Рынок строительных материалов январь–июль 2015 года.
В январе-июле на российском рынке строительных материалов наблюдаются разнонаправленные тенденции, отраж ающие объем производства, потребления и ценовые показатели. Тем не менее, налицо факт углубления тенденции 2014 года, когда, по официальным данным Росстата, годовой индекс роста цен в целом по отрасли составил 7,4% против 2,5% в 2013 году. При э том, только в первом квартале 2015 года рост цен производителей строительных материалов составил порядка 3%. Учит ывая э то, а также принимая во внимание макроэкономические и геополитические факторы, по итогам 2015 года рост цен в рублев ом вы ражении на строительные материалы в Российской Федерации может составить более 12%.
Цемент: производство снижается, цена растет
Рынок цемента в 2015 году характеризуется перераспределением влияния различных компаний: в то время как ряд к рупнейших игроков сокращают объемы производства цемента, другие производители наращивают объемы. В январе-июле 2015 года в стране зафиксировано сокращение объемов производства цемента в целом по отрасли на 10-12% по сравнению с показателями второй половины 2014 года. Аналитики RD Construction отмечают, что снижение объемов производства цемента связано как с сокращением импорта и экспорта (внешнеторговых показателей), так и с достаточно ощутимым снижением индексов внутреннего потребления (-12% к аналогичному периоду 2014 года).
Цемент: производство снижается, цена растет.
Кроме того, снижается инвестиционная привлекательность сектора. В результате сокращения объема инвестиций на фоне снижения спроса на цемент и роста тарифов на энергоносители происходит удорожание данного материала и его производных: компании вынуждены повышать цены для соблюдения плановых показателей при кажущейся парадоксальности таких методов. Цены на цемент в первом полугодии 2015 года растут в среднем по стране на 1,5% в месяц. До конца года ожидается некоторое замедление текущих темпов роста в связи с неизбежной адаптацией игроков к новым реалиям рынка, корректировкой планов и избавлением от нерентабельных производств, однако, по оценке аналитиков RD Construction, до конца года рост цен на цемент может превысить 15-17% по сравнению с базой декабря 2014 года в случае сохранения текущей макроэкономической конъюнктуры.
Сухие смеси и товарный бетон: разнонаправленные тенденции.
Не внушающие оптимизма тенденции отечественного рынка недвижимости оказывают заметное влияние на показатели в сегменте производных цемента. Так, практически 50%-ный рост объемов производства сухих смесей по сравнению с показателями конца 2014 года сопровождается ощутимым сжатием рынка товарного бетона: зафиксировано сокращение объемов производства на 30%. Исключения из общего правила в ряде регионов объясняется реализацией масштабных проектов государственной значимости, например, строительством к ЧМ-2018.
«Ситуация объяснима, — комментирует директор департамента капитального строительства RD Construction Андрис Буш. — Товарный бетон является моментальным отражением отраслевой активности (значительно снизился спрос со стороны подрядных организаций), в то время как переориентация на рынок сухих смесей длительного хранения является ожидаемой стратегией производителей, позволяющей минимизировать потери от сжатия рынка».
Кроме того, это свидетельствует о росте значимости частного сектора, где применение товарного бетона, как правило, нецелесообразно. «Пожалуй, сухие строительные смеси являются одним из немногих сегментов рынка стройматериалов, способных показать если не снижение, то минимальный (ниже уровня инфляции) рост цен до конца года в условиях роста объемов производства», — прогнозирует Андрис Буш. Что касается рынка товарного бетона, то прогноз — относительно сдержанная ценовая динамика (5-7% за год).
ЖБИ и ЖБК: роста цен не наблюдается.
В первом полугодии 2015 года на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился объем производства железобетонных изделий и конструкций, наиболее заметно — в Московском регионе (-30% к базе H1 2014). Сокращение объемов производства продукции является прямым следствием сокращения темпов массового жилищного строительства. Роста цен на ЖБИ по этой причине не наблюдается, однако, малейшее изменение конъюнктуры способно спровоцировать этот рост, учитывая продолжающийся рост цен на цемент.
Кирпич: керамический растет в цене, силикатный — в производстве.
Наконец, показательны изменения в сегменте кирпичного производства. Объемы производства красного керамического кирпича в первом полугодии 2015 года сократились на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, особенно заметно спад затронул ЦФО (-4%). В результате, за шесть месяцев цены производителей керамического кирпича выросли на 4,5%, в то время как за весь 2014 год прирост составил 5%. Напротив, отмечают аналитики RD Construction, более дешевого силикатного кирпича в январе-июне 2015 года произведено на 10% больше, чем в первом полугодии 2014 года. Повышения цен поставщиков на силикатный кирпич пока не происходит: спрос на продукцию слишком чувствителен к малейшим изменениям цен именно в силу доступности материала. Таким образом, в ближайшие годы рост отечественного рынка стройматериалов при сохранении текущей структуры внутреннего потребления возможен только за счет реализации экспортных возможностей. Основными внешнеторговыми партнерами в данной сфере становятся страны Азии.
