Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Мой город — молодой и прекрасный!

Мой город — молодой и прекрасный!

Г. П. Упорова, бывший главный архитектор г. Алапаевска (1950–1973 гг.)

Я приехала в Алапаевск молодым специалистом в первый год войны после окончания Свердловского строительного техникума. Студенческие годы — замечательное, счастливое время творческого порыва. Мои однокурсники были очень серьезными и талантливыми людьми. Нашими любимыми учителями стали известные свердловские архитекторы — Бабыкин, Шишов, Домбровский, Коротков, Баталов и другие.

После окончания техникума меня в числе лучших направили на работу к главному архитектору Свердловска Голубеву. Но началась война, и я попросила направление в Алапаевск, где у меня жили родители.

Металлургический завод — тогда единственное предприятие в городе — срочно перестраивалось на военный лад. С Украины прибыли эвакуированное оборудование и весь технический персонал завода из г. Днепропетровска.

Я работала сначала в проектном отделе металлургического завода конструктором по промышленному проектированию. Вскоре по указанию Свердловского обкома комсомола была переведена комсоргом обкома на строительство домны и гидростанции. Мне поручили работать с мобилизованной молодежью из средней полосы России.

Дисциплина была военной, и молодежь ходила на работу строем. Строем ходили на завод и трудармейцы. В очень короткие сроки объекты были построены. «Всё для фронта — всё для победы!» — все мы жили тогда под этим девизом.

Реконструировались старые цехи завода — мартен, механический, строились новые…

Созданные в городе до войны Станкозавод, завод Стройдормаш, ДОК и лесоперерабатывающий завод тоже работали на войну.

После окончания войны меня перевели работать архитектором в БТИ.

Промышленные предприятия города перешли на мирный путь развития и, естественно, нуждались в реконструкции. В связи с этим у городского Совета появилась возможность наметить пути их дальнейшего существования, связанные с развитием города — строительством благоустроенного жилья, инженерного оборудования и сетей водопровода и канализации, культурно-бытовых зданий, необходимых для растущего населения, реконструкцией старого центра, обеспечением населения чистой питьевой водой, теплом и многим другим.

По моей инициативе в городе был создан отдел архитектуры в количестве 25 человек. Отдел занимался выдачей архитектурно-планировочных заданий на все проектируемые объекты, проведением необходимых топографических съемок, у нас были землеотводная, проектно-сметная группы, группа архитектурно-строительного контроля. Институтом Свердловскграждан-проект (тогда еще Свердловскоблпроект) в кратчайшие сроки был разработан новый генеральный план развития г. Алапаевска на 20 лет. На этот же период ПромстройНИИпроект разработал план развития промышленных предприятий города. Для отдела архитектуры это была самая жаркая пора. Надо было принять правильные решения по созданию нового города. Институт предлагал 3 варианта:

1. Снос старого ветхого жилья индивидуальных застройщиков в центре города с использованием свободных территорий.

2. Строить на свободной территории — совхозных землях в северной части города.

3. Создание города в виде разрозненных жилых районов.

Самым экономичным был признан вариант строительства города на территории снесенного ветхого жилья в центре. Оправдывался этот выбор во многом тем, что пром-предприятия уже находились в центре, а значит, все инженерные сети тоже должны были пройти по центру, их можно было использовать для проектируемого жилья. Важно было и то, что жилье приближалось к месту работы людей.

Решено было создать парковую зону на берегу городского пруда. Каменные здания в центре, которых было много, не подлежали сносу.

В те годы много проводилось семинаров по новым принципам планировки и застройки городов. Мне, как главному архитектору, пришлось много работать, и не только продумывать все до мелочей при проектировании нового города, но и участвовать в осуществлении запланированного. Я побывала в Москве, Киеве — училась, перенимала опыт больших городов. Но строительство, вернее реконструкция города со сносом ветхого жилья, было особым случаем: невозможно было вести комплексную застройку, она шла выборочно, т.к. у застройщика не хватало сразу на все средств.

Была определена строгая стоимость одного квадратного метра жилья (банк строго следил за этим показателем), из-за чего невозможно было предусмотреть приличную торговую или бытовую «вставку»! Разрешалось использовать для этих целей 5% от стоимости дома.

По постановлению ЦК КПСС для строительства жилья для малых городов, как наш (он был рассчитан на 50 тысяч населения), был принят только один проект пятиэтажного дома серии 1-447, именуемый сейчас «хрущевка». К большому сожалению, изменить категорически ничего было нельзя. Высотные здания — девятиэтажные дома предполагалось строить во вторую очередь из-за недостатка в стране лифтов и дороговизны стоимости квадратного метра площади. Стройбанк так же строго контролировал этот показатель, даже в пятиэтажном жилье. Вот в таких условиях началась реконструкция города — улиц Ленина, Пушкина, Смольникова, Фрунзе, Павлова. У нас при отделе архитектуры была создана комплексная проектная группа, способная решать все виды привязки к любому зданию. Кстати, единственная такая в области в то время, и нам удавалось «проталкивать» что-то нетиповое. Но это был тяжелый труд различных просьб и согласований. А я была одной из первых в области женщин-главных архитекторов городов. И это накладывало определенную ответственность.

