ГОРОД — ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ГОРОД — ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Обзор целевых программ Уральского федерального округа, направленных на благоустройство городских территорий
Основная цель проводимой сегодня в России реформы жилищно-коммунального хозяйства — создание комфортных и безопасных условий проживания с соблюдением необходимых санитарных норм и правил, что напрямую зависит как от технического состояния жилых домов, так и от благоустройства внутриквартальных территорий. В этих целях, а также в целях привлечения различных городских организаций к участию в вопросах благоустройства и содержания придомовых и внутриквартальных территорий, парков и скверов муниципальными структурами разрабатываются целевые программы, определяющие необходимые мероприятия по обеспечению надлежащего содержания городских территорий, объемы и источники финансирования.
На территории Уральского федерального округа программы, направленные на благоустройство придомовых территорий, действуют сегодня практически в каждом городе. Основными задачами этих целевых программ являются:
• повышение качества общегородской среды обитания;
• развитие дорожной инфраструктуры и благоустройство пешеходных зон;
• совершенствование городского ландшафтного дизайна;
• развитие рекреационных зон и создание условий для отдыха горожан.
В Екатеринбурге в рамках «Стратегического плана развития города на 2005–2015 годы» от 10 июня 2003 г. пятый год действуют целевая программа «Улучшение благоустройства городской территории» и стратегический проект «Управление отходами».
Особое внимание в программе «Улучшение благоустройства городской территории» уделяется вопросам создания условий для комфортного проживания горожан и проведения досуга. Так, проект «Парк семейного отдыха», прописанный в программе, направлен на формирование благоустроенных рекреационных зон в районах города: возведение новых современных игровых и досуговых комплексов и создание системы парковых и игровых зон Екатеринбурга путем преобразования существующих парков.
Основная цель проекта «Управление отходами» — создание эффективной системы по сбору, транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых и промышленных отходов на территории уральской столицы, и следовательно, повышение уровня санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности жителей Екатеринбурга. Задачи такого же плана лежат и в основе программы Свердловской области «За чистый Урал» на 2008–2015 годы. Программа, в частности, предусматривает ликвидацию до 2011 года всех нелегальных свалок на территории области, удвоение количества пунктов приема вторсырья, строительство в каждом управленческом округе не менее одного современного межмуниципального полигона для переработки твердых бытовых отходов, включающего мусоросортировочную станцию и комплекс по обезвреживанию особо опасных отходов.
Ежегодно только в Екатеринбурге образуется более одного миллиона тонн отходов производства и потребления, в том числе около 740 тысяч тонн твердых бытовых отходов. В настоящее время все отходы утилизируются на двух специализированных полигонах, расположенных в черте города, общая площадь которых составляет более 90 гектаров.
Разработчики этих программ рассчитывают в ходе их реализации реально повысить уровень санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов Свердловской области и значительно увеличить объемы переработки бытовых отходов.
В Муниципальной целевой программе «Комплексное благоустройство Нижнего Тагила» на 2006–2010 годы от 16 марта 2006 г. прописываются механизмы проведения работ по комплексному благоустройству городских территорий. Под понятием «комплексное благоустройство» в программе, в частности, подразумеваются параллельные с ремонтом автодорог работы по замене подземных инженерных коммуникаций, обустройству газонов, ремонту пешеходных тротуаров, внутриквартальных проездов, фасадов зданий, подъездов, замене кровельных конструкций, строительству спортивных и детских игровых площадок и т. п. В программе также подчеркивается, что характерной особенностью территории Нижнего Тагила является наличие периферийных районов, расположенных непосредственно вокруг крупных заводов. Эти предприятия занимают достаточно обширные территории, и жилые массивы удалены друг от друга и от исторического центра города. Поэтому планировка города не имеет четко выраженной структуры, что приводит к несогласованным действиям коммунальных предприятий, занимающихся городским благоустройством: например, нередки случаи, когда после проведения одним предприятием капитального ремонта автодороги или тротуара другое предприятие приступает к плановым ремонтам подземных инженерных сетей. Данная целевая программа призвана координировать деятельность всех предприятий и организаций, занимающихся благоустройством города с целью создания благоприятных и комфортных условий для проживания горожан.
