Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Эксперт АСР: спасет ли нас импортный цемент?

Эксперт АСР: спасет ли нас импортный цемент?

Восполнить дефицит цемента импортной продукцией сегодня практически невозможно. Согласно таможенному тарифу Российской Федерации, ставка ввозной таможенной пошлины на все виды цементной продукции определена в размере 5% от таможенной стоимости. Это совсем немного, и ее отмена ни к чему не приведет. С проблемой дефицита цемента сегодня столкнулись не только Россия, но и большинство стран Западной и Восточной Европы и СНГ. Острейший дефицит цемента возник этим летом в Польше, Словакии и Чехии. Ожидается пятикратный рост спроса на цемент в Великобритании в связи с подготовкой к проведению Олимпийски игр 2012 года в Лондоне.

Последние три года дефицит цемента стала испытывать и Белоруссия. В 2007 году экспорт цемента составит лишь 400 тыс. тонн цемента, что на 30% меньше по сравнению с объемами 2006 года. В 2007 году Беларусь поставит в Россию не более 130 тыс. тонн цемента.

На Украине дефицит цемента составит около 2,5 млн. тонн. В то же время ежегодный спрос на цемент увеличивается на 10%. Проектная мощность цементных заводов Украины составляет 20 млн. тонн. Казахстан обеспечивает цементом собственные нужды только на 60%. Дефицит цемента в скором времени достигнет 500 тысяч тонн в год. На данный момент ежегодный выпуск цемента в Казахстане составляет 5 млн. тонн, и до недавнего времени российские предприятия сами экспортировали цемент в эту страну. Среди других стран, испытывающих дефицит цемента, можно назвать Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Иран.

Поставлять цемент в Россию способны только две страны - Турция и Китай. Но доставка из Китая через Дальний Восток, а из Турции через Азовское море существенно увеличит его стоимость. В европейской части России практически полностью отсутствуют специализированные терминалы по перегрузке насыпного цемента. Российские порты в европейской части мелководные, тогда как цемент выгодно возить лишь кораблями вместимостью свыше 60 тыс. тонн. По большей части такие суда мы принять не сможем. Следует отметить, что экономически оправданный радиус перевозок цемента не должен превышать 500 км, так как при больших расстояниях резко возрастают затраты на транспорт. Перевозка 1 тонны цемента из Владивостока в Москву обходиться не менее 2 тыс. руб.

Самый удобный способ доставки китайского цемента в западную часть России - через западные порты: Санкт-Петербург и Новороссийск. Но контейнерные линии наотрез отказываются давать баржи-цементовозы, мотивируя это тем, что судна неделями стоят в портах, ожидая разгрузки. На сегодняшний день отправить контейнеры можно без проблем лишь до дальневосточных портов, но дальнейшая доставка по железной дороге в западную часть России делает общую стоимость доставки совершенно невыгодной.
Весь экспортный объем китайского цемента в 2007 года был расписан по контрактам еще в октябре - декабре 2006 года. Китайский цемент завозится в Россию в ограниченных количествах (по нашим данным, порядка 47 тысяч тонн в год). Практически весь он остается в приграничных регионах.

В прошлом году объём производства цемента в Турции вырос на 23% и составил 42, 8 млн. т. При этом более 35 млн. т цемента было продано на внутреннем рынке, а остальное (7, 4 млн.т ) отправлено на экспорт. Основными импортёрами турецкого цемента были Ирак (2, 8 млн. т), Италия (около 1 млн. т), США (750 тыс. т), оккупированная территория Палестины (334 тыс.т) и Сирия (275 тыс. т). В настоящее время по объёму экспорта цемента Турция занимает первое место в Европе и второе в мире, уступая только Таиланду.

Сегодня иностранные и российские предприниматели готовы вкладывать деньги в развитие отечественной цементной промышленности. В период до 2010 году  в России намечается ввод новых мощностей по производству цемента общим объемом 19 150 тыс. т. Кроме того,  за счет интенсификации технологических процессов путем реконструкции действующих технологических линий и увеличения ввода добавок в цемент намечается прирост мощностей за этот период до 1 500 тыс. тонн. Общий прирост мощностей по производству цемента составит 20 650 тыс. тонн. Таким образом, среднегодовая мощность цементных предприятий России может составить к 2010 году 80 млн. тонн. Таким образом, основное внимание государства должно быть сосредоточено на поддержке развития цементного производства внутри страны.

Необходима выработка комплекса мер по государственной поддержке цементной промышленности России, включающей:
1. Привлечение инвестиций в отрасль для сокращения выбытия мощностей и строительство новых заводов при условии обеспечения прозрачности их реализации.
2.В области налогового администрирования:
∙ Применение льгот по налогу на прибыль при осуществлении инвестиционных проектов.
∙ Расширение предоставления льгот по налогу на имущество для цементных заводов, осуществляющих инвестиционную деятельность в регионах, в части подлежащей зачислению в областной бюджет, а также по налогу на прибыль и земельному налогу.
∙ Введение системы компенсаций за использование вторичных ресурсов и отходов производства.
∙ Внедрение механизма возврата экологических платежей для целевого финансирования цементными компаниями природоохранных мероприятий.
3. В области таможенного регулирования:
Включение выпускаемого за рубежом нового оборудования для технологического перевооружения цементной отрасли в перечень, отменяющий таможенные пошлины.

Павел Горячкин,  директор департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России

События