В Екатеринбурге начался бум строительства коттеджных поселков.
В Екатеринбурге начался бум строительства коттеджных поселков
13 марта 2007 г. состоялась очередная конференция еженедельника «Деловой квартал» - вторая в ежегодной программе однодневных бизнес-форумов для растущего бизнеса Екатеринбурга. Тема конференции «Загородная недвижимость: земля, проекты, продажа, управление». Генеральным спонсором конференции выступила корпорация «Рай» (ООО «Строительная компания «Третья столица»).
|
Екатеринбург – третий в стране город по объемам рынка загородной недвижимости. По оценкам столичной консалтинговой компании Vesco Consalting, общий объем представленного предложения равен в екатеринбургских коттеджных поселках оставляет $142 млн, потенциал покупательского спроса - $182 млн. Главная тенденция рынка загородной недвижимости – переориентация платежеспособного спроса с домов в местах стихийной и слаборганизованной застройки на дома в организованных коттеджных поселках. Эта тенденция и стала центральной в докладах и презентациях, представленных слушателям конференции.
Программа конференции
Какие поселки необходимы покупателям
Открыл конференцию Максим Федотов – генеральный директор ГК «Титул», член совета Уральской Палаты Недвижимости (УПН). По его мнению, основные факторы роста спроса на загородные дома – высокая плотность застройки в городе, плохие экологические условия, «перегретые» цены на квартиры, изменение менталитета горожан. По данным УПН, в окрестностях города сейчас возникло более 40 мест организованной застройки. Планы выйти на рынок со своими поселками вынашивают практически все крупные строительные компании Екатеринбурга. И хотя на текущий момент ненасыщенный спрос позволяет не сомневаться в успешности большинства проектов, компании уже сейчас инвестируют в современные концепции строительства и оптимизируют бизнес-процессы для сохранения доходности в условиях, когда предложение достигнет максимума (а произойдет это, по прогнозам экспертам конференции, к 2009-2010 гг.).
Пример такого подхода - ООО «Строительная компания «Третья столица», представшее проект поселка таун-хаусов «Снегири». По словам Павла Сотуленко и Александра Скорина, консультантов совета директоров по вопросам стратегического маркетинга, с целью избежать ошибок в построении бизнес-модели компании был применен системный подход к разработке комплекса маркетинга, итогом которого явилось как изменение организационного построения компании, так и стратегии продвижения поселка. Для реализации проекта создан холдинг, включающий строительную, управляющую, инвестиционную компании, производственную группу, объединенных единым брендом – «Корпорация «Рай».
Евгения Тафинцева, коммерческий директор ООО «Третья столица» раскрыла технологическую политику компании, состоящую в использовании новых теплосберегающих стеновых материалов – теплоблоков, производство которых развивается внутри холдинга.
Качество управления комплексом маркетинга девелоперскими и строительными компаниями на практике проявляется в концепции самого поселка, которая приобретает решающее значение для его успеха (или, напротив, неуспеха) в глазах потребителей. По крайней мере, такова практика в Москве, где уже накоплен большой негативный опыт, когда дома в поселках не могут найти покупателя годами, что приводит к убыткам инвесторов. Алевтина Орешко, директор по развитию Vesco Consulting (Москва) в своем выступлении описала требования к успешной концепции. Она должна включать: маркетинговую концепцию и позиционирование; архитектурно-строительную концепцию; программу по реализации недвижимости; финансовую модель проекта.
Один из девелоперов, ООО «ДВ-Проекты», также концентрирует свое внимание на создании концепции загородных поселков. Менеджер по управлению проектами компании «ДВ-Проекты» Ксения Марченко отметила, что при разработке концепции необходимо определить особенности, так называемые «фишки», будущего жилого поселка, влияющие на позиционирование проекта на рынке.
