Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Наши соседи

23 декабря 2011 г.

      Уходящий год оказался одним из самых непростых для строительной отрасли региона. И хотя объемы сдачи жилья превысят показатели 2010-го, до плановых они не дотянут, и существенно. О сегодняшнем положении дел в отрасли, ее проблемах и тенденциях мы беседуем с председателем комитета жилищного строительства Союза строителей Югры, президентом Ассоциации строителей СургутаАлексеем Сафиоллиным.

      - По данным статистики, Югра занимает первое место среди регионов УрФО в условном рейтинге по объемам выполненных в строительстве работ. Вместе с тем, статистика же отбрасывает Ханты-Мансийский округ едва ли не в стан аутсайдеров по объемам ввода жилья. Как такое возможно? 

       - Не надо забывать, что строительство в нашем округе – это далеко не только жилые дома и коммерческие площади. Это еще и объекты, вводимые предприятиями топливно-энергетического комплекса. А учитывая, сколько Югра дает России нефти и газа, сколько здесь нефтегазодобывающих и энергетических компаний, становится понятно, какое количество объектов требуется им для работы, и сколько для их строительства необходимо средств. В статистике же все эти средства объединены одной строчкой, вот и получается довольно внушительный показатель.

      - Который с градостроительством впрямую не соотносится? 

        - В общем, нет. Если отнять из общего объема вложений в строительство стоимость дорогостоящего оборудования предприятий ТЭК, то оставшийся объем средств, полученный отраслью, можно разбить на четыре основных направления: автодороги, социальные и коммерческие объекты, а также жилье в том числе индивидуальное жилищное строительство – ИЖС. К сожалению, каждое из этих направлений в 2011 году не имело столько денег, сколько требуется для полноценного развития. Так, финансирование автодорожной отрасли к сегодняшнему дню сокращено по сравнению с докризисными показателями практически вдвое.

       - Но ведь в округе разработана долгосрочная программа по развитию транспортной системы региона. Неужели эта программа не способна насытить Югру дорогами?

        - Как я уже сказал, объемы годового финансирования существенно снижены. Кроме того, большой объем инвестиций в рамках указанной программы будет вложен в западную часть автономного округа, где, согласно документу, запланированы дороги к малонаселенным пунктам Березовского, Октябрьского, Кондинского районов. С социальной точки зрения правительство Югры делает понятный шаг, поскольку и один житель округа – это тоже важно, и ему требуется создать максимально комфортные условия жизни. Тем более, в этих районах живет много больше, чем один человек. Вместе с тем, когда денег недостаточно, вопросы их приоритетного расходования особенно обостряются. Порядка трех миллиардов рублей в год округ тратит только на содержание дорог, плюсуйте сюда деньги в строительство полотен к малонаселенным пунктам, и на стратегически важные объекты ничего не остается. Две серьезнейшие транспортные оси, такие как Югорск – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут - Нижневартовск и Новый Уренгой – Когалым – Сургут – Нефтеюганск - Тюмень, средств на развитие и реконструкцию получают катастрофически мало. А ведь именно эти трассы для экономики Югры и всего Уральского федерального округа имеют первостепенное развитие, в том числе и с точки зрения освоения месторождений.

           - Кроме автодорог округ вкладывается и в строительство социальных объектов. Правда, в этом году по целому ряду направлений освоены не все запланированные средства. И пять «замороженных» сургутских детсадов – тому подтверждение. Проблема неосвоения бюджетных средств – системная?  

          - Предприятия строительного комплекса округа обладают достаточными и ресурсами и мощностями, чтобы осваивать средства на запланированных объектах в полном объеме. Поэтому не вина наших производственников, что какие-то объекты «замораживаются». Оценку обстоятельствам, которые приводят к возникновению такой ситуации, как с сургутскими детскими садами, пускай дают компетентные органы. Но не вызывает сомнений, что если бы строительство конкретно этих многострадальных объектов выполняли местные компании, а не непонятно откуда взявшиеся иногородние, без ресурсов и мощностей, то все было бы нормально.

