Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Гостеприимство под прикрытием

На Западе, где риски гостиниц исчисляют сотнями миллионов долларов, страхование этого бизнеса является нормой. Страхуется не только здание гостиницы, но и ответственность перед третьими лицами, а именно: причинение вреда жизни, здоровью, имуществу посетителей – будь то повреждение их транспортных средств на стоянке отеля или отравление некачественными пищевыми продуктами в ресторане. Вместе с тем на Урале, где последние годы активно развивается отельный бизнес, его комплексное страхование непопулярно. Основная причина – отсутствие на рынке прецедентов, которые могли бы серьезно подкосить бюджет отеля.


Генеральный директор уральского холдинга USTA Group Сергей Данилик уверен: «Страхование рисков отелей должно производиться в обязательном порядке». По его словам, современные отели – это комплексы, которые оказывают самый широкий спектр услуг. Помимо непосредственно услуг проживания отели предлагают услуги общепита, конференц-залов, центров здоровья и красоты. Вкупе с круглосуточным режимом работы это приводит к тому, что гостиничный комплекс становится, с одной стороны, местом постоянного многочисленного скопления людей, с другой – объектом недвижимости со сложной коммуникационной инфраструктурой. Поэтому наиболее актуальными рисками для гостиничных комплексов можно считать происшествия технологического характера – пожар, повреждения водой, а также противоправные действия третьих лиц – хищения, бой стекол, умышленное повреждение имущества. Не желая рисковать, летом текущего года USTA Group заключила с уральской дирекцией СК «РОСНО» договор по страхованию имущества и гражданской ответственности своих объектов: отелей «Гранд Авеню», «Екатеринбург Центральный», «Сити-отель», «Премьер-отель» и «Исеть», а также ресторанов и кафе в их составе: «Кейс», «Саввой», «Портофино» и других. В USTA Group отмечают, что, застраховав гражданскую ответственность, они защитили свои отели не столько от собственных промахов, сколько от серьезных ошибок и нарушений обслуживающих и снабжающих организаций. Ведь при оказании гостиничных услуг широко используются продукция или услуги третьих лиц (продукты питания, посуда, мебель, телефонная и интернет-связь). «Скрытые недостатки этой продукции или услуг становятся недостатками гостиничной услуги в целом, ответственность за это перед потребителем в любом случае несет гостиничный комплекс. Например, за некачественные продукты в мини-баре отвечает отель, а не поставщик этих продуктов. За отсутствие заявленной услуги беспроводного Интернета опять же ответственность перед клиентом несет отель, а не интернет-провайдер, не сумевший по техническим причинам эту услугу обеспечить. Строители, выполнившие ремонт в номерах и допустившие недостатки в работе, которые привели к причинению вреда посетителям отеля, также никакой ответственности перед пострадавшими не несут – ущерб возмещает отель», – пояснил г-н Данилик.

Особый менталитет.
Впрочем, такая позиция отельера скорее исключение, нежели правило в Уральском регионе. «Обычно гостиницы страхуют то, что является «добровольно-принудительным» в силу каких-то нормативных актов, – сообщила Надежда Ильичева, заместитель директора по развитию партнерских отношений уральской дирекции СК «РОСНО». – Например, если гостиница имеет статус архитектурного памятника и ее помещения находятся в аренде, то, как правило, арендодатель обязывает арендатора страховать свою ответственность. Кстати, такое «добровольное требование» распространяется на любые коммерческие помещения, находящиеся в аренде». По словам страховщиков, гораздо реже собственники страхуют весь имущественный комплекс гостиницы (здание, отделку, мебель, оборудование, предметы интерьера, оргтехнику, ландшафтные сооружения, художественные ценности), а также риск перерыва в коммерческой деятельности в случае пожара, залива, ремонта. Пример такого широкого комплексного страхования реализован в «Атриум Палас Отеле» и Центре международной торговли в Екатеринбурге. А вот страхование ответственности гостиниц перед посетителями практикуется и вовсе в единичных случаях.
Первопричиной представители уральского страхового сообщества считают позицию преимущественного большинства отельеров, которые не видят необходимости в дополнительных тратах. «Распространенная позиция – администрация гостиницы не несет ответственности за ценные вещи посетителей – совершенно неправильная, – считает Сергей Меренков, генеральный директор страховой компании «Северная казна». – Гостиницы обязательно должны страховать риски повреждения имущества посетителей, однако не делают этого в целях минимизации своих расходов». Причина этого, уверен эксперт, менталитет собственников отелей и самих посетителей. «Отельеры просто еще не сталкивались с ситуациями, когда бы им пришлось заплатить крупную денежную сумму за тот или иной случай, связанный с причинением вреда гостю. Все дело в правовой безграмотности нашего населения. Нашим гражданам проще перетерпеть всевозможные неудобства в отеле, нежели бегать по судам», – указывает г-н Меренков. С ним отчасти согласен его коллега, генеральный директор екатеринбургского филиала СК «Югория» Сергей Лапаев. Он считает, что корень проблемы не столько в юридической безграмотности населения, сколько в целом в правовой системе России. «На Западе если посетитель, к примеру, поскользнулся в душе в номере или случайно ударился о дверку шкафа, он сразу же подаст судебный иск на отель и, вероятнее всего, выиграет это дело, получив необходимую компенсацию. Дело в том, что на Западе действует прецедентное право. Если в отеле уже был подобный прецедент, то истец автоматически выигрывает дело. В России же другое правовое поле – каждый случай у нас рассматривается в индивидуальном порядке. Истцу придется в течение длительного времени бегать по судам, доказывать свою правоту, прежде чем получить какое-либо возмещение за причиненный ущерб», – рассказал Сергей Лапаев. Как результат, по его словам, отсутствие судебной практики в данной сфере.
Однако страховщики уверены, что проблемы в правовом законодательстве не должны останавливать гостиницы страховать свой бизнес, в частности профессиональную ответственность, не говоря уже об имущественном комплексе. Сегодня в Уральском регионе страховые компании готовы предложить отелям максимальный спектр услуг. Как указала Надежда Ильичева, тарифные ставки при страховании имущества составляют 0,04–1,5% от стоимости имущества. Что касается страхования ответственности гостиниц перед третьими лицам, по утверждениям уральских страховщиков, эта сумма обычно не превышает 1 млн рублей. Впрочем, есть и исключения. Так, общая страховая сумма по договорам страхования гражданской ответственности отелей USTA Group составила 15 млн рублей, ресторанов и кафе – 21 млн рублей. В стоимость данной услуги входит страхование следующих рисков: причинение вреда жизни, здоровью, имуществу посетителей на территории гостиницы; риск причинения вреда жизни, здоровью; повреждение транспортных средств посетителей в процессе выполнения операций по парковке и в период нахождения транспортных средств на стоянке. Кстати, по словам г-жи Ильичевой, данный риск очень популярен на Западе. «Ведь иск даже одного крупного клиента может серьезно подкосить бюджет любой гостиницы», – подчеркнула она. А г-н Лапаев добавил, что как только руководство любой гостиницы заявит о потребности в страховых услугах, уже на следующий день у них будет более 20 предложений от разных компаний.

