Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

По ком плачет доктор.

По ком плачет доктор.

 Глава и совладелец «Евроцемент груп» Филарет Гальчев знает, как монополизировать рынки

Глава и совладелец «Евроцемент груп» Филарет Гальчев знает, как монополизировать рынки

Фото: РИА Новости,Василий Шапошников/Коммерсантъ

«Евроцемент» попытался закрепить свою монополию на рынке и зафиксировать запредельные цены на цемент, пролоббировав введение запретительных пошлин на импорт. Попытка провалилась. Но это не значит, что она была последней

На заседании комиссии правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на прошлой неделе было принято решение оставить нулевую пошлину на ввоз цемента еще на год — до октября 2009 года. Таким образом, инициатива Союза производителей цемента («Союзцемент»), направившего несколькими днями ранее письмо председателю комиссии по защитным мерам Виктору Зубкову с просьбой защитить российских производителей от резко возросших поставок импортного цемента из Турции, Китая и других стран и повысить ввозные пошлины на цемент на 30%, была проигнорирована. И совершенно правильно: российские цементники в последнее время, похоже, стали зарываться.

Мало того, что крупнейшему игроку, фактически занимающему монопольное положение в европейской части нашей страны, компании «Евроцемент груп» (см. график 1), удалось сначала избежать принудительного раздела компании, а потом и регулирования цен со стороны антимонопольных органов. Теперь цементники, загнав цены на российском рынке до невиданных высот, недовольны тем, что сверхмаржинальную конъюнктуру портят всякие там турки и китайцы со своим импортом. «Союзцемент» (обслуживает интересы главным образом «Евроцемента») считает, к примеру, что «справедливая» цена цемента на рынке Центрального федерального округа — 3700–3900 рублей за тонну (160–165 долларов). Для сравнения: в США он сейчас стоит примерно 100 долларов за тонну, в Германии порядка 80–90 долларов (см. график 2).

Три года назад «Евроцемент груп» оправдывала высокие цены необходимостью иметь достаточную рентабельность для финансирования инвестиций в модернизацию и расширение мощностей по производству цемента. В мае 2005 года холдинг обещал, что проинвестирует строительство двух новых заводов в стране совокупной мощностью 3 млн тонн. Мол, к 2008 году будет введен в действие новый завод мощностью 1 млн тонн, а к 2010 году — завод на 2 млн тонн. Прошло восемь месяцев этого самого года. Где новый завод? Нет его.

Непубличный и непрозрачный «Евроцемент», зарабатывая огромные сверхприбыли (см. таблицу), не раскрывает структуру своих затрат и инвестиций, обещая, правда, что построит теперь уже четыре новых завода. Новые мощности якобы появятся не раньше чем через три года. Стоит ли в этом верить Филарету Гальчеву, главе и основному акционеру «Евроцемента»? Ведь если использовать только чистую прибыль «Евроцемент груп» лишь за один 2007 год, можно было бы построить с нуля шесть подобных предприятий! Тому, чем занимается г-н Гальчев, есть название: злостный монополизм, ценовая дискриминация российских потребителей. Действия «Мечела» в сравнении с «Евроцементом» кажутся детской шалостью. Не пора ли премьеру отрядить «доктора» к действительно зарвавшемуся бизнесмену?

С мешком цемента вокруг света

В экономгеографии считается, что максимальное расстояние, на которое экономически целесообразно перевозить цемент, — 400–500 километров от завода мощностью 1–2 млн тонн. Очевидно, советские экономгеографы, которые вывели этот закон, недостаточно четко представляли себе последствий монополистического ведения бизнеса.

