Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Пятилетка безопасности: ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА

     1 июля вступает в силу Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Напомним, что соответствующий Федеральный закон, определяющий минимальные необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям на всех этапах их жизненного цикла, был подписан президентом в канун Нового года. Регламент стал воистину долгожданным: работа над документом шла почти пять лет, а его принятие несколько раз переносилось.

       «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"  2З декабря был принят Государственной Думой РФ сразу во втором и третьем чтениях, 25 декабря одобрен Советом Федерации, а ЗО декабря уже подписан президентом. Политики размещали подарки под елкой весьма оперативно. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О техническом регулировании" данный технический регламент относится к первоочередным и должен был быть принят до 1 января 2010 г. Что и было сделано, после пяти лет недружелюбных обсуждений, жарких дискуссий и бесчисленных исправлений.  

     Что же представляет собой принятый регламент? Объектом технического регулирования в данном случае являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). При его разработке использовалась Директива 89/106 ЕС - основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции.

     Закон устанавливает: 

      • требования к безопасности зданий и сооружений; 

      • требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;

      •формы оценки соответствия. 

      Идентификация  объекта технического регулирования проводится по следующим признакам:  

     1. Назначение;  

     2. Принадлежность к объектам траннспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технические особенности которых влияют на их безопасность;  

      З. Возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;  

      4. Принадлежность к опасным производственным объектам; 

      5. Пожарная и взрывопожарная опасность; 

      6. Наличие помещений с постоянным пребыванием людей; 

      7. Уровень ответственности.  

     Технический регламент устанавливает требования к зданиям и сооружениям по следующим признакам: 

     1. Механическая безопасность;

      2. Пожарная безопасность; 

       З. Безопасность при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; 

      4. Безопасные для здоровья человека условия проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; 

       5. Безопасность для пользователей зданиями и сооружениями;

        6. Доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;  

      7. Энергетическая эффективность зданий и сооружений;  

      8. Безопасный  уровень воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. 

      Регламент должен вступить в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования. Не позднее,  чем за ЗО дней до дня вступления документа в силу Правительство РФ  утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, а национальный орган по стандартизации в этот же срок утверждает, опубликовывает и размещает перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований закона.  

      Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 г. осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным законом сводами правил и включенных в перечень, утверждаемый правительством.  

      Кроме того, Федеральный закон «О техническом регулировании" дополняется статьей 5, предусматривающей, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

       СНиПы останутся. 

      За последние пару лет тотальная отмена всего набора СНиПов, СанПиНов и ГОСТов стала для строителей навязчивым кошмаром. Но пока самые худшие ожидания не оправдались - существующие стандарты продолжают действовать. «Если бы понятие СНиПов исчезло, нам пришлось бы перестраивать систему обучения, пересматривать всю работу по разработке и экспертизе проектов, а возможно, и документацию по объектам, строительство которых еще не началось, и т. д.", - считает заместитель председателя комитета по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты Лариса Баринова.  

       Как экспертов, так и представителей строительного бизнеса смущает то, что регламент содержит только общие требования, которые больше похожи на пожелания, нежели на строгие правила, регламентирующие работу строителей.  

      Дело в том, что регламент создавался по европейскому образцу. Но в европейском техническом регулировании действует ссылочный механизм: директивы содержат ссылки на исходные нормативы, обеспечивающие безопасность объектов. В них и должны содержаться цифровые показатели. К каждому техническому регламенту должен прилагаться целый перечень документов более низкого уровня, и без его утверждения закон не может быть введен в действие. Так что выводы по эффективности и рациональности регламента делать пока рано. А что касается путаницы со стандартами, то ГОСТы попросту решили вписать в современную реальность путем переименования их в национальные стандарты, а вот какие СНиПы станут обязательными, а какие нет - до сих пор не ясно. «Нормативная неопределенность на практике приводит к снижению надежности как в производстве, так и в строительстве. 

       Между тем органам надзора по существу нечем руководствоваться для подтверждения соответствия используемых норм каким-либо документам», - считает руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга" Сергей Фролов.  

      Долгая дорога к безопасности. 

