Наши соседи
Уходящий год оказался одним из самых непростых для строительной отрасли региона. И хотя объемы сдачи жилья превысят показатели 2010-го, до плановых они не дотянут, и существенно. О сегодняшнем положении дел в отрасли, ее проблемах и тенденциях мы беседуем с председателем комитета жилищного строительства Союза строителей Югры, президентом Ассоциации строителей СургутаАлексеем Сафиоллиным.
- По данным статистики, Югра занимает первое место среди регионов УрФО в условном рейтинге по объемам выполненных в строительстве работ. Вместе с тем, статистика же отбрасывает Ханты-Мансийский округ едва ли не в стан аутсайдеров по объемам ввода жилья. Как такое возможно?
- Не надо забывать, что строительство в нашем округе – это далеко не только жилые дома и коммерческие площади. Это еще и объекты, вводимые предприятиями топливно-энергетического комплекса. А учитывая, сколько Югра дает России нефти и газа, сколько здесь нефтегазодобывающих и энергетических компаний, становится понятно, какое количество объектов требуется им для работы, и сколько для их строительства необходимо средств. В статистике же все эти средства объединены одной строчкой, вот и получается довольно внушительный показатель.
- Который с градостроительством впрямую не соотносится?
- В общем, нет. Если отнять из общего объема вложений в строительство стоимость дорогостоящего оборудования предприятий ТЭК, то оставшийся объем средств, полученный отраслью, можно разбить на четыре основных направления: автодороги, социальные и коммерческие объекты, а также жилье в том числе индивидуальное жилищное строительство – ИЖС. К сожалению, каждое из этих направлений в 2011 году не имело столько денег, сколько требуется для полноценного развития. Так, финансирование автодорожной отрасли к сегодняшнему дню сокращено по сравнению с докризисными показателями практически вдвое.
- Но ведь в округе разработана долгосрочная программа по развитию транспортной системы региона. Неужели эта программа не способна насытить Югру дорогами?
- Как я уже сказал, объемы годового финансирования существенно снижены. Кроме того, большой объем инвестиций в рамках указанной программы будет вложен в западную часть автономного округа, где, согласно документу, запланированы дороги к малонаселенным пунктам Березовского, Октябрьского, Кондинского районов. С социальной точки зрения правительство Югры делает понятный шаг, поскольку и один житель округа – это тоже важно, и ему требуется создать максимально комфортные условия жизни. Тем более, в этих районах живет много больше, чем один человек. Вместе с тем, когда денег недостаточно, вопросы их приоритетного расходования особенно обостряются. Порядка трех миллиардов рублей в год округ тратит только на содержание дорог, плюсуйте сюда деньги в строительство полотен к малонаселенным пунктам, и на стратегически важные объекты ничего не остается. Две серьезнейшие транспортные оси, такие как Югорск – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут - Нижневартовск и Новый Уренгой – Когалым – Сургут – Нефтеюганск - Тюмень, средств на развитие и реконструкцию получают катастрофически мало. А ведь именно эти трассы для экономики Югры и всего Уральского федерального округа имеют первостепенное развитие, в том числе и с точки зрения освоения месторождений.
- Кроме автодорог округ вкладывается и в строительство социальных объектов. Правда, в этом году по целому ряду направлений освоены не все запланированные средства. И пять «замороженных» сургутских детсадов – тому подтверждение. Проблема неосвоения бюджетных средств – системная?
- Предприятия строительного комплекса округа обладают достаточными и ресурсами и мощностями, чтобы осваивать средства на запланированных объектах в полном объеме. Поэтому не вина наших производственников, что какие-то объекты «замораживаются». Оценку обстоятельствам, которые приводят к возникновению такой ситуации, как с сургутскими детскими садами, пускай дают компетентные органы. Но не вызывает сомнений, что если бы строительство конкретно этих многострадальных объектов выполняли местные компании, а не непонятно откуда взявшиеся иногородние, без ресурсов и мощностей, то все было бы нормально.
- Бытует мнение, что от подобного развития событий сегодня никто не застрахован…
- Действительно, мы все работаем в условиях 94-го федерального закона, который дает больше шансов на победу той компании, которая при проведении аукциона предлагает наименьшую цену реализации контракта, даже если эта цена будет нереально низкой. Это и произошло в случае с сургутскими детсадами, когда было понятно сразу – за эти деньги объекты не построят. Однако же, скажем, в Тюмени контракты пришлым компаниям не отдают, хотя там тоже работают по 94-му ФЗ. Не отдают, потому что хотят строить объекты и поддерживать свой строительный комплекс. У нас тоже был случай, когда одна из фирм упорно доказывала в ФАСе, что может построить Ледовый дворец в Сургуте за 1,3 миллиарда рублей. Тем не менее, заказчик доказал, что за такую цену данный объект построить нереально.
Продолжая тему Сургута и строительства в городе социальных объектов, надо отметить целый ряд положительных моментов текущего года. Так, были закончены сразу несколько долгостроев. В первую очередь, это Ледовый дворец и Дворец бракосочетаний. Кроме того, запущен в эксплуатацию Ресурсный центр при Сургутском профколледже.
- Детские сады, больницы и прочие социальные объекты жизнь делают комфортнее, но если людям негде жить, ни о каком комфорте и говорить не приходится. Огромная масса жилья в регионе – ветхое, а уровень обеспеченности квадратными метрами из расчета на каждого жителя – один из самых низких по стране. В таких условиях необходимость строительства жилья в больших объемах только усиливается. Но ведь этих самых больших объемов строители региону не дают. Что конкретно в 2011 году помешало югорским застройщикам ввести в эксплуатацию 1,1 миллион квадратных метров жилья?
- Сегодня уже можно сказать, что объемы годового ввода жилья в Югре составят примерно 750 тысяч квадратных метров. Для того же, чтобы строительные компании Югры возводили более одного миллиона квадратных метров жилья, им необходимо четкое понимание еще в конце предыдущего строительного сезона, кто и за какие деньги в следующем году купит у них квартиры.
Если говорить про инвестиционно привлекательные территории, где цена квадратного метра составляет около 50 тысяч рублей, то там должны мощно работать ипотечные программы, быть решенными вопросы с инженерными сетями и подключением, а экономическая ситуация в целом – способствующей приобретению нового жилья. В тех же районах Югры, где спрос на жилье низок и нет понятной перспективы развития, упор следует делать не на ипотечные продукты, а на государственные программы поддержки строителей. То есть на выкуп жилья у застройщиков. Сбалансировать предложение и спрос – и есть главная задача власти. Если же говорить об уровне обеспеченности граждан автономного округа жильем, то он, действительно, один из самых низких по стране по вполне понятной причине. 40 лет назад в Югре кроме бараков и времянок другого жилья не было. Но низкий уровень обеспеченности жильем – это лишь одна из проблем. Другая связана с большим объемом ветхого жилья: сегодня 80% населения живет в нормальных условиях, построенных с начала 80-х годов капитальных домах, 20% живут в ветхих, из которых около половины официально признаны непригодными. Исходя из этого, от порядка шести миллионов квадратных метров жилья в ближайшее десятилетие надо будет избавляться, на что потребуется более 180 миллиардов рублей. Какой объем в этом вопросе возьмет на себя государство, а какой – сами граждане, покажет качество реализации принятых в настоящее время программ. Хочется верить, что при корректировке бюджета на следующий год в случае возникновения профицита больше денег получат жилищные программы, а также программы по строительству дорог. Тогда, при должном стимулировании спроса, строители смогут строить и продавать и миллион квадратных метров жилья, и даже больше.