Гигантский экоград возникает как источник инноваций
Гигантский экоград возникает как источник инноваций
Масдар. Новое имя в экологической тематике. Это город. Это инициатива. Это компания. И это попытка построить в пустыне мечту, эталонную среду обитания, в которой самая современная техника органично вписывается в природу. Котлованы уже видны, сваи забиты, грузовики и бульдозеры пыхтят вовсю. Добро пожаловать в будущее. В Абу-Даби.
Инициаторы грандиозного проекта (а первую скрипку тут играет энергетическая корпорация Masdar) обещают сделать этот населённый пункт первым на планете городом с нулевым выбросом углерода (тут он может обогнать Санта-Монику) и нулевыми отходами. Оригинальная архитектура, любопытные энергетические системы, футуристический транспорт (город вообще без автомобилей) — в Масдаре будет на что взглянуть.
Может быть, с высоты птичьего полёта город этот не произведёт сильного впечатления: плотная застройка невысокой этажности и простая прямоугольная планировка. Но с уровня улиц перед жителями и туристами раскроется вся прелесть этого зелёного места.
Общая площадь города составит 6 квадратных километров. Рядом с основными прямоугольниками-кварталами примостится энергетический блок, значительная часть которого будет отведена под поля солнечных батарей (иллюстрации Foster + Partners).
Главное, на что обратят внимание прохожие, — почти весь город будет прикрыт сверху сонмом затейливых ажурных конструкций, создающих на улицах и площадях резную тень. В сочетании с близко стоящими домами, у части из которых ещё и стены нависают над тротуаром или выполнены выступающие балюстрады и площадки, этот полог создаёт необычное чувство уюта.
Экогороду в пустыне будут чужды огромные пустые площади с раскалённым асфальтом, нагретым лучами солнца. Хотя нельзя сказать, что в Масдаре совсем не будет открытых пространств. Но всё будет подчинено созданию атмосферы домашней, душевной обстановки. Вездесущие фонтанчики, канальчики и водопадики, зелёные насаждения и никаких проспектов с чадящими легковушками.
Масдар вместит 40-48 тысяч жителей и ещё больше туристов будут посещать его ежедневно. До международного аэропорта и центра собственно Абу-Даби обещают организовать удобный монорельсовый транспорт. Впрочем, куда интереснее будет транспорт в самом городе... (иллюстрация Foster + Partners, Masdar Initiative)
С практической точки зрения узорчатые пологи будут способствовать снижению затрат города на кондиционирование. Такое вот сочетание стиля и технологий, как и во всём, к чему приложил руку знаменитый Норман Фостер (Norman Foster). Да именно в Foster + Partners нарисовали сказочный Масдар.
Проект этот стартовал ещё в 2007 году, но лишь сейчас он начал материализовываться. А вообще-то развитие этого удивительного района Абу-Даби (фактически города в городе) рассчитано до 2023 года.
Масдар будет зоной, свободной от промышленных предприятий и неэкологичного транспорта.
Улицы и переулки Масдара больше напоминают цепочку атриумов, как во многих современных торговых или бизнес-центрах (иллюстрации Foster + Partners).
По замыслу властей Абу-Даби, полторы тысячи компаний из разных стран мира обретут тут свои офисы, лаборатории или научно-исследовательские центры, пользуясь возможностью организовывать предприятия со 100-процентным иностранным владением, нулевыми налогами и отсутствием ограничений на движение капитала, а также — сильной защитой интеллектуальной собственности.
Таким образом, Масдар призван стать экозвездой региона, которая будет и разрабатывать передовые технологии, и демонстрировать их во всей красе.
Опреснение воды при помощи солнечной энергии и повторное использование воды технической, переработка мусора в сырьё, передовые системы поддержания микроклимата, 100-процентная альтернативная энергетика — город подаст хороший пример последователям. А также Масдар будет заниматься экспортом "зелёных" технологий.
Тень в городе будут создавать не только резные пологи, но и натуральная листва (иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).
Удивительно, но крупного экспортёра нефти — ОАЭ — настолько озаботили вопросы энергетической безопасности, изменения климата, сохранения водных ресурсов и защиты природы, что он решил создать особое место, где специалисты со всего света могли бы работать над разрешением этих проблем.
Это и есть "Инициатива Масдар" (Masdar Initiative). Цель её — создание нового экономического сектора ОАЭ вокруг "зелёных" и наукоёмких отраслей, привлечение партнёров из-за рубежа, в том числе — технологических лидеров.
Дома, школы, рестораны, театры и магазины, офисы и иные общественные здания в Масдаре, с одной стороны, выглядят как "пришельцы из будущего", с другой, по замыслу авторов плана,– вызывают ассоциации с традиционными постройками арабского Востока (иллюстрации Masdar Initiative, Foster + Partners).
Появившиеся тут новые изобретения потом будут реализованы не только в ОАЭ, но и в других странах.
Таков бизнес-план Эмиратов, отчасти помогающий сделать этот весьма дорогой суперэкопроект (его оценивают в $22 миллиарда) потенциальным золотым дном. Масдар выступит знаменем диверсификации нефтяной экономики, символом экологического движения.
Движение же в самом Масдаре будет тоже экологичным. Как уже сказано — это будет зона, свободная от автомобилей. Зато тут будет действовать необычный общественный транспорт — персональный скоростной (PRT).
Первое слово значит, что в одном аппарате смогут перемещаться всего шесть человек (то есть перед нами даже не микроавтобус), а второе означает высокую скорость – не столько максимальную, сколько среднюю, плюс малое время ожидания и оптимальный маршрут поездки.