Городская целевая программа «Оздоровление окружающей среды Челябинска» на 2007–2010 годы от 28 ноября 2006 г., в частности, направлена на модернизацию механизмов управления обращением с отходами производства и потребления, совершенствование технологий очистки сточных вод и создание систем эффективного контроля над соблюдением экологического законодательства. Согласно этому документу, к 2010 году планируется уменьшить количество вредных выбросов на 12,5 тыс. тонн в год, индекс загрязнения атмосферы понизить с 17,5 до 12, а количество сбросов загрязненных вод уменьшить на 80%. Кроме того, в программе предусмотрены средства в размере одного миллиона рублей на санитарную очистку города и ликвидацию несанкционированных свалок, а для утилизации и захоронения отходов планируется построить мусороперерабатывающий комплекс и современный полигон.
Вопросам благоустройства придомовых территорий повышенное внимание уделяется в некоторых городах Челябинской области. Так, в комплекс мер, предусмотренных целевыми программами комплексного благоустройства дворовых территорий на 2008 год городов Копейска «Двор» от 17 октября 2007 г., Златоуста «Дворы» от 30 октября 2007 г. и Магнитогорска «Наш двор» от 26 марта 2008 г., входят асфальтирование придомовых территорий, установка дворовых ограждений, а также возведение дворовых спортивных площадок и детских городков. Отдельно в программах прописаны мероприятия по благоустройству дворов в районах старой застройки, где требуется полная перепланировка придомовой территории и модернизация дворового инвентаря.
Ведомственная целевая программа «Основные направления развития благоустройства в Тюмени» на 2007–2009 годы от 20 января 2007 г. включает в себя следующие блоки:
• развитие дорожного хозяйства;
• организация уличного освещения;
• требования к содержанию фасадов зданий, объектов капитального строительства;
• озеленение городской территории;
• развитие рекреационных зон, организация содержания мест захоронения.
С целью повышения эффективности мероприятий, заложенных в Программе, городской администрацией были приняты «Правила благоустройства города Тюмени» от 26 июня 2008 г. Данный документ регламентирует порядок благоустройства, озеленения, организации освещения улиц, сбора и вывоза отходов, а также содержания дворов. В частности, Правилами закреплены стандарты и требования к устройству дворов: обязательное сооружение парковочных мест, площадок для мусоросборников, детских и спортивных площадок и т. п. Кроме того, в документе определены размеры территории, закрепленной для благоустройства для каждого хозяйствующего субъекта, включающие как саму площадь, занимаемую предприятием, так и территории за его пределами.
Ожидаемый эффект реализации этих документов заключается в формировании привлекательного облика улиц и площадей Тюмени, улучшении общей экологической обстановки в городе, сохранении и развитии зеленого фонда города как важного социального стабилизирую-щего фактора, снижающего напряженность городской среды и облагораживающего условия проживания человека.
Программа «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2008–2012 годы от 28 ноября 2008 г. и Закон ЯНАО «Об окружной целевой программе «Жилище» на 2006–2010 годы от 10 января 2007 г. ориентированы на обеспечение надежности инфраструктуры ЖКХ регионов со сложными климатическими условиями. В связи с этой проблемой особое внимание в документах уделяется вопросам модернизации объектов тепло-, водоснабжения и водоочистки, а также сезонным проблемам содержания дорог, тротуаров и придомовых территорий в условиях сурового климата.
Итак, главной задачей долгосрочных целевых программ по благоустройству является улучшение городской среды, устойчивое развитие и функционирование коммунальной инфра-структуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безо-пасную и комфортную среду обитания. И, как подчеркивают руководители регионов УрФО, текущее финансирование этих и других программ, направленных на повышение комфортности проживания населения, будет производиться в полном объеме, а при необходимости — и увеличиваться, несмотря на сложную экономическую ситуацию.
Публикацию подготовила Елена Шутько