Реформа технического регулирования: международный опыт как катализатор развития.
Реформа технического регулирования: международный опыт как катализатор развития
Организация международного сотрудничества в области технического регулирования является одной из основных задач Комитета РСПП по тех-регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Оттого, насколько успешно ведется работа в этом направлении, во многом зависят темпы и качество осуществления реформы технического регулирования, развития системы стандартов в нашей стране.
10 апреля 2008 г. в Москве прошла Международная конференция «Международная стандартизация как инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности», организованная Российским союзом промышленников и предпринимателей, совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Состав зарубежных участников конференции с полным правом можно назвать беспрецедентным в новейшей истории России. В мероприятии приняли участие ведущие мировые эксперты из международной организации по стандартизации ИСО, европейской экономической комиссии ООН, Еврокомиссии, Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, ЕврАзЭС, а также национальных органов по стандартизации США, Германии, Франции, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Монголии.
На конференции присутствовало руководство немецкого института по стандартизации DIN, с которым у РСПП в 2006 г. было подписано соглашение о сотрудничестве, а также руководство французской ассоциации по стандартизации AFNOR. С этой организацией РСПП совместно осуществлял ряд конференций в странах Европейского Союза.
Конференция продемонстрировала высокий уровень международных связей, которые РСПП в лице Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия удалось наладить за последние четыре года.
При этом можно сказать, что именно сейчас активная международная деятельность Комитета имеет особенно важное значение и дает свои результаты. Опыт других стран в сфере технического регулирования и стандартизации в настоящее время для нашей страны особенно актуален.Причины отставания
В советское время сформировалась и успешно работала государственная система стандартизации, которая совершенно заслуженно считалась одной из лучших в мире. Более того, Советский Союз был одним из основателей Международной организации по стандартизации. Председатель Госстандарта Бойцов В. В. с 1977 по 1979 г. был президентом ИСО. Многие функциональные и методологические принципы работы этой авторитетнейшей организации заимствованы из практики работы Госстандарта. Можно вспомнить и о том, что интеллектуальным вкладом СССР при создании ИСО была «КС УКП» (Комплексная система управления качеством продукции). Сегодня эта отечественная разработка, успешно внедрявшаяся и действующая на советских предприятиях, возвратилась в Россию в виде стандарта ИСО 9000.
Необходимо учитывать, что Госстандарт СССР имел статус государственного комитета, подчинялся непосредственно Совету Министров и стоял на одном уровне с отраслевыми министерствами, что давало возможность решать многие проблемы на межотраслевом уровне.
Однако в 90-х гг. прошлого века хорошо отлаженная и эффективно работающая система стандартизации стала постепенно разваливаться. Катализатором негативных процессов, к сожалению, стал ФЗ «О техническом регулировании», принятый в 2003 г. и фактически затормозивший всю работу по стандартизации в стране.
Тяжелейшая борьба (иначе этот процесс назвать трудно) за внесение необходимых поправок в закон закончилась год назад принятием соответствующего закона. Позитивную роль, которую сыграл в этой борьбе Комитет РСПП, руководимый вице-президентом РСПП Дмитрием Пумпянским, трудно переоценить. При этом необходимо отметить, что внимательное изучение, обобщение и пропаганда опыта технического регулирования ведущих зарубежных стран Комитетом РСПП во многом способствовало тому, что в затянувшихся спорах наконец-то была поставлена точка. По ключевым позициям закон в его новой редакции соответствует «Новому подходу», применяемому Европейским Союзом, и международной практике, рекомендованной Европейской экономической комиссией ООН.
Однако времени на то, чтобы доказывать в многочисленных чиновничьих кабинетах очевидные, вроде бы, истины, ушло очень много. А фактор времени в динамично раз вивающейся области международной стандартизации имеет огромное значение.
К сожалению, на протяжении пяти лет (в период действия старой редакции закона), отсутствовала возможность изменения национальных стандартов и сводов правил. Соответственно была «заморожена» нормативная база документов, по которым работает вся российская промышленность, что не способствовало повышению ее конкурентоспособности.
