Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Программа поддержки строительного сектора экономики и сферы недвижимости

Программа поддержки строительного сектора экономики и сферы недвижимости

Данная Программа была заслушана на совместном заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности и Комиссии РСПП по строительному комплексу и одобрена Бюро Правления РСПП 

Окончание, начало в № 2, 3`2009 г.

 23. Стимулирование механизмов и институтов, препятствующих формированию «ценовых пузырей» после выхода из кризиса и обеспечивающих повышение сбалансированности спроса и предложений на рынке жилья, в том числе жилищно-строительные кооперативы, жилищно-накопительные счета (стройсберкассы) и т. п. 

24. Скорейшее внедрение механизмов саморегулирования в строительстве на основе ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 148-ФЗ).

Ускорить создание Координационного совета по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе.

Принятие поправок в вышеупомянутый закон, предусматривающих создание СРО девелоперов.

 

25. Формирование за счет государственных финансов источников долгосрочных ресурсов (и соответствующего финансового инструментария) для рефинансирования банков, предоставляющих российским гражданам ипотечные кредиты (в целях снижения ставок ипотечного жилищного кредитования).

В настоящее время такие источники отсутствуют.

Сделки РЕПО с ипотечными ценными бумагами, обладающими либо рейтингом на уровне суверенного, либо поручительствами Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (далее АИЖК) и включенными в ломбардный список Банка России, могут обеспечить лишь «бриджевое», достаточно краткосрочное (не более 180 дней), кредитование банков Банком России.

В этой связи Банк России должен стать основным источником долгосрочной ликвидности для банков, выдающим ипотечные жилищные кредиты путем включения лимита рефинансирования в качестве одного из параметров кредитно-денежной политики.

При этом ставка по этим кредитам должна быть привязана к ставке рефинансирования Банка России.

В качестве первоочередной меры необходимо продлить сроки кредитования Банком России по сделкам РЕПО с ипотечными ценными бумагами (не менее 1 года).

Еще одним источником рефинансирования ипотечных жилищных кредитов должен стать Пенсионный фонд Российской Федерации (и негосударственные пенсионные фонды).

Другая возможность состоит в создании бюджетного Фонда инвестиций, (независимого от АИЖК, что позволит избежать конфликта интересов, поскольку агентство является кондуитом и эмитентом ипотечных ценных бумаг).

 

26. Разработка механизма помощи государства гражданам, являющимся заемщиками по ипотечным жилищным кредитам:

а) компенсация дополнительных затрат, вызванных повышением банками ставок по ипотечным кредитам, в том числе субсидирование части уплачиваемых процентов по ипотечным кредитам, получаемым для приобретения жилья эконом-класса;

б) предоставление возвратных ссуд за счет бюджетных средств для обеспечения платежей по ипотечным кредитам (или реструктуризация кредитов) для заемщиков, попавших в трудную финансовую ситуацию в результате кризиса, на основе принятых Правительством Российской Федерации правил;

в) создание в субъектах Российской Федерации маневренного жилищного фонда для граждан, которые не в состоянии вернуть ипотечные кредиты;

г) создание системы страхования кредитных рисков, связанных с дефолтами заемщиков, в объеме порядка 20% процентов от объема ипотечного кредита, на основе государственно-частного партнерства со страховыми компаниями.

 

27. Внесение изменений и дополнений в Стратегию деятельности АИЖК как государственного института развития, направленных на совершенствование его деятельности в качестве оператора вторичного рынка ипотечных кредитов и реализацию программ социальной ипотеки:

а) оказание помощи гражданам, являющимся заемщиками ипотечных жилищных кредитов в соответствии с пп. 26 а), б);

б) выкуп пулов выданных ипотечных кредитов, их секьюритизация и размещение в ломбардном списке Банка России.

АИЖК вправе выкупать выданные на основе Соглашений с администрациями субъектов Российской Федерации и региональными ипотечными операторами (далее РИО) ипотечные кредиты с дисконтами. В этом случае покрытие убытков РИО становится прерогативой субъектов Российской Федерации как их собственников;

в) стимулирование и содействие развитию региональной ипотечной сети на основе РИО путем заключения долгосрочных контрактов на рефинансирование или кредитование под залог закладных, находящихся на их балансах;

г) содействие секьюритизации, выпуску и размещению ипотечных ценных бумаг путем предоставления поручительств по ипотечным ценным бумагам с последующим размещением их в ломбардном списке Банка России или выкупа мезонинных и/или младших траншей ипотечных ценных бумаг.

Как правило, объем младшего транша составляет 10–20% от объема рефинансирования. Государство, вкладывая 1 рубль в младшие транши, обеспечивает рефинансирование 5–10 рублей, вложенных в закладные.

