Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Особенности муниципального контроля над самовольным возведением многоквартирных жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

11 марта 2011 г.

      Администрацией города Екатеринбурга проводится постоянная и планомерная работа по выявлению и пресечению нарушений градостроительного законодательства в рамках компетенции, определенной законодательством для органов местного самоуправления.  

         Одним из направлений указанной работы, является выявление фактов самовольного строительства. В последний период участились случаи строительства многоквартирных жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

      Подобные случаи выявлены специалистами Администрации города Екатеринбурга на территории Ленинского района по переулку Облепиховому и улице Озерной (бывшей Цыганской), Орджоникидзевского района по улице Избирателей и Кировского района вблизи озера Шарташ.

     Такие нарушения градостроительного законодательства выявляются специалистами Администрации города Екатеринбурга как самостоятельно, так и при работе по обращениям граждан.

     В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные многоквартирные дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются самовольными постройками. В рамках действующего законодательства снос самовольной постройки осуществляется по решению суда. В общей сложности за период 2008-2010 годы на территории муниципального образования «город Екатеринбург» снесено 54 объекта, в том числе Администрацией города Екатеринбурга в сентябре 2010 года осуществлен принудительный снос объекта в Орджоникидзевском районе по адресу: улица Боткинская, 114, использовавшегося как гостиница для проживания иностранных граждан (150-200 человек).

     Одной из основных причин строительства подобных домов является упрощение процедуры регистрации разрешительной документации на строительство. Согласно действующему градостроительному законодательству до 01.01.2015 года оформление разрешения на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. При этом при вводе индивидуальных жилых домов в эксплуатацию не предусматривается осуществление проверок на предмет соответствия объекта необходимым требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации. 

    Принятый Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемая «Дачная амнистия»), который в свою очередь, внес изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», установив минимальные требования к застройщикам, предоставил возможность регистрации права на индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке. При данных обстоятельствах, разработка проектной документации осуществляется в размере значительно меньшем, чем необходимо при строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов капитального строительства. Государственный строительный надзор за такими объектами не ведется, осуществление надзора органами местного самоуправления действующим законодательством не предусмотрено.

      Стоит отметить, что возведение многоквартирных жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, не является проблемой только города Екатеринбурга, подобные случаи выявляются на протяжении последних лет на практически на всей территории Российской Федерации, особенно в южных регионах и центральной части страны. При этом, поскольку принудительный снос в соответствии с действующим законодательством осуществляется по решению суда, процесс сноса является длительным. Более того, процедура исполнительного производства взаимоувязана с прохождением определенных формальных этапов, связанных с розыском должника и вручением ему необходимых документов. Вышеуказанные обстоятельства приводят к значительному увеличению периода с момента выявления самовольной постройки до ее сноса.

     В настоящий момент, в качестве мер профилактики Администрация города Екатеринбурга широко освещает случаи сноса в средствах массовой информации. В частности, руководством Администрации города осуществляются выступления, а информация предупреждающего характера публикуется в средствах массовой информации и на Официальном портале Екатеринбурга.

    Строительство многоквартирных домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, является проблемой общероссийской. Возможным способом урегулирования данной ситуации будет являться проявление законодательной инициативы на федеральном уровне, в части ужесточения наказания за самовольное строительство, ускорения механизмов принудительного сноса и исключения возможности регистрации объектов, несоответствующих требованиям градостроительного и земельного законодательства, в государственном реестре прав.





Мероприятия