Строительные грузы и цемент: восстановление перевозок не ранее 2016 г.
В мае погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД упала на 15,8% и 15,2% к уровню прошлого года и составила 11,2 млн т и 2,8 млн т соответственно. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 45,4 млн т строительных грузов и 10,4 млн т цемента, что на 20,5% и 14,0% ниже уровня 2014 г. соответственно.
В мае падение строительных материалов и цемента в большинство регионов России продолжилось. Исключением стали перевозки в Краснодарский край (+28,3%), Удмуртскую республику (+66,3%), Воронежскую (+74,7%) и Амурскую области (+20,8%).
Причина роста строительных материалов в Краснодарский край — это вступление в активную фазу возведения Керченского моста, длина которого составит 19 км. Для сокращения сроков проекта правительством РФ был введен чрезвычайный порядок согласительных процедур. Рабочее движение на Керченском мосту планируется запустить в декабре 2018 г. Таким образом до окончания строительства грузопоток стройматериалов в Краснодарский край будет сохранятся на высоком уровне. Дополнительным фактором роста перевозок строительных грузов станет проект газопровода Кубань-Москва стоимостью 20 млрд руб., работы по которому планируется запустить в середине 2016 г. Высокий уровень активности в строительной сфере Удмуртской республики обусловлен выполнением плана федеральной целевой программы по строительству сельских дорог: в 2015 г. запланировано возведение полотна 17-ти сельских автодорог длиной около 100 км, преимущественно, гравийных. Кроме того, в настоящее время в Удмуртии активно идут работы по строительству Камского моста стоимостью 12 млрд руб., завершение которых планируется в 2016 г., а также на 90% выполнен проект по возведению моста через реку Буй, движение по которому намечено открыть в сентябре.Увеличение перевозок щебня в Амурскую область обусловлено масштабными работами по ремонту пути ЗабЖД, развернутыми в апреле 2015 г.
По данным Росстата, в январе-мае 2015 г. производство цемента сократилось к уровню прошлого года на 9%, железобетонных изделий и конструкций — на 15,0%, нерудных строительных материалов — на 16,2%, а объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», — ниже уровня прошлого года на 6,1%.
По предложению Минпромторга из-за появления на рынке искусственно заниженных цен на импортный щебень и гравий, а также роста фальсификата строительных материалов и снижения ответственности производителей с августа 2015 г. на 6 месяцев может быть введено лицензирование импорта щебня и гравия. Текущие складские остатки крупных российских производителей составляют более 50 млн т при среднемесячной добыче в РФ около 10 млн т, а объемы отгрузок неуклонно снижаются. В случае ввода пошлины возможны рост внутренних перевозок для компенсации выпавших объемов и сокращение импортного грузопотока стройматериалов и цемента, который в настоящее время составляет около 10% от всего объема перевозок строительных грузов и цемента.
Программа господдержки ипотеки, запущенная в апреле 2015 г. через субсидирование ставок по кредитам на жилье, дала результат. ЦБ пересмотрел свою оценку рынка строительства: замедление по сравнению с прошлым годом составит менее 50%, прогнозируемых ранее. За два месяца действия программы банки уже приняли заявки на 200 млрд руб., т.е. половину от ее объема. При этом «Сбербанк» и банк «Санкт-Петербург» уже обратились в Минфин за увеличением своих лимитов. В настоящее время правительством обсуждается возможность расширения лимита программы до 700 млрд руб.
По прогнозу Минэкономразвития России, опубликованному в мае 2015 г., объемы производства строительных материалов в 2015 г. будут снижаться, в том числе из-за ожидаемого уменьшения объемов работ по виду деятельности «Строительство», а также ограничения финансирования строительных работ в целом. Среднегодовой темп роста индекса производства неметаллических минеральных продуктов в период 2015-2018 гг. может варьироваться от -2,8% в базовом сценарии до +3% в оптимистичном. При этом выпуск цемента в указанный период вырастет от 3% в базовом варианте до 6% в оптимистичном. Производство конструкций и сборных железобетонных изделий снизится на 4% в базовом сценарии и останется без изменений в оптимистичном. По базовому варианту производство строительного кирпича снизится на 1%, по оптимистичному останется без изменений.
Таким образом, уже есть предпосылки восстановления строительной отрасли, но заметные изменения прогнозируются не ранее 2016 г.