В поисках локомотива.
Уральские отельеры, напротив, говорят, что страховщики неактивны и не делают им интересных предложений, из-за чего услуга страхования гостиничного бизнеса слабо развита в регионе. «На Западе и уже в Москве страховые компании тесно взаимодействуют с отелями, разрабатывая для них специальные программы. Ведь для них это выгодное направление бизнеса. У нас же по непонятным причинам этого не происходит. В мой кабинет очередь из страховщиков не стоит», – сообщила Елена Важенина, директор отеля «Московская горка». Сергей Данилик также не видит особого интереса страховщиков к гостиничному бизнесу. «Вынужден констатировать отсутствие у подавляющего большинства страховых компаний в регионах предложений по страхованию отелей и их ответственности, которые бы полностью учитывали специфику гостиничного бизнеса. К примеру, мы совместно с «РОСНО» потратили довольно много времени и усилий, чтобы создать тот страховой продукт, который наиболее полно соответствует нашим требованиям», – рассказал отельер.
Вместе с тем г-н Данилик считает, что грядущее обязательное страхование гражданской ответственности предприятий общественного питания неизбежно повлечет за собой активное развитие такой финансовой услуги, как страхование гражданской ответственности отелей и гостиниц. По мнению г-на Лапаева, локомотивом роста рынка страхования гостиничного бизнеса на Урале станет экспансия в регион международных гостиничных операторов, которая уже началась. В Челябинске несколько месяцев назад открылся отель известной международной сети Holiday Inn под управлением InterContinental Hotels Group, компания HELIOPARK Group управляет отелем «Смолино». В Екатеринбурге управляющая компания Rezidor Group привлечена в гостиницу Park Inn. К саммиту ШОС в городе откроется отель Hyatt уровня 5* под управлением международного гостиничного оператора Hyatt International. «Эти гостиницы в первую очередь ориентированы на иностранных посетителей и будут предоставлять им услуги в соответствии с западными стандартами. А потому большое внимание будет уделено страхованию ответственности перед третьими лицами», – считает Сергей Лапаев. Как полагает Елена Важенина, эта тенденция не обойдет стороной и местный бизнес в связи с активным его развитием. К примеру, сейчас в Екатеринбурге действуют 46 гостиниц, которые готовы принять одновременно примерно 4,7 тыс. гостей. В 2006 году в Екатеринбурге было введено 464 новых гостиничных места, в 2007 году – 695 мест, план на 2008 год – 690 мест. «В связи с проведением летом 2009 года в Екатеринбурге саммита Шанхайской организации сотрудничества внимание к гостиничному бизнесу и со стороны властей, и со стороны контролирующих органов огромное. Поэтому отельеры сейчас стремятся максимально обезопасить свой бизнес, в том числе при помощи страховщиков», – сообщила г-жа Важенина. А г-н Меренков полагает, что развитие комплексного страхования гостиничного бизнеса будет стимулировать и повышение правовой грамотности населения.

События