Дизельный генератор 5 и его назначение
При установке трёхфазных дизельных электростанций для питания нескольких однофазных приборов приходится добиваться симметричности нагрузки. Её неравномерность возникает и при подключении к дизельному генератору 5 кВт и выше потребителей с индуктивным типом сопротивления. По возможности, разницу нагрузки между фазами необходимо избегать, так как возникает ощутимая разница потенциалов между «недогруженной» и «перегруженной» обмотками генератора.
«Перекос фазы» и возможные проблемы
При большой разнице дизельный генератор 5 кВт может выйти из строя из-за пробоя изоляции, в результате придётся менять всю электромеханическую часть. Электромеханическая часть установки просто выйдет из строя, а такие неприятности повлекут большие финансовые затраты, особенно, если это дизельный генератор 30 кВт и более.
Даже если перекоса фаз удастся избежать, разница потенциалов в обмотках ускорит износ изоляции, что снизит ресурс электрической части генератора. Если дизельный генератор 5 кВт и ниже часто монтируют самостоятельно, то с повышением мощности возрастает роль квалифицированной установки, так как и затраты в случае аварии возрастают.
Нормы перегрузки по фазам
Нагрузка между фазами не должна отличаться более чем на 25%. Иногда в рекомендациях в качестве нормы для дизельных электростанций указывается 30 %. Однако следует понимать, что это техническая величина. При смене режимов, приборы-потребители могут существенно менять потребляемую мощность, что приводит к изменению в нагрузке между фазами. Потому ориентироваться следует на 25%, как на верхний предел. Однако многие специалисты считают, что даже такой перекос в нагрузке небезопасен для генераторов.
Дизельная электростанция на холостом ходу
Другая опасность связана с работой на холостом ходу. ДГУ входит в этот режим, когда нагрузка падает ниже 30% (например, для дизельного генератора 30 кВт это менее 10 кВт). Иногда случается, что дизельная электростанция должна работать даже при падении потребления до 0. В результате, на обмотках электрогенератора возрастают потенциалы, что может привести к пробою изоляции. Холостой ход приводит к снижению температуры охлаждающей жидкости, из-за чего воздушно-топливная смесь сгорает хуже. Топливо смывает масло с деталей цилиндропоршневой группы, а возросшее трение ведёт к разогреву деталей и прогоранию двигателя.
Чтобы избежать неприятностей холостого хода, нужно предварительно подсчитать суммарную мощность потребителей и приобретать электростанцию с небольшим запасом. Так, для приборов с общим потреблением до 25 кВт лучше всего подойдёт дизельный генератор 30 кВт. Если же режим холостого хода избежать не удаётся, то что бы предотвратить негативные эффекты, установку оснащают электрическими шунтами с жидкостным или воздушным охлаждением. Они создают необходимую нагрузку, защищая электрическую часть генератора. Электростанции, работающие на холостом ходу, обязательно необходимо выводить на эксплуатацию с нормальной нагрузкой каждые 7–8 часов.