      21 ноября далекого 2006 г. на парламентских слушаниях, посвященных бе- зопасности при строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений, председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум рекомендовал Правительству РФ в кратчайшие сроки разработать и внести в Государственную Думу проект общего технического регламента "О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий». 

        В качестве обоснования первостепенной значимости своего предложения Шаккум привел внушительный список обрушений строительных конструкций за предшествующие годы: "Трансваль-Парк», Басманный рынок, бывший цех АЗЛК в Москве, торговый центр «Ашан» в Подмосковье, мост в Екатеринбурге, навес над открытым катком в Ленинградской области, крыша торгового центра в Ярославле, набережная в Вологде.  

      Этот перечень можно продолжать. По данным Ростехнадзора, за 2005-2006 гг. произошло 37 событий, связанных с обрушением жилых и общественных зданий». 

      На тот момент требования к этапам строительства любых объектов недвижимости, начиная от инженерных изысканий, проектирования до собственно строительства, были установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации. "Все процедуры государственной экспертизы, надзора и контроля предусматривают оценку соответствия требованиям технических регламентов. Однако необходимых регламентов нет и по прошествии почти четырех лет после принятия Закона "О техническом регулировании», заметил депутат.  

      10 июля 2008 г. Техрегламент о безопасности зданий был одобрен правительственной комиссией. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов подчеркнул, что по проекту федерального закона о данном техрегламенте концептуальных возражений нет.  

      Он добавил, что к концу августа документ уже будет внесен в правительство. Кроме того, по словам И. Шувалова, в текущем году планировалось   принять к рассмотрению еще один технический регламент - "О безопасности строительных материалов». 

      После этого торжественного дня оба регламента исчезли из поля зрения строительной общественности на долгие месяцы. О них вспомнили 9 июня 2009 г., на I Международной конференции "Повышение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства и эксплуатации». 

       Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман привел впечатляющую статистику смертности при строительстве: "Только за последние 4 года в результате несчастных случаев  85-90% аварий происходит во время эксплуатации зданий. 

       Однако когда начинают расследовать их причины, в 90% этих аварий причинами являются ошибки, допущенные как на ранних стадиях строительства (изысканиях, проектировании), так и на стадии самого возведения зданий», - сообщил Кошман.

       И, наконец, традиционно злосчастный для России август не оставил чиновникам выбора и вынудил их заняться вопросами безопасности строительства вплотную.

        После трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС депутаты Госдумы приняли трудное решение - рекомендовать нижней палате принять техрегламент «О безопасности зданий и сооружений» в первом чтении, которое было намечено .на 25 сентября. Хотя количество претензий к законопроекту не уменьшилось.  

        Ведущий специалист по жилищному законодательству депутат Госдумы Галина Хованская заявила, что техрегламент принимается в "сыром» виде и не может обеспечить безопасность зданий. Однако сроки поджимали: новый технический регламент по закону должен был начать действовать уже с 1 января 2010 г., а предшествующие ему I стандарты - утратить свою силу. Депутаты пообещали переработать все спорные пункты уже ко второму чтению законопроекта.  

      Бочка меда. 

      Несмотря на все разногласия, в Ассоциации строителей России уверены, что новый технический регламент поможет быстрее перейти на усовершенствованные и более безопасные строительные материалы и технологии.  

      В законе отражены все риски, способные в прямом и переносном смысле обрушиться на головы людей, находящихся внутри или рядом со зданием. Документ регламентирует также требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиту от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях.

     Особым «сюрпризом» нового регламента стало по-европейски ответственное отношение к людям с ограниченными возможностями. Теперь все жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.  

      Звучит крайне обнадеживающе, только так ли просто будет воплотить благие намерения в реальность -  время покажет.  

      Лариса Баринова отметила, что принятие регламента имеет «большое значение». «Почти 6,5 последних лет были практически полное бездействие. Из-за неопределенности статусов строительных норм и правил никто ими попросту не занимался.  

      Теперь благодаря этому техрегламенту строительные нормы и правила  стали легитимными, а значит, это позволит заняться их актуализацией»,  указала Баринова.  

