Лазерное сканирование при строительстве и реконструкции мостовых переходов.
Лазерное сканирование при строительстве и реконструкции мостовых переходов
Рис. 1. Строящийся мост (Свердловская обл.). | |
В ноябре 2006 года специалистами отдела лазерного сканирования компании НАВГЕОКОМ были выполнены работы по сканированию и трехмерному моделированию уникального инженерного объекта - мостового перехода через реку Туру (г. Туринск, Свердловская обл.).
По оценке специалистов к 2008 году, когда объект будет сдан в эксплуатацию, это будет самый протяженный мост в азиатской части России. Его длина составит 1964,60 м. Кроме того, вокруг моста будет построено огромное кольцо транспортной развязки протяженностью 6 км, которое свяжет направления на Тавду, Ирбит, Туринск, Туринскую Слободу и Благовещенское. По задумке проектировщиков будущий мост поразит всех не только размерами, но и красотой. При его обустройстве планируется использование современных строительных материалов. Мост будет иметь широкое дорожное полотно и шесть высотных осветительных вышек, которые придадут сооружению впечатляющий вид.
Перед специалистами компании НАВГЕОКОМ были поставлены следующие задачи:
- получить набор измерений (координаты нижних точек швов главных балок и координаты точек опирания главных балок);
Рис. 2,3. Модель моста и поверхности земли. - построить модель моста в формате AutoCAD.
Для съёмки использовался наземный лазерный сканер Trimble GX.
В результате полевого этапа работ, длившегося 6 часов, с четырех станций было отсканировано 8 пролётов моста (340 м длины) и полоса прилегающих территорий шириной 140 м. Общий объем полученного облака проекта составил 2,7 млн. точек.Координирование точек стояния сканера и марок ориентации осуществлялось безотражательным электронным тахеометром с пунктов мостовой триангуляционной сети.
Наличие у Trimble GX встроенного двухосевого компенсатора позволило использовать для геодезической привязки метод известной станции. Таким образом, для геопривязки всех 4 сканов понадобилось всего две марки, что в значительной степени сократило время, затраченное на полевые работы и последующую сшивку сканов.
В ходе выполнения камеральной обработки результатов лазерного сканирования объекта были получены:
- Трехмерная цифровая модель моста и прилегающих территорий шириной 70 м в обе стороны от оси моста (см. рис. 2,3).
- Набор точечных измерений. Точность координат требуемых точек трехмерной модели составила 10 мм. Схема размещения измеренных точек на модели показана на рис. 4.
Технология съёмки и обработки данных лазерного сканирования подразумевает использование специализированного программного обеспечения. В этом проекте использовалось следующее программное обеспечение:
Рис. 4. Схема расположения контрольных точек на модели моста. | |
Trimble PointScape 3.1
С помощью программного обеспечения PointScape был выполнен сбор измерительной информации и осуществлена геопривязка сканов методом известной станции. При этом использовались координаты точек стояния сканера и ориентирующих марок, полученные электронным тахеометром в ходе полевых работ.
Trimble 3Dipsos
С помощью Trimble 3Dipsos осуществляется разбиение облака точек проекта на смысловые части для удобства дешифрирования и моделирования. Также производится разряжение точечной модели для обеспечения визуализации полученного результата в других приложениях, в частности в ACAD. Средствами 3Dipsos выполнено 3D-моделирование объекта. Модель пролетных конструкций моста и промежуточных опор была получена методом встраивания примитивов в соответствующие облака точек.
Поскольку главные балки мостового перехода представляли собой достаточно сложные геометрические элементы, связанные между собой и с соседними сварными и болтовыми соединениями, каждый такой элемент моделировался из нескольких геометрических примитивов. Фактором, повлиявшим на сложность дешифрирования главных элементов конструкции, явилось наличие большого числа вспомогательных конструктивных элементов. В дальнейшем по полученной модели проводились измерения координат характерных точек: нижних точек швов главных балок и точек их опирания.
Измерения возможно проводить и по точечной модели, минуя процесс моделирования, однако в этом случае точность определения координат будет заведомо хуже, поскольку встраивание геометрических примитивов, кроме незначительной ошибки встраивания, привносит и значительный фактор осреднения.
Рис. 5. Точечная модель участка моста через р. Тускарь (г. Курск). | |
Модель прилегающей территории представлена в виде TIN (нерегулярной триангуляционной сети).
Затраты на камеральный этап составили 5 чел.*дней.
Пилот-проект по сканированию участка моста через реку Тускарь в г. Курске был выполнен сотрудниками ЗАО НПП "НАВГЕОКОМ" в целях демонстрации возможностей технологии лазерного сканирования при проведении изыскательских работ.
Сварной железобетонный транспортный мост связывает центр города с одним из трёх округов Курска. В связи с ветхим состоянием моста, требующим капитального ремонта, городскими властями было принято решение о строительстве на этом месте нового моста. При этом проезжую часть существующей магистрали предполагается существенно расширить. Строительство нового моста обойдётся бюджету в 1 миллиард рублей.
В результате полевого этапа, длительностью 6 часов, с шести станций был отсканирован участок моста, полоса прилегающей территории площадью 2 га и полотно существующей дороги. Для геопривязки данных сканирования использовался метод базовой станции.
Рис. 6,7. Триангуляционная модель моста и прилегающей территории. | |
Трудность проведения полевого этапа заключалась в наличии практически на всей площади съёмки густой растительности. Для сканирования марок ориентации приходилось вырубать визирные просеки. В остальном принцип избыточности измерений позволил снять поверхность земли даже сквозь кустарник (поскольку съёмка проводилась в январе, лиственный покров на кустарнике отсутствовал). При постобработке точки растительности были выделены и удалены из общего массива точек.
В ходе выполнения камеральной обработки результатов лазерного сканирования участка моста в программном обеспечении Trimble RealWorks Survey были получены следующие данные:
- точечная модель участка мостового перехода и прилегающей территории (облако точек, см. рис. 5);
- триангуляционная модель участка моста и прилегающей территории (рис. 6, рис. 7);
- сечения рельефа и полотна дороги, построенные перпендикулярно оси дороги через 5 м (см. рис. 8).
Полученные в обоих проектах пространственные данные являются весьма ценными, как для проектирования новых, так и для реконструкции существующих инженерных сооружений.
Однако, строительные нормы и правила предъявляют достаточно высокие требования к точности измерений мостовых конструкций, доходящие на некоторые элементы до 2 мм. Такие высокие требования определения координат точек выходят за пределы технических возможностей любого из существующих сегодня лазерных сканеров геодезического класса средней и высокой дальности. В настоящий момент такие измерения выполняются высокоточными тахеометрами только в отражательном режиме.
Возможно, в будущем появятся сканирующие приборы, способные обеспечить меньшую погрешность измерений при сохранении высокой скорости съёмки. Тем не менее использование лазерной сканирующей системы Trimble GX позволило быстро, с малыми производственными затратами и с высочайшей подробностью получить цифровые модели объектов с сантиметровой точностью.
Рис. 8. Поперечные сечения. | |