Надзор за деятельностью СРО: нас ждут перемены?
Профессионалов отрасли немало удивили досужие рассуждения спикеров о том, что строительная отрасль в результате проведенных реформ стала фактически неуправляемой. Надзорных органов в строительстве было и остается не менее десятка, начиная от Госархстройнадзора, Службы Госстандарта, СЭС, Госпожнадзора и заканчивая Государственной налоговой инспекции. Только вот насколько эти надзорные органы эффективны? Это уже другой вопрос. Кроме того, не следует забывать, что еще десять лет назад были четко определены нормативно-технические документы: СНиПы, ГОСТы, стандарты, которые строители обязаны исполнять. Сегодня этой документации нет, ее действие закончилось в соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании». При этом надзорные и контролирующие органы в строительной отрасли остались, и пока меньше их не становится.
С наличием большого числа малоэффективных и коррумпированных государственных ведомств и учреждений, вероятно, связано и резкое нежелание профессионального сообщества наделять контрольными функциями Национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей. Руководители саморегулируемых организаций в большинстве своем желают видеть в лице Нацобъединений не новые «министерства», а некий общественный инструмент развития отрасли. Однако, если Ростехнадзор РФ и НОСТРОЙ разделят между собой свои надзорные полномочия, участники строительной отрасли от этого только выиграют.
По мнению самих саморегулируемых организаций, необходимо выделить те функции, которые будет непосредственно осуществлять Ростехнадзор РФ и те полномочия, которыми будет наделен НОСТРОЙ. Если между ними не будет пересечений и противоречий, это только оздоровит ситуацию в отрасли.Согласно действующему законодательству, обязанности по регистрации СРО и контролю их дальнейшей деятельности возложены на Ростехнадзор РФ. Однако, это решение, принятое еще в 2009 году, несколько обескуражило строителей, по мнению которых функции контроля в отрасли должно выполнять профильное ведомство – Министерство регионального развития.
В соответствии с законодательством в 2010 году Ростехнадзор начал проверку деятельности саморегулируемых организаций. Открыла список небезызвестная в России организация СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», возглавляемая основателем и Президентом Корпорации «Петербургская Недвижимость» М. В. Шубаревым и депутатом ЗАКС СПб А. И. Белоусовым. Выбор контролирующего органа вызвал удивление в профессиональных кругах: то ли Ростехнадзор не имеет никакого понятия о рейтинге саморегулируемых организаций, то ли специально для проверки было выбрано образцовое СРО. При этом, по мнению руководителей Нациобъединений, да и самих строителей, в России существует огромное количество так называемых «коммерческих» СРО, занимающихся выдачей допусков на виды работ исключительно «за деньги». Вероятно, проверки стоило начать с них? Анализируя ситуацию за год, можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между саморегулируемыми организациями, Нацобъединениями и Ростехнадзором РФ вряд ли можно назвать партнерскими. Государственный орган ввиду нехватки материальных и людских ресурсов оказался слишком неповоротливым, чтобы своевременно вносить в реестр вновь образованные саморегулируемые организации, оперативно реагировать на сигналы о деятельности недобросовестных СРО и реально контролировать ситуацию на строительном рынке.
Кстати, о проблемах в ведомстве, одной из важнейших задач которого является обеспечение промышленной безопасности, свидетельствуют крупные аварии последних лет - катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибли 75 человек, авария на шахте «Распадская», приведшая к гибели 68 шахтеров. Как отмечают участники строительного рынка, за последние пять лет в Ростехнадзоре сформировался круг руководящих работников из некой номенклатуры, не имеющих ни профильного образования, ни опыта надзорной деятельности. Те времена, когда в Госгортехнадзор принимали преимущественно с должностей главных специалистов (главный инженер, главный механик, главный энергетик и т.д.) давно прошли, а последствия дефицита профессиональных кадров не заставили себя ждать.
Безусловно, у российских строителей накопилось немало претензий и вопросов в адрес надзорного органа. К тому же в последнее время заметно активизировалось взаимодействие Нацобъединений с профильными структурами Минрегиона. Профессиональным сообществом открыто обсуждается возможность передачи функций государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в ведение Министерства регионального развития РФ. Более того, по сообщению хорошо информированного источника, на рабочих совещаниях в Минрегионе передача контрольных функций Ростехнадзора обсуждается как уже совершившийся факт. Очень возможно, что в начале 2011 года о произошедших изменениях будет объявлено официально.
