ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Вопросы безопасности строительных объектов в последние годы находятся в центре внимания архитекторов и инженеров. Прежде всего, это связано с участившимися случаями аварий строительных объектов. На этот неблагоприятный фон наложилась нормативная неопределенность, связанная с принятием Закона «О техническом регулировании».
В концентрированном виде тревожность ситуации отражена в обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Правительство от 10 марта 2006г, которое так и называется «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений»
Госдума, своим обращением в Правительство, подчеркнула значение надежности зданий и сооружений как основного фактора обеспечения безопасности среды обитания. Участившиеся случаи разрушения зданий, повлекшие за собой человеческие жертвы, Госдума в своем обращении связывает с двумя факторами:
1. Неудовлетворительным положением в области контроля и надзора за соблюдением требований по безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений.
2. Отсутствием технических регламентов о безопасности строительных объектов. Для выправления создавшегося положения Дума просит Правительство поручить усилить контроль и надзор за соблюдением требований безопасности и ускорить разработку технических регламентов.
Закон установил последовательность разработки регламентов: сначала общий регламент, затем, относительно тех планок, который он определит – специальные (ст.8.п.5).
Цитируем Закон: - «Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства и т.д. в отношении которых цели, определенные для технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов». Тем не менее, разработка общих и специальных регламентов идет параллельно.
В настоящий момент разработаны проекты двух технических регламентов, один, так называемый, общий «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий» (разработчик – Московский Государственный строительный университет) и другой, специальный технический регламент «О безопасности строительных материалов» (разработчик- Белгородский технологический университет им. Шухова). Несмотря на упомянутое требование Закона никакой связи между общим и специальным регламентом нет. В общем регламенте из строительных материалов, как объект технического регулирования, упомянуты только остекление и теплоизоляция.
Все это свидетельствует, к сожалению, о запутанности ситуации в области разработки технических регламентов. Отсутствует ясность и их иерархии.
Неизвестно сколько должно быть технических регламентов, и каких. По словам руководителя Департамента Регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Ю.А. Перелыгина (см. журнал «Строительство», №9, 2006, стр. 6) «техрегламентов, которые должны разрабатывать профессиональные сообщества, может быть не менее 5000). Между тем, за четыре года, прошедшие после принятия Закона «О техническом регулировании», Думой не принято ни одного регламента.
Ст. 46 Закона постулирует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части целей, определенных техническими регламентами, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.
Между тем, строительная деятельность по самой своей сути, как созидающая и поддерживающая человеческую среду обитания, направлена на защиту жизни и здоровья граждан и иных целей не имеет.
Естественно, эти же цели положены в основу всей системы технического регулирования строительства через существовавшее в течение десятилетий обязательное применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и Строительных норм и правил (СНиП), которые оказались за рамками той структуры документов, которую определил упомянутый Закон.
Отменен СНиП 10-01 «Система нормативных документов в строительстве», что добавило сомнений в легитимности нынешнего массива строительных норм и правил. Ведут к дезавуированию системы СНиП и заявления, что «ГОСТы , СНиПы и другие НД совсем не актуальны для потребителей строительной продукции в рыночных отношениях» (см. В.И. Теличенко, М.Ю. Слесарев, Е.А. Король «Проблемы и решения технического регулирования в строительстве», Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции «Современные системы и средства комплексной безопасности и противопожарной защиты объектов строительства», Москва, 2006, стр. 70-71).
Практика требует корректировки Закона «О техническом регулировании», что пока весьма проблематично, хотя очевидна несостоятельность тех искусственных концепций, которые обозначены в Законе касательно технического нормирования строительной отрасли.
В упомянутом обращении Думы указывается, что соблюдение требований технических регламентов должно обеспечить безопасность строительных объектов.
Выполнение требований несуществующих технических регламентов требует Градостроительный кодекс, Положение об осуществлении государственного строительного надзора, другие документы. Таким образом, технические регламенты уже ведут свою виртуальную жизнь.
Закон игнорирует специфику строительной деятельности и разработчики технических регламентов, стремясь выполнить требования, изложенных в действующей редакции этого Закона, сталкиваются с непреодолимыми трудностями.
