Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Напольные покрытия из натуральной древесины .

1.1.
Напольные покрытия из натуральной древесины
3.1.
Древесина как природный материал
3.2.
Классификация напольных покрытий из натуральной древесины
3.3.
Штучный и мозаичный паркет

3.3.1.
Массивный штучный паркет

3.3.2.
Многослойный штучный паркет

3.3.3.
Мозаичный паркет

3.3.4.
Способы раскроя древесины

3.3.5.
Технология укладки паркета
3.4.
Паркетная доска

3.4.1.
Многослойная паркетная доска

3.4.2.
Паркетная доска из массива дерева

3.4.3.
Технология укладки паркетной доски
3.5.
Уход за напольными покрытиями из натуральной древесины

    

 пол - напольное покрытие - паркетная доска.jpg         В Древней Руси полы изготавливались в основном из широких деревянных досок, настилаемых по длине помещения. С 16 века полы стали настилать из дубовых планок, укладываемых рисунком "в елочку". Планки укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, преимущественно сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также традиции древнерусского деревянного зодчества создали предпосылки быстрого развития художественного паркета в России.
     С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга художественные идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. Мастера того времени использовали дуб, чинару, самшит, ясень, бук, грушу. В дальнейшем ассортимент древесины значительно расширился, и наряду с местными породами стали широко применять дорогостоящие заморские сорта древесины. Художественные паркеты того времени изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Лучшие образцы художественного паркета и по сей день украшают дворцы Петербурга и Москвы, восхищая красотой и сложностью рисунка. 
     Все производство паркета вплоть до конца 19 века выполнялось ручным способом. Лишь к началу 20 века ряд фабрик приступил к массовому промышленному производству простых паркетных планок из различных пород древесины.
     В настоящее время паркет по-прежнему любим, как заказчиками, так и дизайнерами. Ведь этот живой, теплый (в прямом и переносном смысле) материал, с огромным количеством цветовых оттенков и текстур (созданных самой природой)  позволяет создать уникальный, эксклюзивный пол, который может стать доминантой дизайнерского решения или служить деликатным фоном для других деталей интерьера.
3.1.
Древесина как природный материал

Для паркетных полов применяется натуральная древесина, а это значит, что все достоинства и недостатки природного материала переносятся и на напольные покрытия. Качество будущего паркета будет зависеть, прежде всего, от породы древесины, от условий ее роста, сушки и типа распила.

Строение древесины лучше всего видно на торцевом разрезе ствола. Наружный слой - кора состоит из мягкой пробковой ткани. Далее расположен тонкий слой луба и еле заметный слизистый слой камбия, за счет которого происходит рост древесины. За камбием расположена наиболее влажная и мягкая часть древесины, называемая заболонью (более светлого тона). В центральной части ствола находится ядро, состоящее из отмирающих или отмерших клеток. В центре ядра - мягкая и рыхлая сердцевина, обычно отбрасываемая при разделке ствола.

Пороки древесины, рассматриваемые при оценке качества паркета – это: сучки, грибные поражения, химические окраски, повреждения насекомыми, трещины, пороки строения древесины, инородные включения и деформации. Данные дефекты нарушают однородность строения, снижают прочность, портят внешний вид, разрушают древесину, создают условия для преждевременного старения и гибели изделий из древесины.

Породы древесины. Для изготовления паркетных полов традиционно используется древесина лиственных пород, отличающаяся более высокой твердостью и износостойкостью по сравнению с хвойными породами. В свою очередь, эту древесину можно разделить на местную (произрастающую в Центральной Европе) и экзотическую (Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия). К первой группе относятся дуб, бук, ясень, клен, граб и др., ко второй: махагон, мербау, тик, венге, камбала и другие. Стали появляться и весьма редкие для российского рынка породы: сукупира, кумару, лапачо, дуссия, мутения и т.д. Каждой породе древесины присущи свой естественный цвет, особенности микроструктуры, степень устойчивости к внешним воздействиям[1].
Следует, однако, учитывать, что практически все породы кроме дуба имеют различные недостатки (специалисты называют эти породы «нервными»): хвойные породы являются недостаточно твердыми; бук, ясень, самшит, черешня  обладают значительной гигроскопичностью, а, следовательно, и высоким коэффициентом объемного расширения при изменении влажностного режима помещения. Экзотические породы могут обладать повышенной смолистостью и т.д.
Общепризнанно идеальным материалом для паркета является дуб, у него самое лучшее сочетание различных свойств  - красивая текстура поверхности и твердая древесина, устойчивая против гниения. Но в тоже время это вовсе не означает, что для паркетных полов следует применять дуб и только дуб, и из других пород получаются прекрасные долговечные полы, тем более что в художественном паркете невозможно обойтись одной породой. Просто необходимо учитывать специфичные свойства различных пород древесины при выборе их для конкретного деревянного пола или при подборе пород для рисунка художественного паркета. Используя «нервные» породы необходимо с особой тщательностью выполнять технологию укладки и правила ухода за полами.

