Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: «ЭТИМ НАДО ПЕРЕБОЛЕТЬ…»

Принятие проекта Федерального Закона «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ» (№ 435294-4 ФЗ), предусматривающего механизмы саморегулирования в сфере капитального строительства и создание предпосылок для формирования современного и цивилизационного рынка строительных услуг, запланировано до конца текущего года. Одним из нововведений Закона станет замена лицензирования строительной деятельности обязательным членством строительных компаний в профессиональных ассоциациях, на которые ляжет обязанность контролировать деятельность своих членов. Введение саморегулирования в строительстве вызывает множество споров в среде специалистов строительной отрасли, представителей различных уровней власти и общественных организаций. Чем вызвана необходимость принятия закона о саморегулируемых организациях (СРО) и каковы перспективы этого закона? За комментариями мы обратились к Исполнительному директору Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Юрию Николаевичу Чумерину.

- Каковы «минусы» государственного регулирования строительной отрасли?

- У системы госрегулирования немало «плюсов». Однако практика последних лет показала, что в некоторых случаях система оказывается неэффективной и избыточной. Основной «минус» госрегулирования - то, что оно не предусматривает механизмов ответственности участников рынка. Так, после получения государственной лицензии строительная организация не несет никакой ответственности за возможные проблемы и промахи в своей работе. По формальному признаку лицензию могут получить все, каково же реальное состояние фирмы - неизвестно. Отсутствие должного контроля над строительной отраслью, в частности, привело к появлению строительных пирамид. Нередки стали случаи, когда от имени известных брендов строительство ведется подрядными организациями с уставным капиталом в 10000 рублей.

- Как вы оцениваете, готова ли строительная отрасль к развитию в соответствии с принципами саморегулирования?

- В настоящее время в строительной отрасли необходимые показатели для полного перехода к саморегулированию еще не достигнуты. В этой связи резкая отмена норм государственного регулирования может вызвать общественное неприятие. На сегодня существует два варианта дальнейшего развития: постепенный переход от лицензирования к саморегулированию и - второй вариант - наряду с обязательным членством в СРО для ряда организаций, занимающихся ответственными работами (например, строительством публичных зданий, высотных жилых строений и т.д.), будет оставлено лицензирование.

В любом случае принципиальным моментом должна стать последовательность становления института саморегулирования в строительном комплексе. Сегодня за основу принята модель совместного государственного и общественно-профессионального регулирования. Именно такое сочетание даст возможность отслеживать на начальном этапе последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию. Государство не отдаляется от процесса, контролируя основные его этапы.

- Каковы основные принципы саморегулирования строительной отрасли?

- Управление и контроль строительным комплексом будут осуществляться через Национальную саморегулируемую организацию, которая будет объединять большую часть общественных организаций строительной отрасли. В проекте закона о саморегулировании в ее задачи будут входить сотрудничество с государственными органами. Условием допуска на рынок услуг в сфере строительства станет обязательное членство в саморегулируемой организации. Организация будет определять общие критерии, которым должен соответствовать участник строительной деятельности. При этом наиболее важные из этих критериев будут закреплены непосредственно в Градостроительном кодексе РФ. Остальные требования будут устанавливаться и контролироваться каждой конкретной организацией и считаться обязательными для выполнения всеми ее членами. Среди условий членства в организации могут быть  прозрачность бухгалтерии, безупречность финансовой истории. Само членство в СРО будет говорить о надежности фирмы. Сейчас же такая ситуация, что лицензию может получить любая фирма-однодневка: без штата сотрудников, без производственной базы и оборудования, без нормативной документации (при лицензировании наличие этих составляющих проверяется формально). А строительное сообщество, каждый член которого знает другого, обмануть невозможно. Если строительное сообщество аккредитует какую-либо фирму на строительные или проектные работы, то все его члены несут коллективную ответственность. Предусматривается также создание совместного компенсационного фонда. Если при лицензировании не уделяется особого внимания нормативным документам, в соответствии с которыми работает фирма, то в случае саморегулирования эта сфера будет строго контролироваться. СРО будет проверять, по каким нормативным документам работает компания. Это важно, поскольку присутствие в организации недобросовестной фирмы в конечном итоге ударит по имиджу и карману каждого из членов СРО. Соответственно, выход из саморегулирующейся организации будет означать лишение права заниматься данным видом деятельности.

- Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области неоднократно вносил свои замечания в разрабатываемый законопроект. Что это были за предложения?

- Среди наших предложений - ввести саморегулирование не только для проектных, изыскательских и строительно-монтажных организаций, но также и для производителей строительных материалов. Мы выступили с предложением сделать страхование обязательным для всех компаний, входящих в некоммерческую организацию. В противном случае пришлось бы собирать огромный компенсационный фонд. Что касается фонда, то предполагается, что выплаты из него будут производиться в случае недостатка средств. Организация, которой дали аккредитацию, должна будет сама застраховать строительно-монтажные риски и риски от невыполнения контрактов и договоров.

- Какие проблемы могут возникнуть с принятием закона?

- В настоящее время необходимость перехода к саморегулированию воспринимается строительными и общественными организациями достаточно адекватно. Идея самоорганизации в строительстве находит активную поддержку со стороны губернатора Свердловской области, Министерства строительства и ЖКХ, а также со стороны руководства Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области. Строители в большинстве своем понимают, что принятие изменений в Градостроительный кодекс РФ должно резко повысить управляемость строительным комплексом и эффективность его деятельности. Однако они ясно осознают и то, что на их плечи ляжет большая доля затрат: обязательное страхование, взносы в компенсационный фонд. Кроме того, не совсем ясен механизм оплаты. На сегодня организации строительной сферы должны свыкнуться с необходимостью введения саморегулирования, должны «переболеть» этим. Еще одна проблема, которая может возникнуть с введением СРО, - это неадекватность данной модели для малых городов. Слабые отраслевые союзы небольших муниципальных образований могут не справиться с возложенной на них миссией, что приведет к снижению качества и безопасности строительства. Кроме того, настораживает, что в законопроекте ничего не говорится о правах организаций. Если он будет принят в этом виде, то организации, подобные нашей, приобретут дополнительные обязанности, не получив при этом прав. Между тем, хотелось бы, чтобы саморегулируемые организации как профессиональные объединения стали полноправным партнером государственных органов при обсуждении и решении проблем строительного комплекса.

Беседу провела Россияна Архангельская

Мероприятия