Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Кровельщик создается рынком.

Кровельщик создается рынком

Традиционная система подготовки рабочих-специалистов для строительной отрасли, за редким исключением, не соответствует потребностям рынка. В этом убеждены строители и это признают представители средних профессиональных образовательных учреждений (см. «СМУ» № 4 за 2007 год). Подготовка кровельщика унаследовала все «родовые» недостатки, главный из которых — отставание по содержанию профессии: постоянно появляющиеся новые технологии и материалы требуют соответствующих знаний и навыков, которые невозможно приобрести без взаимодействия с теми, кто имеет опыт их использования — строительными компаниями и поставщиками материалов.

От кровельщика до «строителя кровли»

В Советском Союзе кровельщики, выходящие из стен техникумов, ПТУ, учебно-курсовых комбинатов, имели две специализации: кровельщик мягких кровель и кровельщик-жестянщик. Так как 90 % кровель в жилищном строительстве выполнялись в «мягком» варианте, акцент делался на подготовку специалистов, умеющих раскатывать рубероид и обращаться с битумной печкой. Да, и необходимость перманентного ремонта таких крыш из-за низкой устойчивости материалов к перепадам температур требовала немалого  — подготовленных рабочих.

«Белой костью» на фоне закопченных товарищей по цеху выглядели жестянщики. В основном они были задействованы на монтаже жестких кровель, выполнявшихся из шифера и жести, однако определенный объем жестяных работ проводился и на мягкой кровле. Спрос на мастеров-жестянщиков всегда был большим: их выпускали меньше, так как обработка железа требует более основательного образования, практики и специального оборудования.

Иными словами, при наличии узкой специализации кровельщиков в советские времена работы им хватало, но работы однотипной, не стимулирующей усилий по повышению квалификации.

В последние 10 лет, рассказывает директор Уральского техникума ремесленников-предпринимателей Николай Доронин, в принципе поменялось содержание профессии: «Теперь мы используем термин «строитель кровли». Это уже не просто кровельщик в традиционном понимании (умение работать с кровельными материалами), а нечто большее».

С одной стороны, на рынок вышли новые кровельные и изоляционные материалы, а также технологии их использования, с другой — нередкое сегодня желание заказчика блеснуть оригинальностью своего строения приводит к усложнению кровельных конструкций, появлению и вовсе уникальных проектов. Уметь правильно «читать» проект, независимо от материала соблюдать технологию, надлежащим образом организовать водоотведение — далеко не полный перечень знаний и навыков современного кровельщика.

Если постоянное появление новых материалов заставляет находиться в профессиональном тонусе, то развитие в последние годы малоэтажного строительства подталкивает кровельщика к изучению других строительных специальностей. Вдруг ему будет необходимо при обвязке бруса положить два ряда кирпичей, то есть выполнить работу каменщика? Или понадобятся навыки работы с деревом для установки стропил, монтажа обрешетки и пр. Нанимать нужных профи для таких небольших по объему, но необходимых работ заказчику слишком накладно и долго. Тем более, если с ними может справиться мастер по кровлям. Кроме того, проекты современных кровель предполагают создание сложных конструкций со вставками окон, фрамуг, создания мансард. Их правильный монтаж также подразумевает наличие целого набора навыков, которыми должен обладать современный кровельщик.

Немцы учат партнерству бизнеса и ПТУ

«На сегодняшний день кровельщиков в понимании «строитель кровли» в Екатеринбурге никто не готовит, — говорит Николай Доронин. — Запустив осенью прошлого года подобный курс (а до этого два года шла разработка и утверждение программы), мы просто реагируем на потребности рынка: сейчас на таких универсальных специалистов существует большой спрос. Получается так, что возникают новые виды работ, а нужного специалиста в перечне профессий просто нет». Как пример — специальность монтажника оконных конструкций, которой не учат в государственных техникумах и ПТУ.

В основу образовательного процесса положена идея социального партнерства, адаптацией которой к российским реалиям техникум совместно с Фондом Эберхарда Шека (Германия) занимается с 1998 года. В немецком варианте существуют три заинтересованные в высокой квалификации рабочего стороны: государство, сам обучаемый и общество в лице работодателя. В государственном училище гражданин получает теорию, а практические навыки — в частной фирме, куда он во время обучения устроен учеником и которая заинтересована в приобретении подготовленного специалиста. Таким образом, учреждение государственного профтехобразования делит затраты (экономия на материальной базе) и ответственность за подготовку специалиста с работодателем. Училище может быть и частным, однако в любом случае итоговая аттестация выпускника не обходится без вердикта государственного чиновника.

