Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Энергоэффективность и энергосбережение.

19 июля 2007 г.

12 июля 2007 года состоялось заседание рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности комитета РСПП по энергетической политике. Участники обсудили предложения по формированию официальной позиции Российского союза промышленников и предпринимателей относительно государственной политики в этой области и созданию Национальной энергосервисной компании. Представитель Евробанка П.Хобсон проинформировал собравшихся о возможностях сотрудничества с ЕБРР по вопросам энергоэффективности.

Если суммировать содержание докладов и выступлений, то суть предложений по выработке проекта позиции РСПП сводится к следующему.

Энергоресурсосбережение - это требование времени, без которого невозможно обеспечить рентабельность производства при постоянном росте тарифов на энергоносители и начавшемся дефиците электроэнергии и газа, сдерживающем быстрое развитие большинства секторов российской экономики.

Наращивание производства и энергетических мощностей требует огромных средств. В то же время существующий энергодефицит - результат не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии. Поэтому повышение экономической эффективности предприятий и, как следствие, их конкурентоспособности за счет применения энергосберегающих технологий, модернизации производства и собственных НИОКР в этой области становится чрезвычайно актуальным.

В свою очередь, эффективное энергоресурсосбережение, являясь мощным «скрытым» инвестиционным ресурсом, исчисляемым десятками миллиардами рублей, позволяет ускорить решения задач, поставленных Президентом России: удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности и энергобезопасности национальной экономики. Международные обязательства, связанные с подписанием Киотского протокола и предстоящим присоединением к ВТО, также диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях хозяйственной деятельности.
В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» потенциал технически возможной и экономически оправданной экономии ТЭР оценен в объеме около 400 млн. т.у.т. или около 300 млрд. рублей.

Анализ хода реализации «Энергетической Стратегии - 2020» по параметрам энергетической эффективности показывает, что достигнутые в этой сфере результаты уже требуют существенного пересмотра прогнозных оценок. В соответствии с концепцией ЭС-2020 удельная энергоемкость ВВП в 2005 г. должна была по сравнению с 2000 г. составить 85%, в то время как фактически она снизилась до 78,9%. При этом, около 75-80% достигнутого снижения удельной энергоемкости экономики связано со структурными факторами и лишь порядка 20-25% с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения. Это означает, что на рубежи по снижению удельной энергоемкости за счет применения энергоэффективных технологий, зафиксированные в «Энергетической Стратегии» (30-35%), отечественная промышленность еще не вышла.

Российская экономика, по-прежнему, энергорасточительна, энергоемкость национального ВВП в 3 - 3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран.
Так, в применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла коэффициент полезного действия составляет не более 30-35%, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) - около 55-60%. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5-7 лет. При опережающем росте цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы они будут только увеличиваться. Это не стимулирует инвесторов участвовать в реализации  таких проектов, хотя ряд крупнейших российских компаний («Интеррос», «Базэл», «АФК-Система», «Альфа-групп») начинают проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.

Решающим в развязке этой проблемы как раз и может стать эффективное энергосбережение: причем как в сфере потребления за счет существенного повышения эффективности использования энергоресурсов, так и непосредственно в топливно-энергетическом комплексе через снижение издержек производства, транспортировки и переработки нефти и газа, выработки и передачи электроэнергии. Это позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в энергетике, промышленности, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

По мнению членов рабочей группы РСПП, основные барьеры, препятствующие динамичному развитию в сфере энергоресурсосбережения, таковы:
Во-первых, в России на сегодняшний день нет авторитетных энергосервисных компаний, способных обеспечить надежный и эффективный проектный менеджмент и готовых гарантировать инвестору и потребителю величину экономии ресурсов и сроки возврата инвестиций.
Во-вторых, крайне мало практики доказательного мониторинга экономии финансовых средств   после внедрения энергоэффективного оборудования.
В третьих, нет и правил бухгалтерского учета получаемой экономии на систематической основе, ее дифференцированного учета, аккумуляции и, что очень важно -распределения между участниками процессов энергоресурсосбережения.
Главный же тормоз – отсутствие каких бы то ни было стимулов: нет ни поощрения за экономию энергоресурсов, ни наказания за нерациональное энергопотребление! Государство фактически проводит политику декларативного энергосбережения, отстраивание нормальных финансовых и организационных механизмов подменяется «производством лозунгов».