Шестиместная капсула кибертакси, представленная на днях в Абу-Даби. В транспортной системе Масдара эти роботы смогут следовать друг за другом с минимальным интервалом всего в 3-4 секунды – электроника не допустит столкновения (фотографии Masdar).
Капсулы-роботы CyberCabs будут ждать своих пассажиров во множестве пунктов города. Человек или группа людей смогут сесть в них, набрать на панели управления пункт назначения и спокойно смотреть, как беспилотное такси отвозит их в нужное место.
Сеть остановочных пунктов должны связать специальные дорожки (в том числе — воздушные), причём остановившаяся капсула будет сходить с основной "магистрали", не мешая другим вагончикам следовать мимо, благодаря чему будет обеспечена высокая пропускная способность системы и сократится время поездки для каждого конкретного пассажира.
На презентации капсулы в Абу-Даби присутствовала генерал-губернатор Австралийского союза Квентин Брайс (Quentin Bryce). Австралийцы заинтересовались проектом? Возможно. Правда, специалисты отмечают, что робототехнические системы PRT почти невозможно интегрировать в существующие города. В случае с Хитроу речь идёт о более-менее свободной от застройки пригородной зоне. А Масдар и вовсе весь спроектирован специально под сеть кибертакси (фото Masdar).
Этот принцип такси-роботов не нов. Сама идея PRT витает в воздухе почти 50 лет, но примеров практической реализации в полном объёме (да с реальными пассажирами, а не испытателями) – раз-два и...
Собственно их два примера и есть. Первую в мире такую систему — ULTra, разработанную в Бристоле, — вскоре запустят в лондонском аэропорту Heathrow. Мы рассказывали о ней во второй части этой новости.
А вторая практическая система — это как раз и есть транспорт в Масдаре.
Масдар будет одной гигантской пешеходной зоной, но из конца в конец в нём можно будет добраться очень быстро. И буквально без шума и пыли (иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).
По общему принципу действия и даже внешнему виду CyberCabs, созданные для ОАЭ, похожи на капсулы ULTra, однако автономные аппараты для экогорода разработала и построила другая компания — голландская 2getthere.
Есть, впрочем, скрытые отличия. У британцев электронные мозги капсулы полагаются на сигналы лазерных дальномеров, у голландцев — на показания сенсоров, чувствующих магниты, встроенные в асфальт каждые пять метров. В ULTra аккумуляторы — свинцово-кислотные, в капсулах от 2getthere — более дорогие, но и более ёмкие литиевые.
Foster + Partners сообщает, что сеть капсул обеспечит обитателям Масдара пешеходную доступность в 200 метров между любой точкой города и ближайшим остановочным пунктом системы (иллюстрация Foster + Partners).
Вообще, передовые технологии в области энергетики — конёк Масдара. Солнечные батареи и ветряки — это само собой. Здесь намерены апробировать и другие варианты получения энергии. Не зря второе название компании Masdar — Abu Dhabi Future Energy Company.
В частности, есть шанс, что на площадке Масдара изобретатели испытают систему Beam-Down, разработанную в Токийском технологическом институте (Tokyo Institute of Technology).
В её основе — поле зеркал, направляющих лучи на теплоприёмник, через который прокачивается теплоноситель, в конечном счёте, приводящий в действие турбину электростанции. Принцип не нов — помните феерическую солнечную башню в Испании и её родственниц?
Однако у японцев комплекс словно перевёрнут.
Теплоприёмник располагается на земле, а в воздухе, в центре зеркального поля, "подвешено" ещё одно огромное зеркало, собирающее свет с армии нижних зеркал и переправляющее его вниз.
Общий принцип работы системы Beam-Down. Японцы считают, что таким способом можно расположить вокруг теплоприёмника больше гелиостатов, лучше отслеживать передвижение солнца, а ещё – не тратить энергию на закачивание солевого раствора на вершину башни (иллюстрации Tokyo Institute of Technology, SENER).
По расчётам разработчиков, такая солнечная тепловая станция будет дешевле и эффективнее классического варианта с высокой башней в центре. 100-киловаттный образец Beam-Down, который "сватают" Масдару, может показать на практике — так ли это.
Вероятно, со временем мы узнаем ещё о каких-нибудь необычных технологиях, которые будут привлечены в Масдар — эту огромную лабораторию под "не совсем открытым небом".
Для обитателей же города, наверное, куда важнее будет оформление всего этого буйства новаций. Foster + Partners постаралась, чтобы в городе было приятно жить, работать и отдыхать.
Интерьеры и экстерьеры Масдара. Одно плавно и незаметно перетекает в другое – особенность города (иллюстрации Masdar Initiative, Foster + Partners).
Возможно, Масдар задуман не столь вычурным, как подземный Сан-Франциско-2108, вращающийся город или города-лилии, зато его уже строят.И это — несмотря на кризис, который поставил под сомнение многие прелюбопытные объекты в заливе. Но в Багдаде... то есть в Масдаре всё спокойно.
Уже к осени нынешнего года свои двери должно открыть одно из первых зданий чудо-града — Институт науки и технологии Масдара (Masdar Institute of Science and Technology), создаваемый при участии Массачусетского технологического (MIT).
Выбор первого объекта, который должны ввести в строй, символичен. Ведь Масдар намерен повести за собой в "зелёное" будущее всё человечество. А без науки и технологий — сами понимаете... "Однажды, все города станут такими", — оптимистично заявляют в компании Masdar.
Масдар сегодня. А каким он будет, пока можно только пофантазировать, не без помощи Foster + Partners, конечно же (фото Daryl Visscher/The New York Times, иллюстрации Foster + Partners, Masdar Initiative).