Понуждение к исполнению без суда.
Понуждение к исполнению без суда
О том, как насколько негативно влияет неисполнение обязательств контрагентом на бизнес, многие предприниматели знают не понаслышке – данное обстоятельство являлось основой краха многих начинающих бизнесменов. В то же время и идти на открытый конфликт с выгодным контрагентом для многих предпринимателей малого и среднего бизнеса равносильно добровольному сворачиваю дела. Как же понудить исполнять обязательства без суда и при этом не потерять делового партнера?
Деловая практика и законодательство предоставляют широкий выбор инструментов для законного понуждения к исполнению обязательств. При этом от методичности их использования напрямую зависит возможность досудебного разрешения конфликта.
Самый простой способ – это использование договорных обеспечительных мер (неустойка, залог, удержание и другие). Однако их необдуманное использование однозначно причинит вред деловым отношениям, да и не всегда обеспечит получение исполнения. Вместе с тем, обеспечительные меры являются идеальным дополнительным инструментом при организации переговоров.
Правильно поставленные переговоры являются наиболее важным инструментом к понуждению. Успешные переговорщики в основном используют метод формирование мотивации у должника за счет освещения перед ним положительных или отрицательных сторон исполнения или неисполнения обязательства, в совокупности с оказанием помощи в устранении причин, препятствующих исполнению. При этом на какой из аспектов делать больший акцент - зависит от многих факторов (в том числе мотивация контрагента, его субъективные и объективные причинны, личность руководителя и пр.), которые необходимо учитывать. Грамотно поставленная деловая беседа в большинстве случаев обеспечит разрешение вопроса, а если по каким-то причинам этого не произойдет, то она даст бесценную информацию, необходимую для принятия дальнейших решений.
Еще одним действенным способом побуждения является переговоры с собственником должника (при условии, если собственник и первый руководитель не совпадают). В данном случае доводится информация о ненадлежащем руководстве должником. Собственник, который обычно меньше посвящен в дела оперативного управления и больше заинтересован в перспективности существования своего бизнеса, развитии партнерских отношений практически со всеми подряд, может либо понудить своего менеджера исполнить обязательства любыми путями, либо, используя свои ресурсы, сможет иным способом удовлетворить ваши требования.
Письменные претензии. К сожалению, в сфере малого и среднего бизнеса претензионная переписка зачастую игнорируется. Вместе с тем, формализация предъявления требований является действенным способом повышения мотивации к ее удовлетворению (особенно учитывая, что до сих пор многие договоры составляются либо ненадлежащим образом, либо вообще заключаются «на словах»). Так, инициируя претензионную переписку, вы не только документально подтверждаете серьезность своих намерений, но и существенно дополняете доказательственную базу, которую можете использовать как при дальнейших переговорах, так и в суде (данном направлении немаловажным является подготовка такого письма, на которое должник обязательно ответит письменно, дав тем самым вам дополнительное доказательство).
В случае, если вышеперечисленные меры не дают эффекта, тем не менее, можно без суда добиться хоть и не исполнения, но удовлетворения своих интересов, не испортив отношения с деловым партнером. Так, вы можете продать практически любой долг (через договор уступки права требования) с дисконтом компаниям, которых заинтересует такое исполнение, либо компаниям, специализирующимся на скупке долгов. В данном случае удовлетворение будет не полным, однако вы покроете часть затрат и не втянете себя в судебный спор.
Существует еще масса способов досудебного понуждения к исполнению (например, иные способы прекращения обязательства: отступное, новация, перевод долга и пр.), однако они напрямую не связаны с исполнением обязательства в натуре. Так или иначе, любой спор легче предупредить, чем разрешить, поэтому при заключении договора большее внимание уделяйте обеспечительным договорным условиям. На переговоры желательно всегда брать профессиональных консультантов-юристов, специализирующихся на разрешении споров, а не штатных юристов. Решение любой зарождающейся проблемной ситуации никогда нельзя затягивать, так как отсрочка в принятии мер для решения проблемы еще никогда не упрощала достижение положительного результата, необходимо только правильно выбрать эти меры. Повышайте свое умещение вести проблемные деловые переговоры, разрешая конфликт, а не усугубляя его, старайтесь вместе с должником искать альтернативные способы разрешения спора. Помните, что изначально безнадежных долгов крайне мало, лишь неумелое управление долгом может сделать его безнадежным. В данном направлении вам помогут регулярно проводимые семинары Юридической фирмы «Север-Лекс» по вопросам эффективного управления дебиторской задолженностью.