Применение материалов ОАО «Ураласбест» в асфальтобетонных покрытиях.
Применение материалов ОАО «Ураласбест» в асфальтобетонных покрытиях
ОАО «Ураласбест» является одним из крупнейших производителей строительных материалов в России, производство которых составляет 8-8,5 млн. тонн в год, из них щебня производится до 6 млн. тонн. Вырабатывается щебень следующих фракций: 5-10 мм: 10-15мм: 10-20 мм: 5-20 мм: 20-40 мм: 25-60 мм: 40-80 мм и щебень фр.60-120 мм для производства теплоизоляционных изделий. В широком диапазоне вырабатываются песчано-щебеночные смеси: С-2: С-4: С-6; С-12 - применяются в дорожном строительстве; смеси типа БХ - для производства асфальтобетона, типа Б-6 – для балластировки ж.д. путей. Производится песок повышенной крупности, песок-крупный, которые специально вырабатываются для получения горячих асфальтобетонов типа «А» и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА). Организовано производство стабилизирующей добавки «хризотоп» для приготовления ЩМА.
На всю выпускаемую продукцию имеются санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия, выданные в системе ГОСТ-Р и в системе «Росдорсертификация». ОАО «Ураласбест» первым в стране получил сертификат соответствия Регистра по сертификации на ж.д. транспорте на щебень из скальных пород фракции 25-60 мм, и является первым в России предприятием, получившим сертификат на систему менеджмента качества в области производства нерудных строительных материалов по международному стандарту ИСО-9001 от фирмы «TUV-CEPT» Германия. Основное требование системы - постоянное улучшение процессов производства, к чему ОАО «Ураласбест» и стремится, ежегодно вкладывая десятки млн. рублей в усовершенствование технологии производства строительных материалов.
Одно из направлений работы – это организация производства кубовидного щебня. На переработке скальных пород вертикально-молотковые дробилки заменены на дробилки центробежные ДЦ-1,25: ДЦ-1,60 производства ЗАО «Урал-ОМЕГА», что значительно повысило стабильность по грансоставу и уменьшило содержание лещадных зерен. Щебень фр.5-10 мм: 10-20 мм, 10-15 мм, 5-20 мм производства № 2 асбофабрики соответствует первой группе по этому показателю. В 2007 г. подобного типа дробилки начали устанавливаться на рудном потоке цеха обогащения № 1 асбофабрики. Результаты также положительны.
Очень важное направление работы – это проведение научно-исследовательских работ по изучению свойств каменных материалов ОАО «Ураласбест» и по расширению сферы их использования в дорожном строительстве.
В течение десяти лет ОАО «Ураласбест» сотрудничает с филиалом института «РосдорНИИ», г.Екатеринбург по использованию материалов комбината в дорожном строительстве г.Екатеринбурга и Свердловской области. По рецептам, разработанным филиалом, Екатеринбургский асфальтовый завод «Асфальт-М» выпускает асфальтобетон типа «А» и щебеночно-мастичный асфальтобетон, при производстве которых используются только материалы комбината. Впервые в Екатеринбурге отремонтированы дороги с применением ЩМА на путепроводе по ул.Комсомольской, на ул.Союзной. Горячий асфальтобетон типа «А» широко используется при ремонте дорог в городе Екатеринбурге. За последние три года «Асфальт-М» выработал свыше 100 тыс. тонн асфальта марки «А», который уложен на улицах Победы, Московская, 8 Марта, Ленина, Космонавтов, Халтурина. За данными участками осуществляется ежегодный контроль. Результаты контроля положительны – материалы обеспечивают надлежащее состояние дорожного покрытия.
Совместно с филиалом «РосдорНИИ» подготовлена рецептура получения открытых битумоминеральных смесей (БМО) на основе каменных материалов комбината, которые по своей характеристике не уступает ЩМА и экономически их выгоднее применять. В Екатеринбурге летом планируется уложить первый участок с использованием данных смесей.
Наблюдения за участками и длительная практика применения материалов комбината в дорожном строительстве показывает, что срок служб данного дорожного покрытия значительно превышает 10 лет. Асфальтобетонные покрытия обладают высокой трещиностойкостью и морозостойкостью. Порода обладает высокой прочностью и 100% адгезией к битуму, имеют в свободном состоянии хризотиловые волокна различной длины. Волокна хризотила, повышая вязкость и температуру размягчения битума, способствуют увеличению сцепления битума с минеральными наполнителями. Кроме того, они создают армирующий каркас и, адсорбируя легкие фракции битума, повышают трещиностойкость асфальтобетона при низких температурах.
В 2000 году было проведено обследование участка дороги Екатеринбург-Серов, построенного в 1982 году. Данный участок построен с добавкой хризотилового волокна в количестве 5% от массы битума. Обследование показало, что его трещиностойкость в три раза выше, чем на участках, не армированных асбестом.
Песчанощебеночные смеси типа БХ насыщены коротким волокном, которые хорошо армируют битум. Однако, применение данных смесей в дорожном строительстве уменьшается за счет использования узких фракций щебня. А приведет ли это к увеличению срока службы дорожного покрытия?
В настоящее время широко рекламируется французская добавка PR PLAST.S. для предотвращения колееобразования, улучшения прочностных характеристик и сдвигоустойчивости асфальтобетона. Филиалом «РосдорНИИ» г.Екатеринбург проведены исследования хризотилового волокна и данной добавки. Результаты исследований показали, что добавка и хризотил значительно повышают физико-механические свойства асфальтобетона, особенно сдвиговые и прочностные характеристики. При применении добавок повышается сцепление при сдвиге для «хризотил-асбеста» на 47%, для PR PLAST.S. на 20%. Увеличенные показатели сцепления при сдвиге обеспечивают высокую устойчивость к колееобразованию асфальтобетона. При этом внедрение добавки «хризотила» без изменения процентного состава минеральной части асфальтобетона экономически более выгодно, чем использование импортной добавки.
Результаты исследований филиала подтверждают, что одним из направлений повышения качества и долговечности строительства дорог в городе Екатеринбурге и Свердловской области является применение для приготовления асфальтобетонов типа «А» ШМА: БМО фракционированного щебня и песка производства ОАО «Ураласбест» с наличием небольшого количества хризотилового волокна.