Соответственно в 5–10 раз повысится эффективность государственной поддержки вторичного ипотечного рынка.

д) создание организованного вторичного рынка закладных.

После создания организованной площадки для торговли закладными АИЖК должно предоставлять продавцам закладных опцион на продажу стандартных закладных при условии, что такие закладные не были выкуплены частными рефинансирующими организациями в течение установленного срока после выставления их на продажу. В результате сократятся объемы государственной поддержки и возрастет ликвидность АИЖК, поскольку оно становится источником экстренной, а не текущей ликвидности для рынка;

е) участие в программах по государственной поддержке тех категорий граждан, которые определены государством как приоритетные в рамках социальной жилищной политики;

ж) стимулирование жилищного строительства посредством рефинансирования кредитов, выдаваемых на стадии строительства, обеспеченных гарантиями Российской Федерации, предусмотренными п.7, и их последующая секьюритизация.

 28. Формирование системы саморегулирования ипотечного рынка на основе ФЗ «О саморегулируемых организациях» (№315-ФЗ). 29. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты:

а) в жилищное законодательство в целях скорейшей реализации принципов государственной социальной жилищной политики, в том числе:

в Жилищный кодекс РФ, в части уточнения норм, касающихся фонда жилья социального использования, развития фонда наемного (арендного) жилья, установления федеральных жилищных стандартов и т.п.,

в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в части отмены НДС с операций по привлечению средств участников долевого строительства, ускорения процедуры регистрации договоров долевого участия, гармонизации отношений между участниками долевого строительства;

б) в законодательство, регулирующее финансовую сферу, деятельность банков и рынок ценных бумаг, в том числе в части снятия препятствий для дальнейшего развития ипотечного кредитования и механизмов секьюритизации, расширения возможностей использования пенсионных накоплений на цели приобретения ипотечных ценных бумаг и т.п.: ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Налоговый кодекс РФ, ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, необходимо принять Федеральный закон «О секьюритизации».

в) в законодательство, регулирующее градостроительную деятельность, в части уменьшения сроков и упрощения процедуры оформления исходно-разрешительной документации, в том числе:

в Земельный кодекс РФ, в части установления сроков принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства;

в Градостроительный кодекс РФ, в части введения понятия «исходно-разрешительной документации», установления точного перечня необходимых согласований, предельных сроков рассмотрения документов органами местного самоуправления;

г) в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94 –ФЗ), в части дополнения заявки на участие в аукционе документами, подтверждающими квалификацию участника размещения заказа при проведении аукционов;

д) в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части реализации механизма предоставления государственных гарантий; в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»(№ 185-ФЗ), в части уточнения условий, необходимых для выделения денежных средств из Фонда;е) принять Федеральный закон, направленный на создание некоммерческого жилищного фонда;

ж) принять Федеральный закон, регулирующий организацию и деятельность строительных сберегательных касс;

з) в федеральные законы, регулирующие деятельность государственных корпораций, в части повышения прозрачности и контроля их деятельности. 

30. Развитие сектора наемного (арендного) жилья. Необходимо развивать как коммерческий, так и некоммерческий наем жилья, направленный на реализацию жилищных прав граждан, не являющихся малоимущими, но и не имеющих возможности для приобретения жилья на рынке. Эффективной мерой для реализации региональных и муниципальных программ строительства наемного (арендного) жилья является использование механизма государственно-частного партнерства.

 31. Уделять особое внимание развитию малоэтажного жилищного строительства.

Главным приоритетом при разработке схем территориального планирования должен стать принцип главенства освоения территорий под комплексное жилищное строительство с преимущественной малоэтажной застройкой.

Структура новых российских населенных пунктов и новых районов в существующей жилой застройке должна содействовать социальному общению и взаимодействию и облегчать увязку институциональных, коммерческих и жилищных аспектов. При этом строительство многоквартирных домов должно сохраниться без искусственного сокращения его объемов в зонах сложившейся многоэтажной застройки и при условии отсутствия возможности развития здесь малоэтажного строительства.

 

32. В кратчайшие сроки разработать систему нормативно-технических документов в строительстве. Определить роль саморегулируемых организаций, объединяющих участников строительной деятельности в работе по техническому регулированию строительной сферы.

 33. Повысить роль негосударственной экспертизы в системе институтов градостроительного регулирования, внеся соответствующие поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации. 

34. Государственная поддержка профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для перераспределения и занятости в востребованных направлениях деятельности.

 

35. Активизация информационной и разъяснительной работы с населением, касающейся реально возникающих проблем и последствий, связанных с финансово-экономическим кризисом, а также сути принимаемых властями антикризисных мер.

Мероприятия