Мониторинг российского рынка лизинга строительной и дорожной техники
По данным Госкомстата РФ, рост объемов операций на российском рынке лизинга в 2007 году в целом составил 83%. При этом сегменты рынка строительного лизинга росли опережающими темпами: прирост на рынке лизинга строительного оборудования ежегодно составил примерно 90%, а дорожно-строительной техники - около 200%.
Развитие российского рынка лизинга строительной и дорожной техники сегодня осуществляется по двум направлениям. Первое - это создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний, которые специализируются на операциях с дорожно-строительными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом. Второе направление - это разработка пилотных лизинговых проектов по созданию и освоению новых перспективных образцов строительной техники и технологического оборудования. По мнению специалистов, лизинг строительной и специальной техники удобен, прежде всего, для долгосрочных проектов, поскольку аренда спецтехники обходится строительным компаниям слишком дорого. А приобретение оборудования в лизинг является наиболее эффективным способом инвестирования, поскольку не отвлекает единовременно большие средства из оборота предприятия и защищает от инфляции.
Между тем, объем рынка лизинга строительной техники и оборудования в совокупности с дорожной техникой в общей структуре российского рынка лизинговых услуг составляет не более 10%. Приблизительно две трети от общей стоимости заключенных договоров стройлизинга приходятся на строительное оборудование и технику, и соответственно одна треть - это дорожно-строительное оборудование и техника. Правда, в ряде случаев разграничить эти виды имущества по месту и направлению их использования довольно сложно: как правило, такое оборудование имеет двойное применение, а иногда может использоваться и в других отраслях народного хозяйства.
Объектами лизинга в строительной индустрии и дорожном строительстве в большинстве случаев являются:
- специальный автотранспорт для перевозки грузов;
- бетоносмесительные установки, автотранспорт для подачи и укладки бетона;
- асфальтоукладчики, фрезы, уплотнительная техника;
- машины для поверхностной обработки и ремонта дорог, трубоукладчики;
- прицепы, полуприцепы, трейлеры;
- автокраны, автогрейдеры;
- бульдозеры, экскаваторы;
- бурильно-сваебойная техника.
Объем рынка лизинга строительно-дорожных машин и оборудования в России 2000-2007 гг., млрд долларов
Итак, по данным Информационного Агентства "РосБизнесКонсалтинг", в 2007 году российский рынок лизинга строительной и дорожной техники продемонстрировал рекордные - в 3 раза - темпы роста. При этом годовые темпы роста этого сегмента серьезно опережали темпы роста всего российского рынка лизинга на протяжении последних 5 лет. Объем лизинговых сделок со строительной и дорожной техникой удваивался практически каждый год.
Тем не менее уровень концентрации в секторе строительной и дорожной техники пока существенно ниже, чем на российском рынке лизинга в целом. Лизинговых компаний, специализирующихся преимущественно на данном виде оборудования, практически нет. В большей или меньшей степени здесь работают практически все игроки лизингового рынка. При этом, с одной стороны, развитие лизинга строительной и дорожной техники поддерживается устойчивыми темпами роста строительной деятельности, который в последние 5 лет составлял в среднем 10-15%, с другой стороны - высокой на сегодняшний день степенью изношенности парка дорожно-строительных машин практически на всех российских строительных предприятиях. Основная степень износа приходится на различного рода краны, скреперы, опалубки, бетоносмесители, а также на некоторые виды дорожно-строительной техники.
Удельный вес дорожно-строительной техники с истекшим сроком службы по РФ (данные на 2007 год)
Многие виды строительной техники являются высоколиквидными и служат хорошим обеспечением многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Сроки ускоренной амортизации строительной техники сопоставимы со средними сроками кредитования в стране. Большинство видов строительной техники - относительно недорогое. По расчетам специалистов, удельный вес стройлизинга в общем объеме инвестиций в эту отрасль экономики растет очень быстро, и в 2008 году достигнет уровня в 23%.
Как отмечают специалисты, в соответствии с динамикой своего развития к 2010 году российский рынок строительной и дорожной техники может достичь объема 8,5 млрд долларов, а доля лизинговых операций на нем составит от 70 до 80% (до 6-7 млрд долларов). При этом однако, согласно прогнозам, в дальнейшем рынок лизинга строительной и дорожной техники продолжит рост, но значительно более сдержанными темпами.
Публикацию подготовила Елена Шутько
по материалам Госкомстата РФ, Статистического портала "Рестко Холдинг" (www.restko.ru), Информационного Агентства "РосБизнесКонсалтинг - исследования рынков" (www.rbc.ru), Технического портала "Строительная техника" (www.stroyteh.ru), портала компании РОСДОРЛИЗИНГ (www.rdl.ru), журналов "Промышленно-строительное обозрение" (www.spbpromstroy.ru), "Строительство и недвижимость" (www.nestor.minsk.by)