Новой для нас системой подготовки специалистов заинтересовались крупные строительные компании Екатеринбурга, масштабы и финансовые возможности которых позволяют начать контроль качества работ уже с уровня подготовки молодого специалиста. Николай Доронин: «30 декабря прошлого года вышло постановление правительства о мерах господдержки учреждений среднего профессионального образования. Оно предполагает выделение грантов в размере 20–30 млн рублей для развития училища или техникума. Непременное условие — наличие финансирования внутри субъекта Федерации, прежде всего материальной базы: мастерских, учебных классов, инструментов, материалов. Наш техникум заявился, выделив 1 млн рублей, 6 млн предоставил областной бюджет, еще часть — немецкие партнеры, и гарантийное письмо о выделении 6 млн рублей прислал «Атомстройкомплекс». Речь здесь не идет о шефстве, а именно о социальном партнерстве: следя за подготовкой специалистов, представители компании входят в состав Государственной квалификационной комиссии, занимая порой и председательское место».

Знания — это лояльность

Совершенно другой подход к обучению кровельщиков демонстрируют торговые компании, открывающие собственные учебные центры. «ТехноНИКОЛЬ», «Тегола», «Урса» — далеко не полный список компаний-брендов, проводящих или проводивших для кровельщиков семинары по работе с собственными кровельными (изоляционными) материалами. Для торговой сети подобные курсы — удачное сочетание просветительской функции с возможностью увеличить лояльность потребителя к материалу, маркетинговый инструмент, помогающий продвигать товар на рынке.

Андрей Азубков, технический специалист «ТехноНИКОЛЬ-Екатеринбург»: «Кровля — это система, которая должна работать целиком. А для этого необходимо правильно уложить все виды изоляции, правильно построить обрешетку и смонтировать материал. Чтобы не допускался конденсат, не уходило тепло. Курсы необходимы для того, чтобы научить правильно работать с материалом, потому что когда кровля начинает протекать, в первую очередь претензии начинают предъявлять к кровельному материалу».

Обучение происходит следующим образом: сначала заслушивается теория (слайды, проекты), затем закрепление теории осуществляется на специальных тренажерах. В «ТехноНИКОЛЬ» не скрывают, что нескольких семинаров недостаточно для твердого овладения навыками работы с материалами, они появляются только с опытом работы. Тем не менее в компании считают экономически оправданным существование своего учебного центра: «Я бы не сказал, что содержание центра очень накладно. Финансирование происходит в рамках рекламного бюджета. Лучше вкладываться в техническую поддержку, чем просто рекламировать свой товар: получается эффективнее. Подобным путем идут все серьезные мировые производители строительных материалов. Задача ведь состоит не в том, чтобы просто продать, а продать грамотно, чтобы клиент был доволен», — подводит черту Андрей Азубков.

Поскольку, несмотря на большой спрос, в сегодняшней России практически не выпускается кровельщиков-жестянщиков, идея компании Rheinzink, немецкого поставщика кровель из титан-цинка, открыть подобные курсы была обречена на успех. Учебный центр компании работает уже более двух лет, проводя разноуровневые двухнедельные курсы. Естественно, основная тематика занятий касается теории и практики использования материала Rheinzink®.

Кто о чем знает

О том, насколько серьезной является проблема квалифицированных специалистов, не понаслышке знают участники рынка. По данным аналитиков «ТехноНИКОЛЬ», лишь треть кровель на Среднем Урале строится без брака. Совершенно обычна ситуация, когда покупатель кровельного материала, не доверяя рекламе и объявлениям о монтажных услугах, интересуется, не смогут ли специалисты компании-продавца его уложить.

От недостатка профессиональных кровельщиков страдают не только регионы, но и столица. По словам президента Национального кровельного союза Александра Дадченко, в Москве работает около 2 тысяч кровельщиков-профессионалов, а не хватает 6 тысяч специалистов.

Попытки коммерческих структур и организаций, а также самих строителей восполнить пробел в квалифицированных кровельщиках, по мнению Николая Доронина, не способны покрыть столь огромный дефицит. Бизнесу не выгодно самостоятельно учить специалиста, вкладывая серьезные средства в его обучение: он может уйти, заболеть; нанятый вместо него новый человек может и не владеть нужной технологией. «Я думаю, что в ближайшем будущем никаких крупных учебных заведений по обучению кровельщиков не появится. Да в этом и нет необходимости: у нас в каждом районном городе есть среднее профессиональное учебное заведение, — говорит он. — Попытки крупных производителей создавать нечто подобное, наверно, есть и будут, но это для них очень дорого. К тому же частная фирма не может дать полноценное образование. Ее диплом признают ее партнеры, а все остальные — вряд ли. То есть возникает большая проблема с принятием рынком этого специалиста. А основная проблема, которую нам нужно решать, — проблема информированности учебных заведений в потребностях рынка. Мы не знаем о потребностях бизнеса, а он не знает о наших возможностях. Поэтому задача ближайшего времени — найти пути и возможности для взаимовыгодного сотрудничества».

Дмитрий НОСКОВ (Журнал «Строительные материалы и услуги»)

Мероприятия