МОНИТОРИНГ РОССИЙСКОГО РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Производственные мощности дорожно-строительных организаций формировались в России, в основном, в доперестроечный период и поэтому были ориентированы, главным образом, на крупномасштабное строительство. Вследствие начавшегося реформирования экономики значительная доля активной части основных фондов оказалась невостребованной. В постсоветский период рынок строительной техники изменился кардинально. Производство и продажи снизились практически на порядок. Ведущие отечественные предприятия с тысячных и десятитысячных объемов производства ушли на сотни и десятки. Ряд заводов вообще прекратил свою деятельность.
По состоянию на конец 2000 года удельный вес машин с истекшим сроком службы составил: для экскаваторов - 42,5%, бульдозеров - 51,4%, скреперов - 55,7%, мобильных кранов - 50,7%. За последние несколько лет отрицательную динамику удалось переломить - наметилось омоложение парка дорожно-строительных машин. В настоящее время удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет: для экскаваторов - 38%, бульдозеров - 47%, скреперов - 48%, передвижных кранов - 45%.
Низкая обновляемость парков строительной техники объясняется объективными причинами и в первую очередь резко снизившейся за последнее десятилетие инвестиционной активностью. Сокращение инвестиций существенно повлияло как на производство строительных машин и механизмов, так и на их использование. По данным Госкомстата РФ, менее чем за 10 лет объемы производства строительной техники отечественными заводами снизились более чем в шесть раз. Если в 1991 году было выпущено 21,1 тысячи экскаваторов и 11,7 тысячи бульдозеров, то в 1999 году - 2571 экскаватор и 2426 бульдозеров. Однако к 2004 году произошло некоторое увеличение производства: экскаваторов - на 58%, а бульдозеров - на 13,3%. Рост производства дорожно-строительной техники за последние пять лет представлен в следующей диаграмме:
Насыщенность региональных строительных комплексов техникой при сравнении выглядит контрастно. Более 50% всех имеющихся в строительном комплексе механизмов сосредоточено в пятнадцати субъектах Российской Федерации. Менее 1% техники имеют 43 региона. Значительно различается по отдельным территориям и средний показатель обеспеченности техникой на одного занятого. Самый высокий уровень оснащенности в Курской и Мурманской областях. К среднему показателю близки Свердловская, Кемеровская, Ленинградская области и город Москва. Доля насыщенности Уральского федерального округа новой дорожно-строительной техникой относительно других округов представлена в следующей диаграмме:
В целом, на формирование рынка дорожно-строительной техники существенное влияние оказывает характер застройки, который с точки зрения механизации можно условно поделить на три вида:
- новые поселки и квартальная застройка, где большой объем выполняемых земляных работ позволяет эффективно использовать традиционную общестроительную технику;
- внутриквартальная уплотненная застройка - применение здесь традиционной техники малоэффективно, нужна мобильная, малогабаритная техника, способная маневрировать в данных условиях и при необходимости оперативно передислоцироваться с объекта на объект;
- единичный объект по заказу отдельных застройщиков, когда нужна многофункциональная техника индивидуального или бригадного пользования.
Как отмечают специалисты, на рынке дорожно-строительной техники в значительной степени продолжает сохраняться ситуация, характерная для многих отраслей промышленности: российская техника уступает западной качеством, но остается значительно (до 5-7 раз) дешевле.