Так мы запроектировали 2 кинотеатра, «привязали» 3 школы на 1000 мест, два клуба, много жилых домов. Сами — силами проектной группы отдела архитектуры! Под постоянным контролем отдела архитектуры находилось проектирование и строительство всех объектов. Мы всеми силами старались ускорить все строительные процессы. Помогали заказчикам в проведении топосъемок, решали все вопросы по подключению к инженерным сетям проектируемого объекта. Архитектурно-планировочные задания готовили высококвалифицированно и в короткие сроки, что способствовало ускорению начала строительства.

По решению ЦК КПСС промышленные предприятия обязаны были создавать жилищно-строительные кооперативы, но ни одно предприятие за два года не выполнило это постановление. Лично я, как главный архитектор города, выступила с инициативой создавать кооперативы при отделе архитектуры. Опыт удался. В короткие сроки были созданы пять, а затем и более кооперативов. Кооперативные квартиры были сравнительно недорогие, потому как строительство всех инженерных сетей было возложено на промышленные предприятия и в смету возведения дома не входило. Снос ветхого жилья осуществлялся горисполкомом и предприятием. Таким образом, объем строительства жилья в городе увеличился в два раза.

Главный подрядчик в городе был один — Алапаевское стройуправление треста «Уралмедьстрой». Оно осуществляло промышленное и жилищное строительство. На заводе Стройдормаш и на Станкозаводе были свои ОКСы. Общими усилиями город менял свой облик. К большому сожалению, без особых архитектурных акцентов. Например, высотные дома на ул. Пушкина не были построены из-за отсутствия подъемного оборудования в то время. Жизненный уровень народа рос, и надо было создавать на земле то новое, что было нам разрешено. Пятилетние планы по строительству в нашем городе перевыполнялись, о чем мы рапортовали партии, и были счастливы, что нам это удалось!

Сделано было главное, без чего не быть новому городу: построены очистные сооружения городской канализации и главное — коллектор канализации; головные сооружения городского водопровода на реке Старичная; решены все вопросы по теплоснабжению от источников на промпредприятиях. Появился новый медицинский комплекс зданий городской больницы в северной части города, хлебозавод, новое автопредприятие, в проектировании которых мы приняли самое непосредственное участие.

Отдельно хочется сказать о благоустройстве города. В выполнении этой задачи сыграли роль все жители Алапаевска. На каждый год разрабатывался конкретный план по строительству дорог, тротуаров, закладке скверов, парков, озеленению улиц, посадке цветов. Главным зачинателем и руководителем всех этих дел был секретарь горкома партия Г. С. Зернов. После него эту работу продолжали Е. А. Максимов, А. П. Ромонов, М. И. Зименко. В выходные дни объявлялся общегородской субботник, в котором участвовало почти все население города. Предприятия выделяли транспорт по подвозке щебня и асфальта. Отряд строителей устанавливал бордюры, разравнивал щебень, укладывал асфальт. Работали бульдозеры, другая техника. Играл оркестр, люди трудились с хорошим настроением. Большую роль в правильном выполнении этой задачи играл городской отдел архитектуры. Группа наших топографов делала заранее разбивку на прокладку дорог и тротуаров. Выносила в натуру горизонтальные вертикальные отметки по проектам, разработанным нашим отделом. Словом, для нас это была тоже большая и интересная работа. Таким образом, город оделся в асфальт, на газонах высадили кустарники, даже в районе индивидуальной застройки. Алапаевск целое десятилетие занимал первое место по благоустройству среди городов Свердловской области. Ежегодно в городе строилось более 100 тыс. кв. метров асфальтовых дорог и тротуаров. Еще в 1950 году были построены асфальтовый и кирпичный заводы, работающие на своем сырье. Это были инициативы первого секретаря ГК партии Георгия Силыча Зернова. Силами трудящихся был заложен городской парк, много скверов, где установлены скульптуры, памятники П. И. Чайковскому, изобретателю турбины А. Сафонову, В. И. Ленину, стела в память о погибших в Великой Отечественной войне и много других. Школы, больницы, детские учреждения утопали в зелени и цветах.

Все годы моей работы в Алапаевске были для меня периодом творчества и огромной ответственности. Хотелось сделать как можно больше и быстрее. При моем участии в подготовке документов был построен мост через р. Нейву на ул. Ленина, расширен путепровод на ул. Ленина, построены асфальтовые дороги на Синячиху, Асбест, Зыряновку и многое-многое другое.

Таким был мой родной город в мои молодые годы — молодым, зеленым, цветущим!

Сердечную благодарность хотелось бы выразить моим преданным делу коллегам по отделу архитектуры, которые буквально «кипели» на работе. Самая сердечная благодарность им за великий труд, вложенный в создание города: архитектору М. Н. Олькову (уже ушедшему из жизни), руководителю производственной группы А. С. Муромцеву, сотрудникам П. В. Красовской,

Н. А. Тамко, Э. А. Егорову, Г. Л. Лисициной, всем топографам! Всем, всем! Доброго всем здоровья! Это был настоящий подвиг коллектива. С тех времен прошло уже более 30 лет, воспоминания живы, но писать мне по причине возраста более чем трудно. Столь многого не сказано… А как хочется передать новому поколению порыв желаний нашего поколения — сделать Алапаевск современным, очень красивым городом. Продолжайте начатое нами дело!

Сейчас в городе строится жилой комплекс домов в районе поселка Максима Горького с применением новых типовых проектов. Меня это очень радует!

События