Особенность екатеринбургского рынка загородной недвижимости – отсутствие предложения в сегменте «премиум». Существующие варианты можно отнести к премиальным лишь с большой натяжкой. По мнению Светланы Пуциговой, руководителя службы продаж группы компаний «Олипс», спрос в этом сегменте определяется предложением, а ситуация в целом зависит от психологии как потребителей, так и девелоперов. ГК «Олипс» представила на конференции проект загородного жилого комплекса «Дома Адажио», который компания позиционирует как первый екатеринбургский полноценный проект поселка премиум-класса. Внимание аудитории к деталям проекта – инженерной и социальной инфраструктуре, работе управляющей компании, архитектурным решениям – свидетельствует о повышении требований рынка к качеству не только предлагаемых объектов, но и поселков как единого целого.
Валерий Шевченко, генеральный директор ГК «Строитель» обратил внимание аудитории на качество используемых в загородном строительстве материалов и инженерных систем, констатировав, что рынок еще не миновал стадию «гонки за иллюзорной экономией», которая потом полностью сводится на нет растущими эксплуатационными затратами.
Увеличение числа заложенных поселков будет сопровождаться ростом количества вариантов используемых технологий – на рынок выводятся все новые материалы и конструкции. Александр Елсуков, 1-й заместитель генерального директора ОАО «Завод ЖБИ «Бетфор» представил трехслойные наружные стеновые панели, внутренние несущие стеновые панели с максимальной заводской готовностью, плиты перекрытий, изготовленные методом безопалубочного формования. Использование таких материалов в загородном строительстве позволяет сократить себестоимость домов в поселках эконом-класса.
Дальнейший рост спроса на загородное жилье зависит от доступности программ ипотечного кредитования. Иван Шориков, ведущий экономист отдела кредитования частных клиентов «Уральского банка Сбербанка России» рассказал об условиях финансирования операций с загородной недвижимости. Банк сегодня выдает кредиты на покупку, строительство, реконструкцию объектов недвижимости, ремонт и отделку. По прогнозам финансистов, доля загородной недвижимости в структуре ипотечного кредитования будет только увеличиваться.
Уеличение доступных потребителю вариантов покупки загородного жилья и связанное с этим усложнение выбора требует развития информационной инфраструктуры. Проект "Недвижимость BLIZKO" ИД «Абак-пресс» выделяет загородные поселки в числе своих стратегических приоритетов, разрабатывая новые информационные формы, облегчающие выбор потребителя. Алена Зыкова, руководитель проекта "Недвижимость BLIZKO" презентовала их на конференции: наиболее полная карта поселков, он-лайн-карта коттеджных поселков с активными ссылками на информацию о них, каталог коттеджей в журнале, фотолоты, приложение «Ипотека BLIZKO».
Снежана Мальцева, руководитель направления «Тематические приложения» журнала «Деловой квартал» представила другое издание, уделяющее большое внимание рынку загородной недвижимости - «Деловой квартал. Моя недвижимость», которое рассматривает аудиторию журнала «Деловой квартал» как наиболее активных потребителей нового жилья.
Коттеджные поселки – загородная идиллия или «потемкинские деревни» 21 века?Завершила программную часть конференции встреча Дискуссионного клуба «Делового квартала», призванная классифицировать многочисленные проблемы, возникающие у владельцев загородных домов уже на стадии эксплуатации. Участники дискуссии пришли к выводу, что будущие покупатели домов в поселках вынужденно будут повышать свою технологическую и правовую компетентность, требуя от застройщиков и девелоперов выполнять не только свои обязательства, но и возникающие отраслевые стандарты. На это, по оценкам экспертов конференции, как раз и уйдут ближайшие годы, пока будут достраиваться заложенные сегодня поселки. Таким образом, новые контуры рынка коттеджных поселков и баланс спроса и предложения сложатся не ранее 2010 г.
Итоги конференции
На конференции прозвучало 9 докладов для 123 слушателя из 88 компаний и организаций Екатеринбурга.
Удачным завершением конференции стали розыгрыши призов среди слушателей, а также награждение докладчиков. Призовой фонд предоставил партнер конференции – компания «Семицвет».