цен. Так, чтобы они соответствовали реалиям жизни. Как сказала депутат, зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, представляющая этот норматив на комитете, «курица не может стоить тридцать копеек».
Нормативы обяжут заключать договоры обязательств с участниками аукционов и вести строгий контроль за их деятельностью. Помимо ценовых критериев необходимо четко прояснять возможности услуг, которые может предоставить фирма.
Поможет усовершенствовать строительный процесс и законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рекомендованный к первому чтению. Он увеличит перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня. Тем самым расширит правовые нормы охраны окружающей среды от негативного воздействия вредных выбросов предприятий, которые раньше не входили в список государственной экологической экспертизы. Критерии контроля при этом, будут установлены Правительством Российской Федерации.
Свою лепту в усовершенствование аукционных торгов внесет законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», который урегулирует порядок предоставления земельных участков Фонда в аренду для строительства доступного жилья экономкласса. Законопроект направлен на введение нового вида аукционов. Соответствующими полномочиями по проведению данных аукционов предложено наделить Федеральный фонд развития жилищного строительства. Предпочтение будет делаться тем застройщикам, которые предложат не только минимальную цену продажи жилья, но и докажут свои возможности по качественному строительству домов. При этом качество работ должно соответствовать требованиям, установленными федеральным органом исполнительной власти.
Как пояснил более подробно первый заместитель Председателя комитета по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, — основная идея законопроекта — закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономического класса и реализация такого жилья по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона. Нормами законопроекта предусматриваются два механизма предоставления застройщикам земельных участков для строительства жилья экономкласса. Один из них предусматривает заключение между застройщиком и органом местного самоуправления договора о развитии уже застроенной территории в целях строительства такого жилья. При этом должен быть выполнен ряд условий: подготовка документации по планировке, предоставление жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.
Второй механизм предусматривает заключение между застройщиком и органом местного самоуправления договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Этот механизм касается территорий, не занятых объектами недвижимости и свободных от прав третьих лиц, за исключением самовольных построек. Одним из условий такого договора предусматривается подготовка документации по планировке территории. Особенностью предлагаемых механизмов является новый вид аукциона, победителем которого признается участник, предложивший наиболее низкую цену в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений договоров купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве. Предметом аукциона является стоимость 1 квадратного метра жилья, за которую застройщик обязуется продать построенное жилье экономического класса или заключить договоры долевого участия в строительстве. При этом начальная цена предмета аукциона устанавливается исходя из средней рыночной стоимости, определяемой Минрегионразвития России для конкретного субъекта РФ на соответствующий квартал.
Александр Браверман , генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, представляющий этот законопроект в комитете, привел пример, как удалось снизить цены на жилье в одном из районов Подмосковья по данной схеме. В доме, который строился по договоренности с Фондом – цена на каждый квадратный метр составляла 40 тысяч рублей за квадратный метр. Рядом же строился аналогичный элитный дом некоей строительной фирмой по первоначальной цене по 78 тысяч рублей за квадратный метр. В итоге — цены там были значительно снижены. Документ одобрен комитетом и запланирован на рассмотрение в первом чтении на заседании палаты уже 25 апреля 2012 года.
Завершая заседание, Председатель комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских сообщил, что 26 апреля 2012 года в 15.00 в зале 830, Комитет проведет парламентские слушания на тему «Об основных итогах деятельности государственных институтов развития в сфере жилищного строительства и направлениях их работы на среднесрочную перспективу».
Будут рассмотрены результаты и основные направления деятельности таких институтов развития в сфере жилищного строительства как Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Также планируется обсудить основные изменения законодательства в сфере жилищного строительства и направления его совершенствования.
В парламентских слушаниях примут участие руководители указанных структур, а также представители Минрегиона, Минэкономразвития, Минфина, Счетной палаты Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представители крупнейших строительных и девелоперских организаций.