Многие из российских стандартов давно не пересматривались. Например, средний срок обновления стандартов в России сегодня составляет 12 лет, а в некоторых отраслях — гораздо больше. Для сравнения: в США данный срок составляет пять лет, а в Германии и Японии — четыре года.
Наконец, что не менее важно, недопустимо низкими являются показатели гармонизации национальных стандартов с международными. По экспертным оценкам, уровень гармонизации наших стандартов составляет в среднем 30—35 % против 70— 80 % в странах Европы.
Вместе с тем уровень гармонизации можно рассматривать как один из важнейших факторов безопасности, эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
К сожалению, сегодня российские корпорации, играя заметную, а порой и ведущую роль в отдельных секторах мировой экономики, почти не используют стандартизацию как инструмент в конкурентной борьбе.
Существует еще один важный фактор, который обуславливает значительное от ставание нашей страны в области стандартизации и технического регулирования. Если во время существования Советского Союза вопросами стандартизации занимались отраслевые и подведомственные Госстандарту институты, то в новых условиях управления в разработке стандартов должны быть заинтересованы прежде всего сами предприниматели и предприятия реального сектора экономики. Именно на бизнес должна лечь основная нагрузка в разработке новых стандартов, их гармонизации с международными нормативными документами.
Как отмечал в своем выступлении на международной конференции в Москве заместитель руководителя Комитета РСПП Андрей Лоцманов, сегодня как минимум половину состава технических комитетов ИСО и МЕК составляют технические специалисты крупнейших мировых корпораций. Потому что «каждая запятая, внесенная в новый стандарт, может дать либо конкурентное преимущество, либо выбросить корпорацию с рынка».
Но, одно дело — заинтересованность, ясное осознание необходимости такой работы, понимание того, что разработка национальных и международных стандартов не просто выгодна, но может приносить реальную прибыль. Совсем другое — понимать, как реально приступить к такой работе. Нужны знания, методики, специалисты. Наконец, необходимо иметь возможность перенимать современный международный опыт в области стандартизации и технического регулирования.
Сегодня, например, немецкая промышленность, вкладывая €720 млн евро в развитие национальной системы стандартизации, получает ежегодный прирост ВВП от применения стандартов в размере €16 млрд. Можно сказать, что в развитых странах действует годами отлаженная система участия бизнеса в работах по стандартизации. У нас такая система только начала формироваться.
Наконец, необходимо учитывать тот очевидный факт, что сегодня в мире очень интенсивно проходят процессы глобализации в области стандартизации. Европа, Америка, Юго-Восточная Азия постепенно отказываются от национальных стандартов. Специалисты разных стран в технических комитетах ИСО совместно разрабатывают единые международные стандарты, по которым уже начинают работать крупнейшие корпорации. Степень участия российских компаний в этой работе пока можно признать, мягко говоря, недостаточной.Источники зарубежного опыта
Каковы же сегодня основные направления международной деятельности Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия?
Представители Комитета участвуют в деятельности рабочих групп по реализации «Дорожной карты» по общему экономическому пространству России и ЕС, а также рабочих групп и экспертных комиссий по реформированию системы технического регулирования и стандартизации.
Кроме того, Комитет активно сотруднича- ( ет с Рабочей группой по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования (РГ 6) Европейской экономической комиссии ООН.
Им установлены постоянные деловые контакты с Центральным союзом деловой жизни Финляндии, Конфедерацией промышленников Финляндии и Союзом химической промышленности Финляндии по вопросам реализации новой европейской директивы REACH.
В области международного сотрудничества также налажено тесное взаимодействие с международными организациями по стандартизации ISO и CEN.