Помощник Министра регионального развития РФ, председатель Наблюдательного совета НП СРО «Союз Стройиндустрии Свердловской области», А. Л. Лощенко:
– Письмо Минрегиона России с визой премьер-министра В.В. Путина о согласии с предложением о передаче Минрегиону России надзорных функций за деятельностью саморегулируемых организаций было подписано еще в мае прошлого года, однако, до сих пор вопрос до конца не решен.Возможно, в ситуации некого ажиотажа, связанного с необходимостью внесения в реестр вновь создаваемых СРО, и было целесообразно оставить эти функции за Ростехнадзором. В настоящий момент Ростехнадзор сужает свое присутствие на строительном рынке и будет заниматься вопросами безопасности промышленных объектов.
В любом случае ответственность за отрасль лежит на Минрегионе России. Наша основная задача – обеспечение безопасности через повышение требований к нормативной правовой базе в строительстве. Об этом мы говорили еще в мае прошлого года, но тогда нас не услышали. Однако надеюсь, что рано или поздно это произойдет.
Вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат ЗакС СПб А.И. Белоусов:– Передачу контрольных функций Ростехнадзора в Министерство регионального развития я считают необходимым и очень своевременным шагом. Репутацию, которую приобрел Ростехнадзор РФ, занимаясь проверками саморегулируемых организаций, нельзя назвать позитивной. Являясь координатором Нацобъединения строителей по СЗФО, могу отметить, что руководители саморегулируемых организаций нашего региона и профильные вице-губернаторы неоднократно обращались в Ростехнадзор с просьбой провести проверки тех СРО, которые открыто нарушают требования закона и нормативных актов, регулирующих их деятельность. К сожалению, реакции со стороны Ростехнадзора на полученные сигналы ни разу не последовало, а деятельность ни одного из так называемых «коммерческих» СРО так и не была приостановлена. Вместе с тем, наша саморегулируемая организация уже дважды в течение года проходила проверку.
По логике вещей в первую очередь должны быть проверены СРО, которые выдают допуски за два дня, кредитуют своих членов для внесения средств в компенсационный фонд, не ведут своих сайтов, не требуют наличие в составе компаний специалистов определенной квалификации, наконец, просто откровенно торгуют допусками. Однако этого по необъяснимым причинам не происходит.
Генеральный директор СРО НП «Межрегиональное объединение дорожников «Союздорстрой», председатель Комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ Л. А. Хвоинский:
– Нынешнее положение дел в области контроля за исполнением Закона о саморегулируемых организациях я оцениваю как неудовлетворительное. За 2010 год Ростехнадзором РФ было проверено 14 саморегулируемых организаций, причем одна из них проверялась дважды. Вместе с тем, некоторые саморегулируемые организации, не выполнившие требование закона и не вступившие в НОСТРОЙ до 1 июля 2010 года, без помех продолжают свою деятельность, не подвергаясь каким-либо санкциям со стороны контролирующего органа.
Ни для кого не секрет, что в строительной отрасли существуют так называемые «коммерческие» СРО, предлагающие вносить сумму компенсационного взноса в рассрочку, собирающие вступительные взносы в размере 5 тысяч рублей, не имеющие даже собственных сайтов, не говоря уже о более серьезных нарушениях. Ни одна из них не подпала под пристальное внимание Ростехнадзора. На мой взгляд, все саморегулируемые организации должны выполнять требования закона.
Вызывает некоторое удивление, что руководства Ростехнадзора Российской Федерации не присутствовали ни на одном из трех Всероссийских съездов саморегулируемых организаций и не принимает участие в работе Совета НОСТРОЙ.
С начала создания института саморегулирования Минрегион занимает гораздо более активную позицию, можно сказать, держит руку на пульсе. В частности, работа по актуализации стандартов, проводимая Минрегионом и НОСТРОЙ, уже в скором времени принесет свои плоды. Вполне очевидно, что необходимо менять систему надзора в строительной отрасли.
Если надзор за деятельностью саморегулируемых организаций будет передан в Минрегион РФ, он станет гораздо более эффективным.