ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СТРОИТЕЛЕЙ: государственное образование или обучение на местах?
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
СТРОИТЕЛЕЙ:
государственное образование или обучение на местах?
2007 год объявлен Годом профессионального образования в России
В советские времена в нашей стране работал отлаженный механизм подготовки кадров для строительства. Система, в которую входили профессиональные училища, учебно-курсовые комбинаты и факультеты вузов, в полной мере обеспечивала строительные организации всеми необходимыми специалистами. Но любая, даже самая надежная система со временем выходит из строя, если ее не модернизировать. Так произошло и здесь; сегодня от нее остались лишь разрозненные островки, которые еще держатся на плаву, но того и гляди — затонут.
В последнее время получила широкое распространение такая тенденция: если качество обучения студентов строительных факультетов вузов более или менее соответствует современным стандартам, то подготовка, которую дают в колледжах и ПТУ, абсолютно не устраивает строителей. Наибольший кадровый голод наблюдается среди рабочих специальностей. Строители пытаются с ним бороться собственными средствами, обучая молодых специалистов непосредственно в процессе работы. Руководители учебных заведений считают, что это не выход: проблема слишком глобальна, и ее нужно решать сообща.
Профессиональные училища и колледжи сегодня предлагают широкий набор строительных профессий — от каменщика до машиниста башенного крана. Их руководство пытается идти в ногу со временем и делает особый упор на те специальности, которые пользуются наибольшим спросом на рынке: бетонщик, маляр, штукатур, монтажник, плотник, столяр.
Михаил Гафаров, заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского монтажного колледжа — одного из старейших образовательных учреждений города, утверждает, что во время набора все группы полностью укомплектовываются. «Многие молодые люди делают выбор в пользу строительных специальностей, но после окончания учебы не все могут найти работу и потому вынуждены заниматься чем-то другим», — говорит Михаил Григорьевич. Причина этого, по его мнению, в отсутствии тесной связи между учебными заведениями и строительными организациями. Монтажный колледж сотрудничает с несколькими компаниями, в их числе ЗАО «Востокметаллургмонтаж-2», ОАО «Южуралэлектромонтаж», ЗАО «Коксохиммонтаж-Челябинск», ЗАО «Спецстальконструкция», МУ-27, ООО «Полистром» и другие. Студенты учебного заведения проходят на этих предприятиях производственную практику, а затем устраиваются на работу. Однако это лишь капля в море: монтажный колледж, как и другие учреждения профтех-образования, нуждается в большем количестве партнеров среди строителей.
Колледжи и ПУ ждут помощи и отмечают, что она не должна ограничиваться предоставлением рабочих мест выпускникам. Материальная база большинства учебных заведений безнадежно устарела, а на покупку новой средств нет. Их руководство считает, что в обновлении оборудования училищам могли бы помочь строительные компании. Федор Клюев, ректор Челябинского института развития профессионального образования, говорит: «Складывается такое ощущение, что кадры строителям не нужны. Они поднимают вопрос о нехватке на уровне Законодательного Собрания области, на уровне Союза строителей, но всё это одни слова, никто из них почему-то не приходит туда, где эти кадры готовят, — в строительные училища».
Подготовка кадров должна вестись по дуальной системе — считает Федор Клюев, это подразумевает, что и ПУ, и работодатель должны нести равные обязательства. В последнее время эта система находит свое применение в создании ресурсных центров — учреждений начального профессионального образования, обеспеченных необходимой для подготовки специалистов материальной базой: мастерскими, кабинетами спецтехнологий, материаловедения, черчения, техники безопасности, автоматизированными рабочими местами преподавателей и т. д.
За 2006 год в Челябинске было создано 10 ресурсных центров на базе колледжей и училищ. В них могут не только обучаться студенты, но и повышать свою квалификацию до 5–6 разряда работники строительных организаций. Примером может служить ресурсный центр ПУ № 61, который был открыт самым первым. Помощь в его создании руководству оказала компания «КНАУФ Маркетинг Челябинск», которая предоставила свое оборудование и материалы. Сегодня в центре ведется подготовка по пяти специальностям, самая популярная из которых — «мастер сухого строительства». Выпускники ресурсного центра имеют право заниматься евроремонтом и евроотделкой, которые пользуются большим спросом на рынке.
Многие строители по-прежнему скептически относятся к сотрудничеству с училищами. Директор строительно-монтажного треста «Массив» Сергей Ветров утверждает, что в их компании нет как таковой нехватки инженерно-технических кадров — их в достатке готовит Южно-Уральский государственный университет и Монтажный колледж. Правда, есть проблема с рабочими специальностями, и особенно с опытными кадрами. Но получить их из ПУ и колледжей нереально, помогать их готовить очень затратно, проще обучать на месте тех, кто устроился в компанию. Сергей Ветров полагает, что от системы профтехобразования вообще пора отказаться, так как диплом специалиста в строительной деятельности не играет никакой роли. По его мнению, нужен не диплом, подтверждающий, что человек прослушал какой-то курс, а сертификат, реально подтверждающий знания и умения. «На Западе давно действует система менеджмента качества ИСО 9001: 2000; если у строителя нет ее сертификата — он не будет допущен к работе. Сертификат нужно подтверждать каждые три года. Возможно, через три–пять лет строительную деятельность будут сертифицировать и в России», — прогнозирует Сергей Ветров.
Какой путь окажется правильным — покажет время. Государственная система образования или сертифицирование — для конечного потребителя это не важно. Главное — чтобы строительство велось качественно и в необходимых объемах.
Маргарита ТРОНЯГИНА