Надзор за отраслью через Саморегулируемые организации.
Организаторами мероприятия выступили Минэкономразвития России Андрей Шали Комитет по собственности Государственной Думы совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей через «Российский Союз строителей», Союзом Архитекторов России и Ассоциацией строителей России. Так же в парламентских слушаниях принимали участие представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, члены Общественной палаты, представители строительных объединений и другие. Руководители ходом мероприятия заместитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Владимир Пехтин. Основной доклад сделал председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский. В частности, на парламентских слушаниях выступили директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик, генеральный директор Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев.
Действующая в настоящее время система государственного регулирования, по мнению собравшихся, не эффективна в вопросах обеспечения прав потребителей и надзора за качеством строительства. Строительный рынок информационно закрыт как для потребителей его услуг, так и для органов государственной власти, что в принципе не позволяет в полной мере решать задачи реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
На парламентских слушаниях речь шла о переходе к регулированию строительной деятельности через специальные институты общественного регулирования – саморегулируемые организации, позволяющие реально обеспечить механизмы обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора за отралью. Именно они осуществляют контроль и надзор за «собратьями по цеху» с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена.
Предполагаемая модель регулирования на протяжении последнего года неоднократно обсуждалась на различных уровнях власти с участием представителей строительного общества. По словам Председателя Комитета Государственной Думы по собственности Виктора Плескачевского, действующая в настоящее время система государственного регулирования и надзора в сфере строительства не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за нарушения в этой сфере. Строительный рынок контролируют 15 разных ведомств и 13 надзоров, но при этом чиновник, выдающий лицензии, не несет никакой ответственности за их качество, а строительные компании не отвечают за результаты своей работы. В настоящее время Федеральный Лицензионный Центр при Росстрое выдал более 240 тысяч лицензий на осуществление строительной деятельности.
- Кто выдал лицензию, тот и должен отвечать за тех, кому выдал. Однако, нынешняя форма регулирования в форме государственной лицензирования не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в сфере строительства. Во всем цивилизованном мире основными институтами регулирования являются не государственные органы, а ассоциации строителей – «саморегулируемые организации», - заявил Виктор Плескаческий.
Идею парламентариев поддерживают российские строительные организации и Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ). По мнению директора департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрея Шарова, государство заинтересовано в том, чтобы на строительном рынке появились ответственные игроки.- Саморегулируемые организации будут более эффективны с точки зрения контроля на рынке», - отметил он.В качестве примера Андрей Шаров привел Италию, где была введена система саморегулирования эксплуатации лифтов. В результате количество поломок уменьшилось в два раза, количество взысканных штрафов увеличилось вдвое. Подобные изменения ситуации министерство предполагает и на строительном рынке в России через два-три года после введения системы саморегулирования.
Комитет по собственности совместно с Российским Союзом строителей, Ассоциацией Строителей России и Союзом Архитекторов России в течение года разрабатывал концепцию законопроекта о переходе от государственного регулирования к саморегулированию в строительстве.По словам Виктора Плескаческого, Комитет по собственности планирует внести поправки в Градостроительный Кодекс в ближайшее время.
Рекомендации, принятые участниками парламентских слушаний.
Участники парламентских слушании считают необходимым:- констатировать, поступательное по факту развитие института саморегулирования в России, несмотря на отсутствие необходимой законодательной и нормативно-правовой базы;- отметить, что лишь на основе развития в России саморегулирования возможно обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, либо деятельность, связанную с инфраструктурным обслуживанием предпринимательской деятельности (аудиторские услуги, оценка и т.д.), что позволит в достаточно сжатые сроки:
- выработать соответствующие данному уровню развития экономики страны правила и стандарты деятельности профессиональных сообществ;
- создать эффективные механизмы контроля за соблюдением таких правил и стандартов;
- повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности;
- создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с соответствующих рынков;
- повысить прозрачность хозяйственного оборота в Российской Федерации и способствовать уменьшению правонарушений и преступности в сфере предпринимательства;
- отметить, что дальнейшее развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит более эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля, что будет способствовать:
- существенному уменьшению численности занятых в надзорных органах
государственного аппарата и высвобождению высококвалифицированных чиновников для решения иных стратегических и перспективных задач;
- снижению коррупционной нагрузки на бизнес.
Необходимость создания саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования обусловливается тем, что аппарат государственного управления без системного оппонирования и механизма консультаций с высококвали-фицированными представителями профессии принимает решения, не всегда способствующие эффективному развитию, а значит и развитию экономики страны в целом.
- Поддержать представленную модель сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.
- Обратиться ко всем заинтересованным в развитии основ саморегулирования предпринимательским и профессиональным сообществам строителей, а также представителей смежных с ними профессий (архитекторов, проекти-ровщиков, изыскателей) в кратчайшие сроки сформулировать с учетом требований юридической техники четкие и прозрачные признаки, отражающие специфику представляемой ими отрасли и определить основные риски, связанные с осуществлением соответствующих видов деятельности:
Рекомендовать Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:
- признать законодательное обеспечение развития саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования приоритетным направлением в законотворческой деятельности.
- продолжить практику парламентских слушаний по вопросам развития институтов гражданского общества в России.
- организовать сбор и обобщение позиций объединений предпринимательских и профессиональных сообществ по вопросам специфических требований к СРО в представляемых ими отраслях деятельности для последующего использования в законотворческой деятельности.
Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
Принять конкретные меры по поддержке принятия Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона "О саморегулируемых организациях", учитывая важность проблемы развития нормативно-правовой базы и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости, как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны, с учетом задач обеспечения дальнейшего экономического роста.