       - Бытует мнение, что от подобного развития событий сегодня никто не застрахован…

       - Действительно, мы все работаем в условиях 94-го федерального закона, который дает больше шансов на победу той компании, которая при проведении аукциона предлагает наименьшую цену реализации контракта, даже если эта цена будет нереально низкой. Это и произошло в случае с сургутскими детсадами, когда было понятно сразу – за эти деньги объекты не построят. Однако же, скажем, в Тюмени контракты пришлым компаниям не отдают, хотя там тоже работают по 94-му ФЗ. Не отдают, потому что хотят строить объекты и поддерживать свой строительный комплекс. У нас тоже был случай, когда одна из фирм упорно доказывала в ФАСе, что может построить Ледовый дворец в Сургуте за 1,3 миллиарда рублей. Тем не менее, заказчик доказал, что за такую цену данный объект построить нереально. 

      Продолжая тему Сургута и строительства в городе социальных объектов, надо отметить целый ряд положительных моментов текущего года. Так, были закончены сразу несколько долгостроев. В первую очередь, это Ледовый дворец и Дворец бракосочетаний. Кроме того, запущен в эксплуатацию Ресурсный центр при Сургутском профколледже.

      - Детские сады, больницы и прочие социальные объекты жизнь делают комфортнее, но если людям негде жить, ни о каком комфорте и говорить не приходится. Огромная масса жилья в регионе – ветхое, а уровень обеспеченности квадратными метрами из расчета на каждого жителя – один из самых низких по стране. В таких условиях необходимость строительства жилья в больших объемах только усиливается. Но ведь этих самых больших объемов строители региону не дают. Что конкретно в 2011 году помешало югорским застройщикам ввести в эксплуатацию 1,1 миллион квадратных метров жилья?

       - Сегодня уже можно сказать, что объемы годового ввода жилья в Югре составят примерно 750 тысяч квадратных метров. Для того же, чтобы строительные компании Югры возводили более одного миллиона квадратных метров жилья, им необходимо четкое понимание еще в конце предыдущего строительного сезона, кто и за какие деньги в следующем году купит у них квартиры.

       Если говорить про инвестиционно привлекательные территории, где цена квадратного метра составляет около 50 тысяч рублей, то там должны мощно работать ипотечные программы, быть решенными вопросы с инженерными сетями и подключением, а экономическая ситуация в целом – способствующей приобретению нового жилья. В тех же районах Югры, где спрос на жилье низок и нет понятной перспективы развития, упор следует делать не на ипотечные продукты, а на государственные программы поддержки строителей. То есть на выкуп жилья у застройщиков. Сбалансировать предложение и спрос – и есть главная задача власти. Если же говорить об уровне обеспеченности граждан автономного округа жильем, то он, действительно, один из самых низких по стране по вполне понятной причине. 40 лет назад в Югре кроме бараков и времянок другого жилья не было. Но низкий уровень обеспеченности жильем – это лишь одна из проблем. Другая связана с большим объемом ветхого жилья: сегодня 80% населения живет в нормальных условиях, построенных с начала 80-х годов капитальных домах, 20% живут в ветхих, из которых около половины официально признаны непригодными. Исходя из этого, от порядка шести миллионов квадратных метров жилья в ближайшее десятилетие надо будет избавляться, на что потребуется более 180 миллиардов рублей.  Какой объем в этом вопросе возьмет на себя государство, а какой – сами граждане, покажет качество реализации принятых в настоящее время программ. Хочется верить, что при корректировке бюджета на следующий год в случае возникновения профицита больше денег получат жилищные программы, а также программы по строительству дорог. Тогда, при должном стимулировании спроса, строители смогут строить и продавать и миллион квадратных метров жилья, и даже больше.





События