Практически с самого начала своего существования Комитет РСПП совместно с Ростехрегулированием постоянно выступает в качестве организатора и активного участника международных форумов, посвященных изучению передового опыта технического регулирования и стандартизации зарубежных стран. В этих мероприятиях принимают участие представители министерств, государственных корпораций, руководители российских предприятий, приглашаются ведущие специалисты не только из Европы и США, но и стран СНГ.
Начало изучению европейского опыта технического регулирования положила I Международная конференция «Европейский опыт стандартизации и технического регулирования», которая прошла в октябре 2005 г. в Брюсселе.
Основной целью конференции являлось изучение прикладных вопросов участия промышленных предприятий в работе по формированию технического законодательства и стандартов Европейского Союза. Кроме того, она позволила российским специалистам детально из «первых рук» узнать о европейской системе технического регулирования. Изучение принципов «Нового подхода», активно используемого в Европе уже 20 лет, наглядно показало все несовершенство российского закона «О техническом регулировании». Знания, полученные на конференции в Брюсселе, позволили четко сформулировать направления изменения этого закона и самой реформы.
В июле 2006 г. в Женеве состоялось заседание Европейской экономической комиссии ООН по вопросам развития международных методов технического регулирования. По предложению Комитета РСПП после этого совещания был проведен круглый стол, в котором приняли участие, с одной стороны, руководители предприятий и органов государственной власти России, отвечающие за вопросы стандартизации, с другой — руководители и эксперты Международной организации по стандартизации.
Мероприятие было направлено на установление постоянного контакта между РСПП и ИСО, активизацию участия российских предприятий в деятельности ИСО по разработке международных стандартов, определение программы участия России в процессе международной стандартизации.
В октябре 2006 г. в Мюнхене Комитетом совместно с Ростехрегулированием и DIN была организована II Международная конференция по стандартизации и техническому регулированию. На ней между РСПП и Немецким институтом стандартов DIN было подписано соглашение о сотрудничестве. Результатом этого соглашения стало постоянное участие представителей DIN в международных и региональных конференциях, осуществляемых Комитетом, проведение в 2007 г. семинара в Берлине по вопросам аккредитации и оценке соответствия, активное участие немецких специалистов в работе Совета по аккредитации.
Подписание в 2006 г. соглашения о сотрудничестве РСПП — DIN открыло для российских компаний возможность для прямого участия в работе этой организации.
В 2007 г. в Лионе (Франция) прошла III Международная конференция по изучению опыта европейской промышленности в разработке и использовании национальных и международных стандартов. Конференция также была проведена Комитетом РСПП совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
С целью изучения опыта американской промышленности в области стандартизации в мае 2008 г. была проведена конференция в г. Орландо (США). В конференции приняли участие руководители всех ведущих организаций США по стандартизации.
IV конференцию по изучению роли зарубежной промышленности в международной и национальной стандартизации Комитет РСПП совместно с Ростехрегули-рованием и Британским институтом стандартов планирует провести в ноябре 2008 г. в Лондоне. Британская система стандартизации является одной из старейших, и этот опыт будет безусловно интересен нашим специалистам.
Международные конференции, проводимые Комитетом РСПП совместно с Рос-техрегулированием, позволяют россиянам изучить механизм создания международных стандартов, понять, что сегодня стандартизация — это мощнейший инструмент борьбы за рынок.
Прямые контакты с руководителями и ведущими специалистами национальных и международных организаций по стандартизации значительно ускоряют интеграцию российских компаний в мировую систему стандартизации.
Примерами такой интеграции можно назвать:
создание совместной рабочей группы Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в не фтегазовом комплексе и Европейской организации по стандартизации CEN;
значительную активизацию взаимодействия Технического комитета 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны» с соответствующими подкомитетами Международной организации по стандартизации ISO;
подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО «Трубная металлургическая компания» с Немецким институтом стандартов DIN.
На международных мероприятиях члены Комитета РСПП, представители российской промышленности получают ценнейшую информацию, которую стремятся оперативно донести до представителей российских предприятий и организаций в регионах.