Так статья 7 Закона требует, чтобы обязательные требования регламента должны быть исчерпывающими.
Нормативная база современного строительства – это сотни документов, СНиП’ов, сводов правил, СанПИН’ов, ГОСТ’ов и т.д. и, практически, все документы касаются обеспечения разных видов безопасности: механической, пожарной, биологической, химической и т.д.
Образно говоря, все строительное нормирование – это один большой технический регламент. Практически невозможно отделить в этих документах положения, имеющие отношения к безопасности от положений, отношения к безопасности не имеющих и в исчерпывающей форме, как это требует Закон, изложить их в регламенте.
Применительно к строительным объектам неадекватным является и понимание Законом безопасности как отсутствия недопустимого риска. Риск - это вероятностная величина, и разработка численных значений рисков для зданий в обозримой перспективе нереальна. Если для прочностных характеристик строительных материалов есть вероятностные критерии обеспеченности их расчетных значений, то для их стойкости во времени при различных агрессивных воздействиях критерии обеспеченности еще только разрабатываются, и в нормах отсутствуют.
Разработчики регламентов находятся между необходимостью выполнения двух противоречащих друг другу требований Закона (глава 2. ст.7). С одной стороны требования технического регламента должны быть, как уже говорилось, исчерпывающими, а с другой, иметь в то же время прямое действие. В чем тут противоречие? Для иллюстрации приведем пример такого исчерпывающего требования в виде одного из положений Евродирективы 89/106 «О строительной продукции» о том, что в процессе строительства или эксплуатации, действующие на сооружение нагрузки не должны вызывать деформации несущих элементов недопустимой величины. При этом никаких конкретных величин этих деформаций в директиве не приводится. То есть это требование не имеет прямого действия и его выполнение реализуется через процедуры проектирования на базе соответствующих стандартов, где уже указаны численные ограничения. Требование « прямое действие» нашего Закона означает, что, либо конкретные численные характеристики должны быть приведены в самом техническом регламенте, либо он должен содержать ссылки на соответствующие стандарты. Ссылки на стандарты, по мнению Департамента технического регулирования Минпромэнерго (государственного заказчика разработки всех технических регламентов), недопустимы, ибо в этом случае воспроизводится существовавшая система технического нормирования, которую Закон как раз отменил (статья 46).
Если технические характеристики записывать в самом техническом регламенте, получаются фолианты в сотни страниц, непригодные для практического использования. А самое главное, технические характеристики становятся Законом, что абсурдно, так как Закон, по сути, это не технический, а правовой документ
Таким образом, есть ряд причин, почему технические регламенты до сих пор не разработаны и реальная перспектива их разработки весьма туманна.
В сложившейся ситуации потребность в концептуальном документе, в котором были бы изложены требования по обеспечению надежности и безопасности строительных конструкций, возросла многократно.
ЦНИИСК им. Кучеренко, ныне филиал ФГУП «НИЦ «Строительство», с участием ряда других организаций, разработал проект СНиП «Надежность строительных конструкций и оснований», основные положения которого публикуются для широкого обсуждения, в настоящем номере газеты.
СНиП устанавливает общие принципы обеспечения надежности конструкций и оснований и сооружений и его требования следует учитывать при разработке технических регламентов, других нормативных документов и стандартов, регламентирующих проектирование, возведение и эксплуатацию строительных объектов. Документ гармонизирован с Евродерективой 89/106 от 21 декабря 1988 г. «О строительной продукции», Евростандартом EN 1990 (Еврокод 0) «Основные принципы строительного проектирования» и стандартом ISO 2394 «Основные принципы обеспечения надежности конструкций».
Приглашаем специалистов высказаться по проекту публикуемого документа.
Замечания можно направить по адресу 109428, Москва, 2-я Институтская, 6., ЦНИИСК им. Кучеренко, Лаборатория теории сооружений или по e-mail: popov@eurosoft.ru.
Текст проекта нового СНиП «Надежность строительных конструкций и оснований»...