Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

ЭТНОГРАФИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

Когда собственные “культурные месторождения” начинают казаться выработанными, люди с любопытством взирают на чужие. Где же как ни в экзотике традиций и искусства иноземцев искать те крупицы нового, которые могут оживить привычные формы? История взаимовлияния культур очень древняя, но никогда оно не было столь массовым и легкодоступным, как сейчас. Этого не избежали ни музыка, ни изобразительное искусство, ни литература, ни тем более интерьер. В последние годы в искусстве даже появился термин “этностиль”.

Афростиль: природный минимализм — основа дизайна интерьера

За всю историю Африки здесь получили развитие три европейских стиля: ар-деко, колониальный стиль и этно. Все они требуют усердного поиска и накопления экспонатов. И поэтому — это очень дорогие предметы интерьера. Вообще, Африка — это природный минимализм: простые формы, грубые фактуры. Дух африканского колорита можно передать через зигзаги и круги всех цветов радуги из соломенной, кожаной и синтетической плетенки, пятнистые драпировки, тяжелые браслеты и этнические бусы, стилизованные афроорнаменты под натуральные шкуры и кожи животных — обитателей африканской саванны. Тяжелая мебель очень простых геометрических форм, которая необычайно близка к скульптуре. Лестница из ствола дерева с ветками-ступенями, складные низкие табуреты, огромные деревянные чаши. А еще ритуальные маски и аутентичные статуэтки, слоновая кость, черепаховый панцирь, перламутр. И много-много золота: в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, с тех пор африканцы необычайно щедро украшают золотом свои жилища.

Стены домов украшаются дизайнерскими обоями, имитирующими кожу рептилий. Полы в африканских интерьерах должны быть каменные, из грубо обработанных больших плит (в условиях современной европейской квартиры это может быть керамогранит с подогревом). Или полы-“палуба” из черного дерева. Модное сейчас дерево венге прекрасно имитирует наш дуб, если придать ему самый темный оттенок из возможных. Напольные аксессуары: керамические вазы с броскими орнаментами из ромбов, кругов, полосок, шкуры животных, которые можно сделать своими руками из искусственного меха, обрезков кожи, сапожной или платяной щетки с мягкой щетиной и конского волоса. И деревянные чаши. Все это в дорогих европейских интерьерах выглядит роскошно и вписывается, пожалуй, в любой стиль.

Марокканский интерьер — “окно в Европу”

Марокко всегда было интернациональным государством. И марокканский стиль — это одно из самых экзотичных смешений нескольких культурных слоев: мавританского, арабского, берберского и европейского. Римляне, испанцы, англичане — все они оставили здесь следы своей культуры, но самым сильным оказалось влияние французов. Именно благодаря французским архитекторам и дизайнерам и существует сегодня само понятие “марокканский стиль”. Однако это отнюдь не выражается в навязывании европейских архитектурных канонов, это органичный синтез европейских и североафриканских элементов. За последние тридцать лет французские архитекторы, выполняющие заказы поселившихся в Марокко американцев, французов и англичан, отреставрировали многочисленные старинные постройки и спроектировали новые дома в стиле возрожденного классицизма ар-деко. Сохранились узкие улочки, шумные базары, традиционные арабские “рийяды” — городские дома, похожие на сады, с замкнутыми внутренними двориками, обнесенные колоннадами. На пристроенных к “рийядам” террасах и верандах марокканцы проводят многие часы, созерцая красоты сада. Дома словно сливаются с садами, и граница между интерьерами и внешним миром как бы стирается.

Однако самое главное, что связало воедино восточную и европейскую культуру — это колорит Северной Африки, взятый на вооружение французскими дизайнерами. Кроме черного и холодного белого, популярны тона песков и почв: золотистый, желтая охра, песочный, бежевый, розовато-красный и умбра. Кроме того, в марокканской палитре — все оттенки зеленого и синего. В оформлении интерьеров характерен баланс холодных и теплых оттенков. Потолки чаще всего красят в белый цвет, но при этом стены — желтые или зеленые. Холодные оттенки белого контрастируют с цветами камня или кирпича и с тонами натурального дерева местных пород. Эти контрасты ярко подчеркивают особенности архитектурных деталей. Окна, двери, арки, зачастую выкрашенные в ярко синий цвет, соседствуют с желтыми элементами фасада.

Напольная мозаика, выложенная из плиток, играла важную роль в североафриканской архитектуре еще до нашествия римлян. И сегодня шестиконечные звезды, лучами расходящиеся из центра, и головки цветов, составленные из геометрических фигур, украшают полы, стены, лестницы, камины и даже столешницы.

Еще одна деталь любого марокканского интерьера — кованые решетки. Родилось искусство плетения из шнура на Востоке. С незапамятных времен у кочевых народов так украшали седла, сумки, упряжки верховых животных (в переводе с турецкого “макрама” — это шарф или салфетка с бахрамой, а в переводе с арабского “миграмах” — это бахрома или шарф, украшенные плетеным кружевом). Позднее кисти, шнуры, бахрома на занавесках и скатертях, позументы и галуны перешли в Европу и теперь считаются неотъемлемыми элементами классического интерьера.

А еще марокканский стиль предполагает неожиданное разнообразие дизайна: от наивного до утонченного, с символами и узорами, повторяющимися в различных формах, с древними традициями внутренней отделки. Так, в новых домах властвуют излюбленные орнаменты арабов и берберов, крашеная деревянная резьба, лепные гипсовые рельефы, выложенная из плиток мозаика, отделанные “таделактом” (марокканской штукатуркой) стены. И сложно сказать, сколько веков в этих краях отделывают стены “таделактом”. Внешне это похоже на мрамор, а на самом деле это — смесь песка, негашеной извести и земляных пигментов, придающих цвет от темно-коричневого до светло-табачного. Технология эта сложная и трудоемкая, но в европейских условиях ее вполне можно заменить “венецианской штукатуркой”. А вот другую древнюю технологию отделки потолков в Европе применяют только в загородных домах: эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья укладываются поперек балок. Дерево покрывают известкой, чтобы создать ощущение пространства и воздуха. Такой потолок и привносит в интерьер терпкий марокканский колорит.

Африканский и марокканский стили у европейцев в настоящее время находятся на втором месте по популярности после японского. Однако это, пожалуй, самые экзотичные из этностилей. Самобытность африканского искусства передают изготовленные вручную элементы интерьера из традиций прошлого.

По материалам порталов “Ваш дом — все для дома и строительства” (www.vashdom.ru), Архитекторов-дизайнеров интерьера (www.arhistar.ru), сайта Группы компаний ВИРА  Арт-строй (www.eremont.ru/design/art), журнала “АрхиДом”

Мероприятия