Выбирая породу необходимо учитывать цвет и текстуру, а также физические характеристики, такие как твердость и коэффициент ее линейного расширения, т.к. эти показатели являются одними из важнейших критериев характеризующих древесину.

Цвет древесины обусловлен содержащимися в ней дубильными, красящими, смолистыми веществами и их оксидами и зависит от породы дерева, его возраста, состава почвы и климатический условий местности, где оно росло. В таблице 3.1. приведены ориентировочные цветовые оттенки различных пород древесины, это достаточно условное деление, т.к. внутри одной породы возможен достаточно широкий цветовой разброс.

Таблица 3.1.

Цветовые тона различных пород древесины

 

Цвет древесины
Порода древесины
Красные тона
Кемпас (темный, светлый), Махагон (темный, светлый), Мербау (темный, светлый), Падук, Дуссия, Сапели, Ярра
Розовые тона
Груша, Вишня, Бук (темный)
Желтые тона
Акация, Ироко, Меранти (темный, светлый), Гао-ван, Тик, Олива, Мовингу
Коричневые тона
Булиан, Палисандр, Орех африканский, Орех национальный
Светлые тона
Клен канадский, Клен национальный, Бук (светлый), Граб, Дуб, Ясень
Темные тона
Эбен (черное дерево), Дуб мореный, Венге, Зебрано
При выборе древесины по цвету следует иметь в виду, что любая порода со временем темнеет на свету. Но некоторые породы темнеют сильнее, некоторые слабее. К сильно темнеющим породам относятся вишня, мукуши и некоторые другие.

Текстура древесины – это естественный рисунок, образованный волокнами древесины и обусловленный особенностями ее структуры. Зависит от расположения древесных волокон, видимости годовых слоев, цветовой гаммы древесины, количества и размеров сердцевинных лучей. По цвету и текстуре определяют породу древесины.

Твердость древесины в большой  степени зависит от условий роста дерева, влажности и пр. В пределах одного вида «разброс» значений может быть весьма значительным, поэтому в нижеприведенной диаграмме (рис.3.1.) приводятся средние показатели твердости по методике Бринеля[2] в относительных процентах по отношению к дубу (указанные значения получены при измерениях твердости поперек волокон, твердость вдоль волокон примерно в 1,5 раза больше).

Древесина, как уже отмечалось выше, является гигроскопичным материалом, т. е. она обладает свойством поглощать и отдавать влагу из окружающей среды. Ее влажность изменяется при изменении влажности и температуры окружающего воздуха. Например, при относительной влажности воздуха 50% и температуре +20 0С равновесная влажность древесины составит 9%, при влажности воздуха 30% и температуре +25 0С влажность древесины составит 5%.
Скорость изменения влажности древесины зависит от породы. Например, изменение равновесной влажности древесины на 2% (с 9% до 11%) для дуба произойдет за 40 суток, а для бука - за 12 суток.
При изменении влажности древесины происходит и изменение линейных размеров деревянных планок, характеризуемых коэффициентом линейного расширения. Коэффициент линейного расширения выражается в % от ширины планки.
На диаграмме (рис. 3.2.) представлены данные об изменении ширины планки в зависимости от породы древесины при изменении влажности древесины на 1%.