Так, только в прошлом году представители Комитета выступили с докладами и сообщениями по вопросам стандартизации и технического регулирования более чем на 50 мероприятиях в разных городах страны. Проведено восемь межрегиональных конференций в Российской Федерации: в Екатеринбурге, Астрахани, Калининграде, Томске, Санкт-Петербурге, Казани, Омске.
Проведение этих мероприятий, количество которых год от года увеличивается, способствует широкому привлечению промышленников и предпринимателей к процессу разработки стандартов.
Состоялись первое рабочее заседание Клуба REACH, а также семинар «Экспорт в Европу по регламенту REACH» с участием зарубежных экспертов. Комитет организовал и провел встречу представителей российских предприятий с директором по международным продажам компании ASTM International Джимом Томасом.
Недавно Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия подготовил предложения по Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.
В частности, предлагается дополнить п. 5 Концепции:
«Расширению присутствия российских товаров и услуг на рынках зарубежных стран должно способствовать участие российских товаропроизводителей в работе международных организаций по стандартизации. В первую очередь необходимо активизировать работу в технических комитетах Международной организации по стандартизации ISO и Международной электротехнической комиссии IEC. Российские представители должны играть ключевую роль в вопросах стандартизации в нефтегазовой, металлургической, машиностроительной, агропромышленной, электротехнической, фармацевтической отраслей.
Основными показателями достижения целей активизации работ по стандартизации являются:
уровень гармонизации российских национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических доку
ментов с международными к 2020 г. должен составлять 65 %;
средний срок обновления национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических документов
должен составлять три-пять лет;
ежегодный уровень актуализации фонда национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических документов к 2020 г. должен составлять 7 %».
Понятно, что реальность достижения подобных показателей сегодня в значительной мере основывается на участии в работах по стандартизации самого Комитета РСПП, в планах которого — дальнейшая активизация работы по всем основным направлениям деятельности, в том числе по развитию и укреплению международных связей.Межотраслевые советы:
международная составляющая
работыЕще одно важное направление деятельности Комитета по активизации представителей промышленности в разработке национальных и международных стандартов связано с созданием и работой Межотраслевых советов по стандартизации. В настоящее время такие советы организованы в нефтегазовом комплексе, строительстве, металлургии, в сфере информационных технологий, с целью обеспечения участия представителей промышленности в разработке технических регламентов, национальных и международных стандартов, активизации работы России в международных организациях по стандартизации ИСО и МЭК, а также вовлечения промышленности в данный процесс.
Межотраслевые советы работают над реализацией «Перспективной программы развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах на 2008— 2012 годы».
Они также принимают участие в реорганизации действующей системы технических комитетов по стандартизации (ТК) при Ростехрегулировании и приведении ее в «зеркальное» соответствие с системой ТК международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК.
То есть наличие международной составляющей их деятельности совершенно очевидно. В этом смысле, наверное, нужно особо отметить Межотраслевой Совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе России. Уже в 2006 г. при широком участии российских и зарубежных специалистов были проанализированы международные стандарты в сфере нефте- и газодобычи и сделаны первые шаги по формированию перспективной программы стандартизации, в основу которой заложен принцип гармонизации.
За три года существования Межотраслевого совета были проведены две большие конференции, посвященные вопросам стандартизации. Причем эти форумы носили статус международных, так как в них принимали участие ведущие специалисты по стандартизации из главных транснациональных корпораций, ЕЭК ООН, OGP и других организаций.
В частности, на конференции, которая прошла в прошлом году в Астрахани, вы ступали председатель Комитета по стандартизации Международной ассоциации производителей нефти и газа, член нефтегазового ТК 67 ИСО Альф Райдер, генеральный директор DIN-ГОСТ-TЬV Герд Слапке и представитель CEN Алан Лоппине.
Их с полным правом можно назвать не только гостями, но и партнерами. В частности, с 12-м техническим комитетом европейской организации по стандартизации Межотраслевой Совет создал постоянно действующую рабочую группу, которая несколько раз в год проводит заседания для координации совместных работ по стандартизации.
