Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Надзор за отраслью через Саморегулируемые организации.

02 марта 2007 г.

       Организаторами мероприятия выступили  Минэкономразвития России Андрей Шали Комитет по собственности Государственной  Думы совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей через «Российский Союз строителей», Союзом Архитекторов России и  Ассоциацией строителей России. Так же в парламентских слушаниях принимали участие представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, члены Общественной палаты, представители строительных объединений и другие. Руководители ходом мероприятия заместитель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Владимир Пехтин. Основной доклад сделал председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский. В частности, на парламентских слушаниях выступили директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик, генеральный директор Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев.

       Действующая  в настоящее время система  государственного регулирования, по мнению собравшихся, не эффективна в вопросах обеспечения прав потребителей и надзора за качеством строительства. Строительный рынок информационно закрыт как для потребителей его услуг, так и для органов государственной власти, что в принципе не позволяет в полной мере решать задачи реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

       На парламентских слушаниях речь шла о переходе к регулированию строительной деятельности через специальные институты общественного регулирования – саморегулируемые организации, позволяющие реально обеспечить  механизмы обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах  правоустановления и надзора за отралью. Именно они осуществляют контроль и надзор за «собратьями по цеху» с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена.

       Предполагаемая модель регулирования на протяжении последнего года неоднократно обсуждалась  на различных уровнях власти с участием представителей строительного общества. По словам Председателя Комитета Государственной Думы по собственности Виктора Плескачевского, действующая в настоящее время система государственного регулирования и надзора в сфере строительства не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за нарушения в этой сфере. Строительный рынок контролируют 15 разных ведомств и 13 надзоров, но при этом чиновник, выдающий лицензии, не несет никакой ответственности за их качество, а строительные компании не отвечают за результаты своей работы. В настоящее время Федеральный Лицензионный Центр при Росстрое выдал более 240 тысяч лицензий на осуществление строительной деятельности. 

       - Кто выдал лицензию, тот и должен отвечать за тех, кому выдал. Однако, нынешняя форма регулирования в форме государственной лицензирования не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в сфере строительства. Во всем цивилизованном мире основными институтами регулирования являются не государственные органы, а ассоциации строителей – «саморегулируемые организации»,  - заявил Виктор Плескаческий.

       Идею парламентариев поддерживают российские строительные организации и Министерство экономического  развития и торговли РФ (МЭРТ). По мнению директора департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрея Шарова, государство заинтересовано в том, чтобы на строительном рынке появились ответственные игроки.- Саморегулируемые организации будут более эффективны с точки зрения контроля на рынке», - отметил он.В качестве примера Андрей Шаров привел Италию, где была введена система саморегулирования эксплуатации лифтов. В результате количество поломок уменьшилось в два раза, количество взысканных штрафов увеличилось вдвое.  Подобные изменения ситуации министерство предполагает и на строительном рынке в России через два-три года после введения системы саморегулирования.

       Комитет по собственности совместно с Российским Союзом  строителей, Ассоциацией Строителей России и Союзом Архитекторов России в течение  года разрабатывал концепцию законопроекта о переходе от государственного регулирования к саморегулированию в строительстве.По словам Виктора Плескаческого, Комитет по собственности планирует внести поправки в Градостроительный Кодекс в ближайшее время. 

       Рекомендации, принятые участниками парламентских слушаний.

       Участники парламентских  слушании считают необходимым:- констатировать, поступательное по факту развитие института саморегулирования в России, несмотря на отсутствие необходимой законодательной и нормативно-правовой базы;- отметить, что лишь на основе развития в России саморегулирования возможно обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, либо деятельность, связанную с инфраструктурным обслуживанием предпринимательской деятельности (аудиторские услуги, оценка и т.д.), что позволит в достаточно сжатые сроки:

- выработать соответствующие данному уровню развития экономики страны правила и стандарты деятельности профессиональных сообществ;

- создать эффективные механизмы контроля за соблюдением таких правил и стандартов;

- повысить ответственность субъектов саморегулирования, усилить их заинтересованность в конечных результатах своей деятельности;

- создать механизмы выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с соответствующих рынков;

- повысить прозрачность хозяйственного оборота в Российской Федерации и способствовать уменьшению правонарушений и преступности в сфере предпринимательства;

- отметить, что дальнейшее развитие и совершенствование системы саморегулирования позволит более эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля, что будет способствовать:

  • существенному уменьшению численности занятых в надзорных органах

государственного аппарата и высвобождению высококвалифицированных чиновников для решения иных стратегических и перспективных задач;

  • снижению коррупционной нагрузки на бизнес.

       Необходимость создания саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования обусловливается тем, что аппарат государственного управления без системного оппонирования и механизма консультаций с высококвали-фицированными представителями профессии принимает решения, не всегда способствующие эффективному развитию, а значит и развитию экономики страны в целом.

- Поддержать представленную модель сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.

- Обратиться ко всем заинтересованным в развитии основ саморегулирования предпринимательским и профессиональным сообществам строителей, а также представителей смежных с ними профессий (архитекторов, проекти-ровщиков,  изыскателей) в кратчайшие сроки сформулировать с учетом требований юридической техники четкие и прозрачные признаки, отражающие специфику представляемой ими отрасли и определить основные риски, связанные с осуществлением соответствующих видов деятельности:

Рекомендовать Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:

- признать законодательное обеспечение развития  саморегулируемых организаций бизнеса как институтов организованного профессионального общественного регулирования приоритетным направлением в законотворческой деятельности.

- продолжить практику парламентских слушаний по вопросам развития институтов гражданского общества в России.

- организовать сбор и обобщение позиций объединений предпринимательских и профессиональных сообществ по вопросам специфических требований к СРО в представляемых ими отраслях деятельности для последующего использования в законотворческой деятельности.

       Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

Принять конкретные меры по поддержке принятия Государственной  Думой во втором чтении проекта федерального закона "О саморегулируемых организациях", учитывая важность проблемы развития нормативно-правовой базы и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости, как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны, с учетом задач обеспечения дальнейшего экономического роста.  





Мероприятия