Используя данный коэффициент, можно расчетным путем определить теоретическую деформацию паркетной укладки в период лето-зима (реальная деформация, как правило, оказывается меньше расчетной).
Деформация древесины (т.к. она является анизотропным материалом) происходит неодинаково в различных направлениях. Изменение размера древесной планки в продольном направлении в 10 раз меньше, чем в поперечном.
Следует также отметить, что при нормальной влажности в помещении (нормой считается влажность 40-65%) существенных линейных изменений у качественно высушенного паркета происходить не будет, т.е. от качества сушки зависит, как будет себя вести паркетный пол при его эксплуатации, насколько долговечным он будет.
Влажность древесины планок по ГОСТ 862.1-85 при отгрузке потребителю должна быть 9±3 %. Такая влажность является оптимальной с точки зрения сохранения паркетом своих геометрических размеров. Древесина, имеющая более 12% влажности, усыхает, а менее 6% стремится набрать влагу из воздуха и разбухнуть.
Свежесрубленное дерево может иметь относительную влажность древесины 50-70%. Существуют различные способы сушки древесины: горячим воздухом, СВЧ и вакуумная сушка. В процесс технологического процесса сушки важно не только довести влажность древесины до требуемой (9±3 %), но и не создать при этом остаточных напряжений, которые могут в дальнейшем приводить к короблению паркета.
Необходимо понимать, что нормально высушенный паркет будет реагировать на экстремальное изменение влажности в помещении, но изменения, происходящие в нем, не будут носить критических характер – он не будет коробиться, и в нем не будут образовываться трещины.



3.2.
Классификация напольных покрытий из натуральной древесины
В зависимости от вида заготовок напольные покрытия из натуральной древесины подразделяют на: штучный паркет, наборный (мозаичный) паркет, щитовой паркет и паркетную доску.
Технические требования, предъявляемые к продукции отечественных производителей, определяются действующими нормативными документами: ГОСТ 862.1-85 «Штучный паркет», ГОСТ 862.2-85 «Мозаичный паркет», ГОСТ 862.4-87 «Паркетные щиты» и ГОСТ 862.3-86 «Паркетная доска».
Штучный паркет состоит из паркетных планок. Традиционная паркетная планка представляет собой деталь из массивной древесины с взаимно параллельными фрезерованными пластами и профилированными кромками, с помощью которых ее соединяют с такими же соседними планками при устройстве паркетного покрытия пола.
В зависимости от профиля кромок планки подразделяют на типы: с гребнями[3] и пазами[4] на противоположных кромках и торцах; с гребнем на одной кромке и пазами на другой кромке и торцах.
Помимо штучного паркета из массива на российском рынке представлен также - штучный композитный паркет. Паркетная планка из композитного паркета отличается от массивного паркета своей многослойной структурой. Соединение планок при устройстве паркетного пола осуществляется также с помощью гребней и пазов.

Мозаичный (наборный) паркет – это элемент покрытия пола, выполненный в заводских условиях, представляющий  собой ковер  с художественным рисунком, образованный наклеиванием на основу (специальную бумагу, стекловолокно и т.д.) планок из ценных и твердых пород древесины.

Паркетный щит представляет собой квадратные элементы покрытия двух типов: с пазами; с пазом и гребнем. Паркетные щиты – конструкция двухслойная. Нижний слой – основание (фундамент) состоит из квадратной рамы (обвязки) толщиной 22 мм, обвязка заполнена одним рядом досок той же толщины. Для соединения обвязки и заполнения используют водостойкие синтетические клеи. Щит первого типа имеет по всем четырем кромкам обвязки пазы, не доходящие до углов на 100 мм. Сплачивание настилов осуществляется на накладных шипах. Щит второго типа на двух смежных кромках имеет пазы, а двух противоположных – гребни. Лицевое покрытие щитов обоих типов одинаково и состоит из прямоугольных паркетных планок ценных и высших сортов древесины, плотно наклеенных на основание.
Данный тип паркета сегодня выпускается достаточно в небольших количествах, только российскими производителями, качество его невысокое и он мало чем отличается от традиционных паркетных щитов применявшихся ранее, поэтому рассматривать его в настоящем издании мы не будем.
Паркетная доска состоит из паркетных планок, которые наклеены с определенным рисунком на основание. На кромках и торцах имеются пазы и гребни для соединения паркетных досок между собой.


3.3.
Штучный и мозаичный паркет
            Штучный  и мозаичный паркет могут использоваться как  самостоятельные заготовки для укладывания паркетных полов, так и дополнять друг друга. Например, пол, выложенный традиционной «елочкой» или «палубой» может быть  декорирован включением розетки и/или бордюра из мозаичного паркета. Штучный и мозаичный паркет выпускаются одинаковых толщин, что позволяет легко комбинировать их друг с другом.
Штучный паркет представлен на рынке как традиционным, хорошо знакомым массивным паркетом, так и новым материалом для России многослойным паркетом.