Большие перспективы международного сотрудничества сегодня открываются перед Межотраслевым советом по стандартизации в металлургическом комплексе России. По мнению А. Лоцманова, металлурги, занимая существенный сегмент в мировом производстве металлопродукции и торговле этой продукцией, в последние годы практически не участвовали в работе технических комитетов ИСО. Однако трубная отрасль, представители которой принимают активное участие в деятельности Совета, добилась в этом направлении заметных успехов. Координирует эту работу Фонд развития трубной промышленности во главе с генеральным директором Дейнеко А. Д. Сегодня трубники продуктивно работают в подкомитете ТК 67, вместе с потребителями труб активно занимаются созданием новых стандартов ИСО в этой сфере. Сейчас Межотраслевой совет металлургии активизирует свою работу, и можно надеяться на то, что представители цветной металлургии и крупных металлургических комбинатов тоже найдут свое место в технических комитетах ИСО.Регламент REACH: работа на опережение
Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия занимается также решением проблем, которые, на первый взгляд, носят узкоотраслевой характер, но в действительности могут иметь очень серьезные последствия для многих российских предприятий, работающих или планирующих выход на международные рынки.
Речь идет прежде всего о регламенте REACH, принятом Постановлением Европейской комиссии от 18 декабря 2006 г. Он устанавливает порядок регистрации, оценки и выдачи разрешений на производство и использование химических веществ. Учету в соответствии с данным регламентом подлежит не продукция, а химические вещества, входящие в состав данной продукции, попадающие под действие регламента.
Несмотря на то, что регламент устанавливает требования по обязательной регистрации химических веществ, он распространяется на такие отрасли, как нефтехимическая, текстильная, электронная, автомобильная, а также на металлургию и индустрию строительных материалов.
Не подлежат регистрации вещества природного происхождения, если они не были подвергнуты химическим преобразованиям. Например, в соответствии с регламентом Россия может свободно экспортировать сырую нефть, а вещества из продуктов нефтепереработки уже должны быть зарегистрированными.
Как отмечает ответственный секретарь Комитета РСПП Антон Зубихин, в соответствии с регламентом российские производители не вправе сами регистрировать вещества в составе продукции, экспортируемые в ЕС. Существует два варианта регистрации веществ: либо через импортера в ЕС, либо через специального уполномоченного представителя в ЕС, который будет нести юридическую ответственность. По оценкам экспертов, данная мера будет существенно влиять на пересмотр потребителями ЕС каналов поставок веществ со стороны третьих стран.
В случае если российские предприятия откажутся или не смогут соблюдать нормы и правила REACH по всему циклу производственной цепочки, то доступ для российского экспорта на рынки стран Евросоюза будет ограничен с 1 июля 2008 г.
То, насколько серьезными могут быть для российской промышленности последствия этого, члены Комитета РСПП поняли уже давно. Необходимо было работать на опережение: как можно оперативнее собрать необходимую информацию и донести ее до российских предприятий.
Для обмена опытом в области технического регулирования, стандартизации и применения нового европейского химического законодательства REACH Российским союзом промышленников и предпринимателей и Конфедерацией промышленников Финляндии был организован Российско-финский деловой форум в мае 2007 г.
В ноябре 2007 г. на пленарном заседании Рабочей группой по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования (РГ 6) Европейской экономической комиссии ООН и Комитетом РСПП был поставлен вопрос о недопустимости дискриминационных мер при реализации европейского регламента REACH, что нашло отражение в итоговом документе РГ 6 ЕЭК ООН.
От РСПП было направлено обращение к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопросы внедрения регламента REACH на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.
Главная задача Комитета состояла в том, чтобы донести актуальную информацию о новом регламенте до конкретных предприятий, дать им возможность соответствующим образом подготовиться к его введению, оказать необходимую помощь и поддержку в решении вопросов, связанных с регламентом REACH.
