Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Прошедший 2008 год для энергетического комплекса Свердловской области ознаменовался началом строительства высоковольтной линии электропередачи напряжением 500 кВ «Северная — БАЗ». Торжественная установка первой опоры ЛЭП состоялась 11 июля 2008 года в присутствии председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова. По прогнозам специалистов, эта линия обеспечит возможность развития целого ряда металлургических производств, дав тем самым новый импульс развитию промышленности Уральского региона. О том, как идет строительство, рассказывает Игорь Чикризов, заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

—Игорь Николаевич, чем была обусловлена необходимость строительства линии?

—Возведение энергообъекта предусмотрено соглашениями о взаимодействии при реализации инвестиционных проектов между РАО «ЕЭС России» и администрациями Свердловской области и Пермского края. «Северная — БАЗ» актуальна как для развития севера Свердловской области, так и для обеспечения надежности существующего энергетического комплекса региона. Основными объектами сети 500 кВ на территории Свердловской области сегодня являются пять подстанции: Южная, Емелино, Тагил и БАЗ, Рефтинская ГРЭС, соединенные между собой линиями 500 кВ. При этом Тагильская подстанция связана с энергосистемой Пермского края, Южная — с Челябинской областью и Рефтинская ГРЭС — с Челябинской и Тюменской областями, Емелино с Удмуртией. Такая схема позволяет обеспечивать межсистемные перетоки электрической энергии и повышает надежность работы энергосистем, а также дает возможность вывода в ремонт оборудования электрических сетей и электростанций. ПС БАЗ– на сегодняшний день единственная, не связанная с другими энергосистемами. Эксперты давно отмечали недостаток того, что подстанция БАЗ — тупиковая, и в случае аварии или планового ремонта резко снижается надежность энергоснабжения Серовско-Богословского энергоузла, потребители которого — крупные металлургические предприятия (Серовский завод ферросплавов, Богословский алюминиевый завод и другие), во многом определяющие экономическое положение региона. Даже при снижении объемов металлургического производства в район должен быть обеспечен переток электроэнергии извне. Поэтому важнейшей задачей строительства линии «Северная — БАЗ» является повышение надежности энергоснабжения потребителей Серовско-Богословского узла. ВЛ-500 кВ с 2010 года будет выдавать на Средний Урал мощность нового четвертого блока 800 МВт Пермской ГРЭС. Северная — БАЗ позволит увеличить промышленную нагрузку городов Севера области: Серова, Краснотурьинска, Карпинска, Новой Ляли. В этом вторая причина реализации этого проекта: энергопотребление Серовско-Богословского узла в обозримом будущем увеличится за счет пуска новых производств в эксплуатацию промышленными предприятиями Северного округа. Энергетика должна идти на шаг впереди остальных отраслей промышленности, и в данном случае строительство линии должно предшествовать расширению предприятий, чтобы обеспечить возможность внедрения энергоемкого производства.

Еще одна выгода от появления линии «Северная — БАЗ» заключается в том, что новые объекты генерации появятся у нас в области не раньше 2010 г., а строительство линии позволит увеличить переток электроэнергии между подстанциями Свердловской и Пермской области.

—Каковы параметры будущей линии?

—Ее общая протяженность составит более 200 км, при ее строительстве будет установлено 803 опоры. Строительство линии и расширения двух подстанций 500 кВ Северная и БАЗ обойдется в 6 млрд. рублей. Планируемая дата ввода ЛЭП в эксплуатацию — декабрь 2009 года. На сегодняшний день уже установлено 259 опоры (в Свердловской области 202 опоры, в Пермском крае 57 опор), подготовлены фундаменты для 304 опор, ведутся расширение и реконструкция подстанций 500 кВ Северная в Пермском крае и БАЗ в Свердловской области. Стоимость подготовки подстанций к вводу в эксплуатацию энергообъекта, оценивается в 1,8 млрд рублей. На подстанции 500 кВ БАЗ вблизи города Краснотурьинск ведется строительство двух ячеек на открытом распределительном устройстве 500 кВ и установка второй автотрансформаторной группы 501 МВА с одной резервной фазой. Таким образом, мощность подстанции увеличится вдвое, а ее площадь — на 2,14 гектаров. Для повышения надежности питания собственных нужд подстанции предусмотрено сооружение закрытого распределительного устройства 10 кВ.

Подстанция 500 кВ Северная (установленная мощность трансформаторов 1602 МВА) около города Березники для захода линии расширяется двумя новыми ячейками с элегазовыми выключателями на открытом распределительном устройстве 500 кВ.

На расширяемых частях подстанций смонтируют системы связи, релейной защиты и противоаварийной автоматики, а оборудование будет интегрировано в создаваемую автоматизированную систему управления технологическими процессами.

Обе подстанции реконструируются — воздушные выключатели 220 и 500 кВ заменяют на современные элегазовые, что повысит надежность работы объектов при увеличении нагрузки от новой линии. Все оборудование будет проверено на устойчивость к токам короткого замыкания и токам нагрузки.

—С какими проблемами уже пришлось столкнуться в ходе проводимых мероприятий?

—Поставленная перед нами задача объективно очень сложная по нескольким причинам. Во-первых, монтаж линии осуществляется в непростых климатических условиях Северного Урала. Местность, по которой пройдет ВЛ 500 кВ со сложным для строительства рельефом, с высотами до 600 метров, лесистая, частично заболоченная, пересечена реками, дороги и населенные пункты отсутствуют. Во-вторых, строительство ведется на территории двух субъектов федерации. Это создавало определенные сложности. Все возникающие разногласия и проблемы оперативно решаются.

—Не затормозится ли процесс монтажа линии в связи с экономическим кризисом?

—Нет, поскольку строительство линии ведется за счет средств Федеральной сетевой компании, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, которое напрямую заинтересовано в скорейшем запуске линии. Это определяет отсутствие проблем с финансированием проекта.

Беседовала М. Орлова

Мероприятия