3.3.1.
Массивный штучный паркет
Составными частями штучного паркета являются отдельные планки из массива дерева, на кромках которых имеются пазы и гребни, предназначенные для соединения планок между собой.
Большая часть паркетных планок, поступающих в продажу, проходит селекцию.  
Селекция паркета
Под селекцией паркетных планок понимают их сортировку по определенному набору показателей, как правило, или по внешнему виду (наличие или отсутствие сучков, заболони, принадлежность к той или иной цветовой гамме и прочее.) или по способу распила древесины.

В зависимости от внешнего вида и породы древесины паркетные планки по ГОСТ 862.1-85  подразделяются на две марки: "А" (высшая категория качества) и "Б" (первая категория качества). В паркете высшей категории (А) допустимы здоровые, сросшиеся с деревом сучки по лицевой поверхности диаметром до 15 мм (1 шт.), по изнанке – до 10 мм. В паркете первой категории (Б) допустимы здоровые, сросшиеся с деревом сучки по лицевой поверхности диаметром до 15 мм (3 шт.), по изнанке – любые. Нездоровые сучки, трещины, заболонь не допускаются ни категории «А», ни в «Б».
Стандарт Германии DIN 280, Teil 1 предусматривает три вида сортировки (от высшего к низшему): "Натур" (N), "Гештрайфт" (G) и "Рустикал" (R). В частности, сортировка "Натур" предусматривает отсутствие заболони, резких изменений окраски и нерегулярности текстуры древесины. Допускаются одиночные здоровые сучки: темные диаметром до 1 мм и светлые диаметром до 8 мм.
Стандарт Австрии В3000, Teil 2 кроме указанных выше предусматривает еще один, более высокий вид сортировки – "Эксквизит" (Е).

По способу распила круглого леса паркет подразделяется на радиальный, тангенциальный и рустикал[5]. От способа распила зависит текстура древесины.
У радиального паркета плоскость разреза проходит перпендикулярно годичным кольцам древесины. Такие планки, более однородны по цвету и текстуре древесины, но в то же время у них более выражена зависимость оптических свойств от направления угла падения света. Это важно учитывать при создании художественных композиций, использующих комбинирование естественной текстуры дерева.
Радиальный паркет существенно дороже тангенциального, так как его выход при распиле не превышает 10 – 15% от общего объема.
У тангенциального паркета плоскость разреза проходит по касательной к годичному слою ствола и виден "арочный" рису­нок годовых колец. Обладает живой, насыщенной текстурой, которая образуется при пересечении годовых слоев.
Третий тип, рустикал, является переход­ным: в нем есть и радиальный, и тангенциальный рисунок, для его изготовления может использоваться центральная часть древесины.
Способ распила влияет не только эстетические, но и на физические свойства древесины. Коэффициент линейного расширения у радиального паркета значительно меньше, чем у тангенциального, благодаря этому он более устойчив к внешним воздействиям.

Отметим также, что существуют также общепринятые названия паркета, который поступает в продажу  без отбора по распилу -  «стандарт», «натуральный», «рустик».
Стандарт – паркет высшего сорта, заболонь, сучки, механические повреждения не допускаются.
Натуральный – паркет, обладающий натуральным рисунком древесины. Допускается заболонь не более 20% поверхности пластин, здоровые сучки диаметром до 3 мм и не более 3 шт. на пласт, наклон волокон, прожилки. Механические повреждения не допускаются.
Рустик – паркет соответствующий первой категории качества. Допускаются здоровые, светлые и темные сучки диаметром свыше 3 мм не более 3 шт. на пласт, заболонь, наклон волокон, трещины усушки, не выходящие на пласт клепки, механические вырывы глубиной не более 1,5 мм.

Необходимо также иметь в виду, что многие фирмы-производители паркета вводят дополнительно свои собственные (внутрифирменные) критерии сортировки и поэтому даже при одинаковом названии внешний вид паркетных планок у двух различных производителей может существенно отличаться.