Были организованы совместные практические семинары по разъяснению вопросов применения европейского регламента REACH для отдельных отраслей российской промышленности.
Для решения возникающих проблем Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в марте текущего года был создан Клуб REACH, который призван объединить ведущих экспертов в данной области и представителей всех заинтересованных предприятий и организаций. На заседания клуба будут приглашаться ведущие зарубежные специалисты.
Деятельность Комитета РСПП, в ходе которой используются его хорошо налаженные международные связи, позволила многим российским компаниям принять конкретные меры для того, чтобы избежать негативных для бизнеса последствий, связанных с введением в действие регламента REACH.Темпы и направления развития
Выступая на конференции «Международная стандартизация как инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности», генеральный секретарь Международной организации по стандартизации (ИСО) Алан Бриден отметил, что сегодня Россия имеет статус наблюдателя почти во всех технических комитетах ИСО, может вносить свой вклад в деятельность ИСО и отслеживать те тенденции, которые существуют сегодня на мировом уровне. Однако сегодня влияние РФ в ИСО может быть еще более весомым. Семейство ИСО ждет от нашей страны более активного участия.
Сегодня наметившиеся положительные тенденции развития стандартизации в России свидетельствуют о том, что мы такой возможностью воспользуемся.
За примерами активизации деятельности российских предприятий и организаций в этом направлении далеко ходить не надо. Совсем недавно стало известно, что ОАО «Трубная металлургическая компания», председателем совета директоров которой является Д. Пумпянский, стала первой российской компанией, вступившей в состав членов Немецкого института стандартизации (DIN), который, в свою очередь, является членом ведущих международных организаций по стандартизации, в частности, ИСО. В работе DIN принимают активное участие компании Австрии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции, США. ТМК рассматривает возможность участия в работе технических комитетов DIN по стандартизации.
Сегодня главная задача — сохранить и развить положительные тенденции в ходе реализации реформы технического регулирования. Многое зависит от темпов, интенсивности работ. В том числе это касается и международной деятельности.
В этом смысле показательными, наверное, можно назвать итоги работы Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в апреле-мае текущего года. За это время была проведена в Москве уже упоминавшаяся конференция «Международная стандартизация как инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности». Члены Комитета участвовали в работе международной конференция в г. Орландо (США), Международного конгресса по вопросам применения европейского законодательства REACH в Хельсинки (Финляндия).
Состоялись первое рабочее заседание Клуба REACH, а также семинар «Экспорт в Европу по регламенту REACH» с участием зарубежных экспертов. Комитет организовал и провел встречу представителей российских предприятий с директором по международным продажам компании ASTM International Джимом Томасом.
Недавно Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия подготовил предложения по Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.
В частности, предлагается дополнить п. 5 Концепции:
«Расширению присутствия российских товаров и услуг на рынках зарубежных стран должно способствовать участие российских товаропроизводителей в работе международных организаций по стандартизации. В первую очередь необходимо активизировать работу в технических комитетах Международной организации по стандартизации ISO и Международной электротехнической комиссии IEC. Российские представители должны играть ключевую роль в вопросах стандартизации в нефтегазовой, металлургической, машиностроительной, агропромышленной, электротехнической, фармацевтической отраслей.
Основными показателями достижения целей активизации работ по стандартизации являются:
уровень гармонизации российских национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических доку
ментов с международными к 2020 г. должен составлять 65 %;
средний срок обновления национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических документов
должен составлять три-пять лет;
ежегодный уровень актуализации фонда национальных стандартов, сводов правил, а также нормативно-технических документов к 2020 г. должен составлять 7 %».
Понятно, что реальность достижения подобных показателей сегодня в значительной мере основывается на участии в работах по стандартизации самого Комитета РСПП, в планах которого — дальнейшая активизация работы по всем основным направлениям деятельности, в том числе по развитию и укреплению международных связей.