Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

РИСК — ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ, КОГДА ОН ЗАСТРАХОВАН

Страхование как форма взаимопомощи возникло на заре человечества. Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной их книг Талмуда.

Историю страхования чаще всего связывают с развитием мореплавания. Уже тогда страхование рассматривалось как финансовая деятельность, направленная на возмещение убытков. Между тем операции, в которых отдаленно просматривались начала страховой деятельности, появились уже в Шумере (область в Месопотамии - Двуречье, ныне Южный Ирак, где в IV-III тысячелетии до нашей эры сформировались первые классовые государства Ур, Урук и Лагаш); местным торговцам выдавалась финансовая гарантия или сумма денег (в форме займа или создания общей кассы) для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки. Позже в Вавилоне появились особые группы «торговцев-заемщиков», которые специально ссужали своих коллег, решивших «пуститься в долгое путешествие» (именно так называли тогда операции по импорту-экспорту) и не требовали денег назад в случае кражи или утраты товара во время перевозки.

В античном мире работники, занятые на таких строительствах, как египетские пирамиды, замок Соломона (около 970-931 гг. до н.э.) и пр., организовывали кассы взаимопомощи в пользу тех из своих коллег или их семей, которые получали увечья или погибали в результате несчастного случая.

Во времена Римской Империи представители власти сами становились гарантами от определенных рисков, подписывая особые протоколы с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании; возмещение ущерба от потери судов, перевозивших оружие и товары жизнеобеспечения, в случае военных действий или шторма.

В своей книге «Золото и специи» Жан Фавье приводит рассказ генуэзца Бенедетто Захарии; в 1298 году он продал более 30 тонн тальфийской соли своим соотечественникам. Груз должен был быть доставлен в Брюгге. В том же самом договоре было сказано, что Захария обязуется вновь купить весь груз по его прибытии в порт назначения по цене, оговоренной заранее, но выше, чем цена продажи. Таким образом, между портом отгрузки и назначения Захария рисковал только своим судном. Разница между ценой повторной покупки и продажи является ничем иным, как ценой риска и заменяет процент по ссуде, запрещенный церковью. Через такие схемы торговцы, мореплаватели и заемщики также способствовали рождению страхового договора.

Перевозчики платили торговцам или банкирам «цену риска» - дополнительную сумму денег в зависимости от типа корабля, груза и продолжительности перевозки. «Цена риска» получила название страховой премии (от лат. pгеmium). Так родилась профессия страховщика.

В 1559 году сэр Николас Бэкон, открывая первое заседание английского Парламента правления королевы Елизаветы, сказал: «Пусть каждый умный купец, который отправляется в путешествие, полное опасностей, расстанется с частью денег, дабы иметь другую часть сохранной».

Следующим замечательным шагом развития страхового дела стало появление в Европе в конце XV века обществ взаимного страхования - так называемых «огневых товариществ» (Brangilden). Их уникальность как некоммерческих образований была отмечена крупным теоретиком страхования немецким профессором А. Манэсом, писавшим в 1910 году: «Акционерные общества применяются почти во всех отраслях экономики. Взаимные общества - почти исключительно в страховании». А с конца XVII века появляются акционерные компании. Первая такая компания - «Голландско-остиндское товарищество» - была основана в 1602 году. Однако ввиду отсутствия точных научных методов ведения статистики о несчастных случаях, размерах несчастий, смертности и пр. страхование оставалось хоть и прибыльным, но довольно рискованным делом. И только сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, вы можете смело довериться страховой компании.

Современная история морского страхования связана с Lloyds - старейшим в мире специализированным страховщиком в его современном понимании, созданного специального для целей страхования. Сделки по морским торговым перевозкам и их страхованию, совершавшиеся ежедневно в одном из лондонских кафе, упоминания о котором известны с 1688 года, приняли системный характер. Это и послужило причиной появления практики «подписания» отдельными лицами доли риска, которая и сегодня является основой страховых операций британской Lloyds. В 1774 году подписчики Lloyds объединились в ассоциацию. В соответствии с законом, принятым британским парламентом в 1871 году, она получила официальный статус.

История страхования в России начала свой отсчет гораздо позже - с конца XVIII века, когда в 1786 году Екатерина II повелела Государственному Заемному Банку производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в этом банке. При этом страхование распространялось также на фабрики и заводы. А через десять лет Павел I предписал учредить специальную страховую контору для приема «на страх» товаров. Вскоре после этого было создано первое акционерное страховое общество «Российское страховое от огня общество», которое стало проводить операции по страхованию строений и другого недвижимого имущества от огня. Страхование от огня было в то время особенно популярно, ведь пожары приносили колоссальные убытки в городах, где основная часть населения жила в деревянных постройках, да и перекрытия в каменных домах тоже были сделаны из дерева.

Бурное развитие страхования в России началось фактически сразу после отмены крепостного права в 1861 году. В это время появился первый вид обязательного страхования - обязательное взаимное земское страхование. Это был исключительно прогрессивный шаг государства, так как пожары становились буквально национальной бедой. В соответствии с законом, каждый житель сельской местности независимо от своих доходов обязан был застраховать в соответствии с установленными тарифами свой дом и хозяйство.

Протест населения, особенно малообеспеченной его части, был бурным. Эта назревшая социальная мера вызвала яростное сопротивление масс, в интересах которой она, собственно, и проводилась, причем в некоторых областях доходило даже до крестьянских бунтов против «нового налога». Но в те времена все решалось очень просто: в урочный час приходил староста и требовал оплатить страховку, если платить было нечем, то он попросту забирал у крестьянина то, что было ценного в хозяйстве - корову, птицу, самовар.

До конца XIX века в России были созданы и другие страховые организации. Среди них - «Московское Страховое от огня Общество», «Русское Страховое от огня Общество», «Русский Ллойд», «Варшавское Страховое от огня Общество», «Северное», «Заботливость», «Надежда». В это же время в страну были допущены иностранные компании - «Нью-Йорк», «Эквитебль», «Урбен», «Генеральное Общество». В России в 1918 году декретом СНК страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации были ликвидированы, а их имущество стало достоянием республики. На протяжении последующих 70 лет существовала государственная монополия на страхование. И лишь в начале 1990-х годов, когда страна вступила на рыночный путь развития, национальное акционерное страхование стало возрождаться.

По материалам портала «Кредит. Кредитование. Страхование. Лизинг. Ипотека. Займы» (www.i-credit.ru), журналов «Строительство и недвижимость» (www.nestor.minsk.by), «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге» (www.stroygorhoz.ru)

Мероприятия