      Депутаты действительно попытались уточнить все спорные или не совсем ясные пункты регламента. Например, в ответ на интенсивную критику се стороны экспертов статья 39 «Оценке соответствия результатов инженерных  изысканий и проектной документации для строительства зданий и сооружений повышенного и нормального уровня ответственности» претерпели значительные изменения и превратилась в статью "Правила обязательное оценки соответствия зданий и сооружений (обратите внимание, любого уровня ответственности), а также связанны) со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)». А вместе представленных в первоначальном законопроекте четырех форм такой оценки появилось семь. 

        В ответ на высказывания Мартина Шаккума о том, что «основные параметры эксплуатации того или иного объекта капитального строительства [ ... ] должны быть определены проектной документацией. Сегодня даже при проектировании кофемолки требуется разработать инструкцию по эксплуатации, а при проектировании высотного здания подобного требования - нет», в регламенте появились  строгие требования к проектной документации (п. 9 СТ. 15).

       Однако для того, чтобы иметь возможность реально пользоваться новым техническим регламентом, необходимо переработать 162 технически: документа в различных сферах.  

      Ожидается, что в этом процессе активное участие примут строительные организации. По мнению главы Ростехрегулирования Григория Элькина,  к европейскому уровню строительства  страна при близится тогда, когда бизнес будет сам финансировать разработку нормативов, обеспечивающих качество как стройматериалов, так   зданий и сооружений. 

       Именно такой порядок сложился  в  Германии, где институт нормирования является частной организацией, работающей по контракту с государством.  

     Здесь необходимо отметить, что было бы неплохо разъяснить и аргументировать подобную позицию простым обывателям, клиентам строительным фирмам и потенциальным жертвам аварий. В данный момент интернет полон самыми недружелюбными и даже паническими комментариями   о том, что строительный бизнес предпочтет установить наиболее выгодные и легковыполнимые стандарты, а жизнь и здооровье людей окажется под угрозой. Может, широкая общественность еще не до конца поняла всю прелесть самоорегулирования. А возможно, стоит вспомнить старую поговорку, «что русскому хорошо - то немцу смерть».  

     Ложка дегтя.

       Не все видят в новом регламенте изменения к лучшему. Президент РСС Владимир Яковлев заявил, что закон был принят недоработанным. «Существует ряд противоречий, возникающих при исполнении закона. В частности, строительство зданий и сооружений часто необходимо проводить в соответствии с требованиями, отличными и гораздо более жесткими, чем «минимально необходимые», как сказано в законе. 

      Необходимо учитывать территориальные особенности в территориальных строительных нормах, а закон не предусматривает регионального нормотворчества", - обратил внимание глава союза. 

       Также включение всего объема требований в технический регламент может привести к невозможности строительства уникальных зданий, а также торможению применения инноваций в  стройотрасли,  даже несмотря на то, что с принятием техрегламента строительным организациям будет разрешено применять международные и региональные стандарты, а также стандарты и своды правил иностранных государств. «Мы понимаем, что безоглядное использование чужих стандартов будет не только подрывать российскую систему техрегулирования, но и в первую очередь может создать угрозу для жизни и здоровья граждан», - заключили  в  РСС.  

       Если вдуматься, требования регламента не всегда соответствуют  элементарному здравому смыслу. Статья 8 «Требования пожарной безопасности» заявляет следующее: «Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара» . То есть совсем и категорически. Возможно, это стилистическая неточность, но звучит несколько странно и неправдоподобно.  

     И, наконец, не вполне ясно, как быть со следующим фактом. Согласно регламенту его объектом являются «здания  и  сооружения любого назначения». То есть нигде нет указания на то, что индивидуальный деревянный дачный домик в деревне освобождается от каких-либо требований, приведенных в регламенте. Вот, например: «Расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов»  (п . СТ. 17). 

      Для сравнения приведем статью 19 «Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований: «Для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления,  вентиляции, энергоснабжения». То есть здесь все-таки решили сделать исключение для простых обывателей и их индивидуальных домиков-коттеджей. А прочие, приведенные выше нормы либо следует принимать несерьезно, либо все желающие построить или отремонтировать дачный домик столкнутся со значительными трудностями.  Александра Мильцина, Консорциум «Кодекс».      

События