Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Рентабельность строительных работ и скорость их выполнения во многом зависят от уровня механизации строительной площадки. Однако приобрести самую современную, мощную и экономичную технику не всегда возможно из-за отсутствия необходимых для этого средств. В рубрике «Форум» мы обсуждаем преимущества использования долгосрочной аренды и лизинга строительной техники и оборудования.

Современная строительная индустрия, как, впрочем, и любая другая отрасль промышленного производства в России, испытывает серьезную потребность в обновлении и расширении парка строительной техники на фоне недостатка собственных оборотных средств, которые предприятия могли бы направить на эти цели. Вариант решения проблемы - долгосрочная аренда строительной техники с постепенным полным погашением ее стоимости (или ЛИЗИНГ).

В историческом плане операции типа «лизинг» были известны еще в Древнем Вавилоне около 2000 г. до н.э. В ходе раскопок, происходивших на месте шумерского города Ур, ученым удалось обнаружить прототипы первых договоров аренды. Это были глиняные таблички, на которых стороны договора фиксировали свои обязательства по передаче на определенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственный инвентарь, право пользоваться водоемами и т.д. Глиняные таблички рассказали ученым о том, что первыми арендодателями, как правило, были священники, жившие в храмах города Ур.

За точку начала отсчета лизинговых операций в современном понимании зарубежные исследователи принимают 1877 год, когда американская компания Bell Telephone Company приняла решение вместо продажи телефонов сдавать их в аренду. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. С целью извлечения прибыли от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им, в отличие от простой его продажи, защитить свое монопольное право на использование ноу-хау.

Значительный рост арендной деятельности в XIX веке наблюдался, в основном, за счет увеличения разнообразия предметов аренды, используемых в обществе. Например, бурное строительство железных дорог дало большой импульс для развития аренды техники как отрасли в США. Вместе с бумом строительства железных дорог начали образовываться так называемые «трасты оборудования» (equipment trusts), которые занимались привлечением средств вкладчиков и инвестировали эти средства в покупку подвижных составов и сопутствующего оборудования. Эти составы и оборудование, в свою очередь, сдавались в аренду корабельным компаниям, а также железнодорожным предприятиям, перевозчикам грузов и пассажиров. Частным вкладчикам на руки выдавались специальные свидетельства, на основании которых они могли получить обратно вложенные деньги и проценты на них.

Настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 1950-х годов. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, позитивно оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Сущность и виды лизинга

В международной практике термин «лизинг» применяется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока договора аренды различают три вида арендных операций:

  • Краткосрочная аренда (renting) - на срок от одного дня до одного года.
  • Среднесрочная аренда (hiring) - от одного года до трех лет.
  • Лизинг (leasing) - от трех до двадцати и более лет.

Таким образом, лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды.

Кроме того, различают два основных вида лизинговых сделок: финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью или полной выплатой его стоимости. Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации.

При оперативном лизинге срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. Объект оперативного лизинга - это, как правило, оборудование с высокими темпами морального старения. При оперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества, т.е. лизингодатель за время действия одного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования, и поэтому вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям.

В настоящее время большинство строительных предприятий нуждаются в современном и высокопроизводительном оборудовании, так как физический и моральный износ основных производственных фондов составляет не менее 60% (в некоторых случаях - до 90%). Эта проблема решается медленно и неэффективно из-за отсутствия оборотных средств, невысокой покупательной способности потребителей продукции российских товаропроизводителей, большой внешней задолженности предприятий за энергоносители.

Развитие лизинга строительной техники осуществляется по двум направлениям. Первое - это создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний, которые специализируются на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом. Второе направление - это разработка пилотных лизинговых проектов по созданию и освоению новых перспективных образцов строительной техники и технологического оборудования. Преимуществ у лизинга множество: гибкий график платежей, который зависит от сезонности строительных работ и подрядных заказов, отсутствие дополнительного залогового обеспечения, так как в этом случае предмет лизинга является ликвидным залогом, отсутствие необходимости лизингополучателю вести свое автохозяйство, снижение налогового бремени. Следует отметить, что за последние годы в крупных регионах России 20% объема лизинговых сделок приходится на строительную технику и оборудование, а темпы прироста лизинговых услуг составляют более 40% в год.

Опыт зарубежных государств показывает, что в период экономических кризисов лизинг является наиболее эффективным средством обновления технической базы предприятий. В экономически развитых странах на оборудовании, взятом в лизинг, производится около 80% новых видов продукции. Доля капитальных вложений в развитие производства за рубежом, обусловленная реализацией лизинговых проектов, достигает 20-30% (в США - 28%, в странах ЕС - 15-17%). В России эта величина составляет лишь 2%.

По материалам Госкомстата РФ, Первого лизингового портала (www.leasingportal.ru), портала OFFICE-MART: Справочно-аналитического ресурса обеспечения офиса (office-mart.ru), журналов «Промышленно-строительное обозрение», «Строительство и недвижимость»

События