Ратификация Договора о ЕАЭС:что это значит для строительной отрасли России?
26 сентября 2014 года Государственная Дума ратифицировала подписанный 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе. Еще раз напомним, что текст Договора (около 1000 страниц) содержит весьма важные для строительной отрасли положения.
С даты вступления в силу Договора о ЕАЭС (после завершения процедур ратификации, т.е. до конца 2014 года) утрачивает силу (см. перечень отменяемых актов, пункт 39) "Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года".
Из этого следует, что трёхлетние усилия НОСТРОЙ, НОП и РСПП по внесению изменений в Соглашение от 18 ноября 2010 года, с тем, чтобы в нем нашла отражение специфика строительства (например, наличие таких документов, как своды правил - СНиПы), оказались пустой тратой времени. Судьба проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружениях, строительных материалов и изделий», который опирается на несуществующие межгосударственные строительные нормы (МСН) обязательного применения и добровольные своды правил (МСП) по проектированию, тем более становится неопределенной.
Некоторую ясность вносит Приложение 9 к Договору, которое содержит норму "3. Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов". Это означает, что сохраняют силу Закон 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и вытекающий из него Перечень обязательных ГОСТов и СНиПов, т.е. для российских проектировщиков и строителей ничего не меняется.
На наднациональном уровне Договором о ЕАЭС (приложение №9) в качестве доказательной базы технических регламентов, в том числе и для проектно-строительной деятельности, предусматриваются только ГОСТы. В связи с чем, к принятым техническим регламентам ТС по безопасности автомобильных дорог и инфраструктуры железнодорожного транспорта сегодня разрабатываются необходимые ГОСТы по Программе, утвержденной Коллегией Евразийской Экономической Комиссии.
Автодорожники и нефте - газомагистральные строители успешно доказали, что на проектно-строительную деятельность целесообразно разрабатывать межгосударственные ГОСТы или российские ГОСТы Р на базе существующих сводов правил (СНиПов). Учитывая, что в ближайшие годы на территории Российской Федерации сохранит силу 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», опирающийся на Перечень обязательных сводов правил (СНиПов), можно постепенно переформатировать своды правил в ГОСТы или ГОСТы Р. Тем самым система технического регулирования в строительстве постепенно будет приближена к системе Европейского союза. Преимущество стандартов перед сводами правил заключается в том, что своды правил, являясь ведомственными документами, по качеству и отработанности технических требований, учету мнений профессионального сообщества, объему экспертиз и срокам разработки уступают национальным или межгосударственным (региональным) стандартам.
Обращаю внимание, что в России - единственной стране Таможенного союза – нет, и пока не предвидится техрегламента о строительных материалах, что в соответствии с правилами ВТО не позволяет установить технический барьер ввозу небезопасной продукции из третьих стран.
Представляется целесообразным выделить из проекта ТР Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" отдельный ТР ТС о стройматериалах, а проект ТР ТС в части безопасности зданий и сооружений окончательно похоронить. Одновременно должна быть похоронена порочная и весьма затратная идея о сочинении десятков МСН и МСПпо проектированию, которые должны были дополнять ТР ТС по строительству. Следует признать, что МСН И МСП - это надуманные, отсутствующие в практике нормативно-технические документы. Несмотря на то, что на их разработку в 2011-2012 гг. затрачены десятки миллионов рублей (в основном из бюджета НОСТРОЙ), до сих пор не существует методического обеспечения их структуры, содержания, способа изложения и применения, а также процедур разработки, согласования и принятия.
Однако не исключена, чтопотерявшая смысл работа над межгосударственными строительными нормами и правилами может быть реанимирована уже на национальном уровне. В качестве повода для этого может быть использована работа над проектом федерального закона №555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации» (внесенв Госдуму 27.06.2014 Правительством РФ). Минстроем России предлагается при доработке законопроекта ко второму чтении радикально изменить систему нормативно-технических документов в области стандартизации в строительстве. «Новая» система технического нормирования в строительстве, по мнению Минстроя, должна быть основана на подготовке в связке обязательных строительных норм (СН), принимаемых в качестве нормативных актов Минстроя России, и сводов правил (СП) добровольного применения, утверждаемых Минстроем России.
Как уже нами отмечено выше, такая же система межгосударственных строительных норм (МСН) и правил (МСП) ранее предлагалась для установления в проекте ТР ТС «О безопасности зданий и сооружениях, строительных материалов и изделий» и была отвергнута проектным и строительным сообществом стран Таможенного союза.
Александр Курский,
заместитель директора по научной работе Центра макроэкономических исследований (ЦЕМИ)