Геометрические размеры планок

Стандартная толщина планок российского производства - 15,18 и 22 мм. 
Большое значение имеет не только тол­щина паркетной планки, но и толщина рабочего слоя, т.е. слоя расположенного до паза, который можно сошлифовать при укладке и ремонте. Именно толщина рабочего слоя определяет долговечность паркета.
Необходимо отметить, что увеличение общей толщины планок не пропорционально увеличению толщины рабочему слоя. У 15 мм планки толщина рабочего слоя –4-6 мм, а у 22 мм - 9мм. И в то же время планки с большей толщиной менее эластичны, а это означает, что они более чутко реагируют на неровности поверхности основания, а если к тому же в них остались остаточные напряжения, то скорее всего после укладки они будут топорщиться и деформироваться. Для того чтобы придать 22 мм планкам большую эластичность, западные компании делают на них с обратной стороны надрезы.
На эластичность влияет и длина планок (планки длинной более 350 мм имеют те же проблемы с эластичностью, что и планки с большой толщиной).
Ширина паркетных планок не должна быть больше 5 толщин, иначе планки могут покоробиться в поперечном направлении.

Качество геометрии планок


 

Необходимым условием для получения гладкого и ровного пола, который реагирует на изменение температурно-влажностного режима в минимальной степени, является изго­товление паркетных планок с необходимой глубиной паза и толщиной гребня, с минимальными погрешностями по размерам и геометрии.
Современные технологии позволяют изготавливать планки с высочайшей точностью: допустимые погрешности составляют лишь доли мм, а шероховатости не превышают 125 мкм. Такие планки идеально стыкуются друг с другом, образуя пол, требующий перед нанесением лака лишь минимальной шлифовки. Если же паркетные планки имеют шероховатости, сколы, следы ожога от плохо заточенного инструмента, если гребень с трудом входит в паз, а между планками имеется пусть даже незначительный зазор – из паркета такого качества нельзя уложить долговечный и ровный пол.
Геометрическая точность изготовления в основном предопределит, будет ли паркет нуждаться после уклад­ки в шлифовке на 0,2-0,3 мм или понадобится циклевка на 0,8-1,0 мм. А это может в 3-4 раза сократить жизнь паркетного пола, учитывая необходимость замены лака один раз в 4-5 лет при его эксплуатации.

Обработка поверхности планок

Обычно паркетные планки продаются без какой-либо отделки. Лишь после их укладки на объекте, они шлифуются, лакируются (технологию укладки см. ниже) и пол приобретает законченный вид. Но в последнее время появились и некоторые разновидности паркета с финишной отделкой (отшлифованный и покрытый лаком), выполненной в заводских условиях. 
Паркет, обработанный в заводских условиях, с одной стороны упрощает и сокращает сроки монтажа, а с другой, работать с отлакированным паркетом необходимо с особой осторожностью, т.к. существует опасность его повреждения. К тому же при покрытии лаком всего пола защищается от попадания влаги не только верхняя поверхность паркетных планок, но и места их стыков, которые остаются незащищенными при использовании отлакированных планок. В этом случае необходимо для защиты стыков пользоваться специальными мастиками.

Способы укладки штучного паркета

Штучный паркет можно укладывать самыми различными способами. Наиболее распространенными являются:
§                                 «елочка» (самый распространенный способ и менее требовательный, как к качеству отдельных плашек, так к качеству укладки);
§                                 «палубный» (планки лежат в продольном направлении);
§                                  «вьетнамка» (переплетение продольных и поперечных планок).
Помимо вышеперечисленных разработано огромное количество видов укладки, некоторые из них показаны на рис. 3.3. Необходимо иметь в виду, что при различных видах укладки требуется разный коэффициент запаса материала. Обычно фирмы, занимающиеся укладкой паркета, имеют альбомы готовых решений различных рисунков, в т.ч. с фотографиями с готовых объектов, по которым заказчик может выбрать понравившийся ему рисунок.

Простой рисунок из штучного паркета может быть дополнен вставкой (розеткой, бордюром), выполненной методом наборного паркета.

При художественной укладке штучного паркета используются планки не только прямолинейных, но и криволинейных форм из различных пород древесины, благодаря чему возможно создание сложнейших рисунков. Основное внимание при таком способе укладки уделяется  особо точной подгонки и фиксации каждой планки и вставки.