Сейчас на московский и питерский рынки цемент привозят не только из Турции и Китая, но и с российского Дальнего Востока — почти за девять тысяч километров! Стало выгодно доставлять его в Москву и Санкт-Петербург из городка Спасск-Дальний (Приморский край). В конце 2007 года в ФАС обратили внимание, что цемент в столицу привозят чуть ли не с Камчатки. С начала 2008 года правительство по инициативе ФАС отменило пятипроцентную пошлину на ввоз цемента из-за рубежа. Вряд ли это могло сильно подстегнуть импорт. Зарубежные производители и так стали входить на российский рынок, когда цены на цемент пробили уровень 170–180 долларов за тонну. Михаил Ганелин, аналитик по рынку стройматериалов из инвесткомпании «Тройка Диалог», говорит, что, по его расчетам, импорт цемента из Турции становится выгоден при цене на московском рынке где-то в районе 180 долларов за тонну. Как объясняет Андрей Мазниченко, директор по развитию ростовской компании ФИЛД (крупнейший импортер турецкого цемента в Россию), «если сложить закупочную цену, стоимость фрахта судна, стоимость перевалки цемента в порту и расход по транспортировке до Москвы, то получится примерно 170–180 долларов за тонну, включая НДС». Примерно около этой отметки и сложились отгрузочные цены с наших заводов, находящихся в Центральном федеральном округе.

Как видно из представленных данных, импортеры вряд ли уйдут с нашего рынка при нынешней ситуации. Скорее они даже будут ввозить дополнительные объемы, чтобы заработать на обороте. А это как раз и невыгодно российским цементникам во главе с «Евроцементом» — ведь при большом объеме сравнительно дешевого импортного продукта цены на внутреннем рынке придется снижать и дальше.

За первые полгода в Россию было импортировано более 4,75 млн тонн цемента (а потребление составило 31,2 млн тонн). Доля рынка, контролируемого импортерами, достигла 15% по итогам первого полугодия. Устрашающая цифра для наших производителей. Всего за какие-то полгода у них отняли больше 10% рынка стоимостью 10–12 млрд долларов.

Любопытна реакция монополиста на рост импорта. «Евроцемент», в отличие от большинства других российских игроков, вместо того чтобы снижать цены, снизил объемы поставки. В первом полугодии 2008 года он уменьшил объемы производства на треть (см. график 3). Расчет прост: мы снижаем производство, на рынке опять образуется дефицит, и цены приходят «в норму».

Но рынок был уже настолько разогрет, что «яму Гальчева» просто не заметил. Дефицит заместился импортным, сибирским и дальневосточным цементом.

Теперь в Центре России цены на цемент скакнули до таких высот, что впору стало ввозить его сюда из тридевятого царства. А ведь на Центральный федеральный округ приходится более трети, а на один богатый московский регион — более 25% всего потребления цемента в стране. Из-за фактического отсутствия конкуренции между производителями в этом регионе (см. картограмму) и довольно высокого спроса «Евроцементу» (контролирующему 80% рынка ЦФО и 53% продаж в европейской части России) не составило особого труда удерживать цены на приемлемом для него уровне при таком доминирующем положении в производстве.

В свое время ФАС не удалось доказать в суде факт монополизма «Евроцемент груп» на московском и других локальных рынках в европейской части России. Как могла ФАС потерпеть такое фиаско при имеющихся данных о 80−процентной доле холдинга в Центральном федеральном округе, остается загадкой.

Нам вас не жалко

«Цементная промышленность России оказалась в зависимости от ценовой политики импортеров из-за технологической неконкурентоспособности, — жалуются в “Союзцементе”. — Большинство российских заводов использует энергозатратную технологию (расход топлива в два раза выше), износ основного технологического оборудования достигает 70–80 процентов (в структуре себестоимости доля амортизации составляет менее одного процента против 14 процентов, необходимых для простого воспроизводства). Поставки импортного цемента уже привели к сокращению его производства в России на 2,6 процента (минус 737,6 тысячи тонн) по сравнению с первым полугодием 2007 года. Из-за замещения отечественного цемента импортным Россия недополучит до конца года налогов в бюджеты разных уровней более 10 миллиардов рублей, а от обнуления импортной пошлины на период, предусмотренный постановлением правительства, — еще 1,1 миллиардов». Вот почему «Союзцемент» и лоббирует введение тридцатипроцентной заградительной пошлины. Отчего произошло основное снижение производства цемента в стране, мы уже объяснили. То, что стране выгодно, чтобы основной стройматериал подешевел, объяснять не надо. Поэтому хорошо, что представители рабочей группы комиссии правительства не пошли навстречу потерявшим совесть цементникам и мотивировали свой отказ тем, что «при введении пошлин сроком на девять месяцев в 2008 году мы преследовали цель снизить цены на цемент в стране и насытить внутренний рынок. Нам это удалось, теперь необходимо зафиксировать положительную тенденцию».