Проведенный членами рабочей группы РСПП анализ показал, что в России не создана современная база данных энергоэффективных технологий. Налицо слабая коммерциализация научных идей, разработок и патентов в этой области. На рынке существуют десятки научных и инновационных групп, работающих по одному направлению и зачастую дублирующих друг друга. Ощущается явная нехватка прорывных типовых, энергоэффективных проектов, основанных на апробированных технологиях и оборудовании, прошедших госэкспертизу и гарантирующих бюджетную эффективность для государства и возврат инвестиций частным предпринимательским структурам.

Не удовлетворяется спрос и на эволюционные энергосберегающие технологии, позволяющие быстро снизить капитальные и эксплуатационные затраты, оптимизировать технологические процессы и, таким образом, консолидировать ресурсы для поэтапной модернизации объектов промышленности и ЖКХ.

Однако наличие хороших технологий - условие необходимое, но не достаточное. Члены рабочей группы РСПП по энергосбережению и энергоэффективности в ходе обсуждения пришли к выводу, что нужен комплекс организационно-технических мероприятий, отработанный финансово-правовой механизм, позволяющие проводить принципиально новый, системный подход к разработке и реализации региональных и отраслевых инвестиционных проектов. Это предполагает наличие специально организованных структур, Например, в форме консорциумов, объединяющих российские и зарубежные инжиниринговые, энергосервисные, энергоаудиторские фирмы, производителей оборудования и систем управления, консалтинговые и инвестиционные компании.

В связи с тем, что энергосбережение затрагивает большинство аспектов хозяйственной деятельности государственных и предпринимательских структур, и в тоже время требует специальных знаний и опыта, рабочая группа РСПП предлагает рассмотреть вопрос о создании Национальной энергосервисной компании в форме открытого акционерного общества, объединяющего профессиональные предпринимательские, инвестиционные и банковские структуры для осуществления комплексного системного подхода к разработке энергоэффективной политики и реализации соответствующих проектов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

По мнению членов рабочей группы РСПП, в вопросах повышения энергоэффективности российской экономики настоятельно необходим постоянный и конструктивный диалог бизнеса с органами законодательной и исполнительной власти.

Его предметом должны стать:

• ускорение принятия новой редакции ФЗ «Об энергосбережении»;
• создание организационно-правовых механизмов, стимулирующих энергоэффективность (включая административные меры);
• разработка и введение в действие жестких технических регламентов и стандартов, не позволяющих использовать энергозатратное оборудование и технологии;
• формирование современной базы данных эффективных технологий и типовых тиражируемых энергоэффективных проектов;
• изменения и дополнения в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающие налоговые льготы предприятиям, направляющим собственные средства на реализацию энергоэффективных проектов;
• прямая бюджетная поддержка типовым быстроокупаемым проектам в сфере ресурсосбережения и механизмы частно-государственного партнерства (софинансирования) в их разработке и реализации.

Своего рода «дорожной картой» для решения этих вопросов, полагают члены рабочей группы РСПП, могла бы стать новая Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика».

При этом остро актуальным является образование специализированного органа исполнительной власти, например «Федерального агентства по энергосбережению», ответственного за проведение единой государственной политики в этой важнейшей сфере экономической деятельности.

Рабочая группа приняла решение после доработки проекта позиции предложить комитету РСПП по энергетической политике внести ее на рассмотрение Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Члены рабочей группы РСПП выразили уверенность, что использование организационного, инвестиционно-финансового, производственно-технологического и научно-технического потенциала предприятий и организаций членов РСПП на основе комплексного системного подхода при разработке и реализации федеральных и региональных программ энергоресурсосбережения будет способствовать ускорению темпов темпа социально-экономического развития, повышению экохозяйственной эффективности и уровня энергетической безопасности экономики Российской Федерации.





Мероприятия