 

3.3.2.
Многослойный штучный паркет
           
     Многослойный штучный паркет - это новый материал, который появился на российском рынке совсем недавно. Внешне планки очень похожи на традиционный паркет из массива древесины, только (в основном) уже отшлифованные и отлакированные. Для их производства также применяются различные породы древесины, как местные, так и экзотические. Готовый пол, выложенных из этих планок, не будет внешне ничем отличаться от паркетного пола устроенного из традиционного (массивного) штучного паркета. Благодаря высочайшей точности геометрии планок и обработки стыков, швы между планками будут практически невидимы.
     Отличие же данного вида паркета состоит в том, что планки не являются массивными, они многослойные.  Верхний рабочий слой, выполненный из ценных пород древесины, наклеен по особой технологии на композитное основание, состоящее из нескольких разнонаправленных слоев фанеры. В отличие от паркетной доски изделия, о которых идет речь, имеют небольшие размеры, благодаря чему возможно выкладывание из них любых традиционных паркетных рисунков (как из обычного штучного паркета)
Рабочий слой имеет толщину 5 мм, отшлифован и покрыт 8 слоями лака. Лаковое покрытие, нанесенное в заводских условиях, обеспечивает высокую стойкость паркета к истиранию и надежно защищает массив ценной древесины от воздействия влаги. Паркет может также поставляться не лакированным, либо с нанесенными специальными покрытиями (восковым, покрытием повышенной стойкости для помещений с усиленным износом пола).
Слой ценной древесины,  имеет достаточную толщину, которая позволяет со временем проводить циклевку, шлифовку и покрытие пола лаком совершенно также как, в случае с классическим штучным паркетом. При этом срок службы паркета ничуть не меньше, чем у стандартного паркета аналогичной толщины. Многослойный паркет выпускает следующей толщины: 11 и 14 мм, причем толщина рабочего слоя остается  одной и той же – 5 мм.
Для рабочего слоя многослойного паркета ценные сорта древесины проходят отбор, и заказчику предлагается на выбор паркет  с различными текстурами (внутри одной породы):  равномерная, однородная поверхность или более разнообразная (живая) по цветовой и структурной гамме.

Основание (подложка) паркетных планок многослойного паркета обработано специальными водоотталкивающими составами и имеет с изнаночной стороны поперечные пазы, которые позволяют полностью компенсировать возникающие внутренние напряжения, и придают паркетным планкам дополнительную гибкость (эластичность). Большая гибкость планок облегчает их укладку, особенно на проблемные основания с дефектами плоскостности.
Паркет на подобном основании в меньшей степени, чем традиционный реагирует на колебания влажности и температуры в помещении. Несомненным преимуществом также является то, что его можно укладывать на «теплые» (обогреваемые) полы.
Для укладки паркета в подложки паркетных планок (так же как и в массивном) делаются пазы и гребни. Паркет может «правым» и «левым»,  и под заказ поставляется нужное соотношение тех или иных планок.
    
В дополнение к рядовым паркетным планкам выпускается также большое количество декоративных элементов из различных типов древесины с разными художественными рисунками. У декоративных элементов паз идет со всех сторон, а соединяются они с помощью специальной планки, которая играет роль шпунта.

Укладка многослойного паркета ведется также  как, и традиционного штучного – на клей с прихватом гвоздями (см. раздел 3.3.4). Его необходимо укладывать на водостойкую фанеру или на выровненное основание, с устройством необходимого слоя паро- гидроизоляции. Излишки клея необходимо сразу удалять, для этой цели выпускаются специальные составы.
После укладки паркета микрошвы, которые остаются после укладки соседних планок, обрабатываются специальным составом. Это герметик-полироид, который одновременно заполняет швы и предотвращает попадание влаги.  Эта финишная работа выполняется достаточно быстро с помощью валика или кистью, через некоторое время пол полируется фетром или полотером, и через сутки пол готов к эксплуатации.

3.3.3.
Мозаичный паркет

Для упрощения изготовления художественного паркета, снижения трудозатрат по его укладке и тем самым существенного снижения себестоимости рядом фирм изготавливаются в заводских условиях готовые модульные элементы – мозаичный паркет. Эти элементы могут либо встраиваться в штучный паркет в виде бордюров, розеток и т.д. (их толщина соответствует штучному паркету), либо использоваться как самостоятельные модули, из которых целиком собирае

События