Но проблема «монополиста без совести» остается. Три года назад позиция ФАС в отношении «Евроцемента» была более активной. В 2005 году, после покупки цементного бизнеса у «Интеко», «Евроцемент» повысил цены сразу же на 70%, это вызвало справедливое недовольство потребителей, и ФАС признала тогда «Евроцемент» монополистом. Компанию ждало либо разделение на несколько хозяйствующих субъектов — для создания конкуренции, либо большой штраф и полный контроль ФАС за ценами. Но «Евроцемент» пошел в суд, решив, вероятно, затянуть тяжбу с ФАС, а цены на это время остались на прежнем высоком уровне. Пока тяжба шла, прибыль продолжала расти. В ФАС, очевидно, это тоже поняли, так как в итоге то разбирательство завершилось мировым соглашением. Вброшенный вовремя слух, что какой-то высокопоставленный чиновник из ФСБ стал бенефициаром «Евроцемент груп», тоже, видимо, сыграл свою роль. Стоит ли удивляться, что сейчас ФАС монополии «Евроцемента» на рынке в упор не видит? Там говорят, что цемент продается через биржу (Московскую фондовую биржу, МФБ), а биржа — это рыночный инструмент. Мол, «Евроцемент» увязывает свои цены с биржей. Начальник отдела строительных материалов и легкой промышленности управления контроля промышленности ФАС Денис Давыдов пояснил, что «в июне 2006 года мы заключили с ними (“Евроцементом”. — “Эксперт”) мировое соглашение, по которому компания обязывалась оплатить штраф 267 миллионов рублей и в дальнейшем согласовывать повышение цен с ФАС». Но получилось так, что ФАС, по существу, не могла контролировать цены на цемент, так как «Евроцемент» должен был всего лишь уведомлять ФАС о своих действиях постфактум. Тогда ФАС и предложила компании другой вариант — установление рыночных цен путем биржевых торгов. Идея состояла в том, чтобы покупатели, приходя на торговую площадку, могли выбирать цемент разных производителей. Это должно было породить между производителями конкуренцию, и цены бы упали. Но этого не произошло — больше 80% объемов продаж на бирже как раз осуществляет «Евроцемент»! Случайно или нет, но с падением цен на рынке из-за дешевого импорта торги цементом на МФБ упали на порядок по сравнению с прошлым годом (см. график 4).

В ФАС говорят, что решили пойти на мировую еще и потому, что «Евроцемент» обещал предотвратить назревающий дефицит рынка, увеличив мощности своих предприятий с 26,5 млн тонн (которыми компания обладала на момент начала конфликта с ФАС в 2005 году) до 32,7 млн тонн к концу 2007 года. То есть суммарные мощности холдинга в России должны были вырасти на 6,2 млн тонн. В планы компании, как мы помним, входило и строительство двух новых заводов. Однако планы остались планами. Более того, по данным того же «Союзцемента», реальным увеличением цементных мощностей в России занялись совершенно другие игроки — холдинги «Сибирский цемент» и «Парк групп», заводы «Мордовцемент» и «Себряковцемент» и другие. Именно их усилиями цементные российские мощности увеличились за 2005–2007 годы с 67 до 78 млн тонн. К слову, по данным «СПАРК-Интерфакс», общая чистая прибыль «Евроцемента» за означенный период составила примерно 75 млрд рублей (около 2,8 млрд долларов). На эти деньги можно построить 8–10 новых заводов. «Евроцемент» же только-только официально заложил камень в строительство одного.

Может быть, он копит средства на покупку каких-то зарубежных активов? Скажем, тех же турецких или китайских заводов, что так портят конъюнктуру внутреннего рынка. Или хочет скупить все вагоны-цементовозы, чтобы импортный цемент не дошел до покупателей? Учитывая все вышеизложенное, это отнюдь не кажется преувеличением.

События