Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

О саморегулировании

24 сентября 2008 г.

Уважаемые руководители!


            В Правительстве России в течение нескольких лет велись дискуссии о необходимости замены лицензирования на принцип саморегулирования, главной целью которого будет уменьшение давления на бизнес. Обещано комитетам по строительству Государственной Думы РФ, что не включенные отрасли комплекса – архитекторы, заказчики, девелоперы, и самое главное, строительная индустрия, будут в течение года внесены в раздел «Саморегулирование» Градостроительного Кодекса. Было много сторонников этой идеи, но было много и противников. Наконец-то все дебаты закончены - выпущены два федеральных Закона №315-ФЗ и №148-ФЗ, которые поставили в этом споре окончательную точку. Нравится кому-то этот процесс или не нравится, но выполнять закон должны все строители.


I. Основные требования к переходу на Саморегулирование в области строительства.

1. СРО объединяет не менее 100 юридических лиц.
2. Компенсационный фонд: 1 млн. руб. на одного члена СРО или 300 тыс. руб.      при наличии в СРО правил по страхованию гражданской ответственности.
3. Полномочия региональной СРО – выдача «Свидетельство о допуске к опасным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность строительства. Перечень опасных видов будет утвержден правительством РФ в октябре, ноябре 2008г.»
4. Наличие принятых в СРО документов:
- правила выдачи «Свидетельства о допуске к опасным видам работ»;
- правила контроля в саморегулируемых организациях;
- правила мер ответственности и наказаний при нарушении стандартов СРО;
- правила саморегулирования.
5. Наличие формированного Компенсационного фонда;
          
6. Наличие широкого сайта в сети Интернет;
7. Наличие реестра членов СРО.
8. Наличие состава третейского суда.
9. Постоянно действующий коллегиальный орган управления (Президиум) для приема в члены СРО, оформления документов для общего собрания.
        - Руководитель Органа (Президиума) избирается на один срок, не более 2 лет, из членов данной СРО.
10. Исполнительная дирекция – для текущей деятельности СРО.
11. Переходный период:
        - с 1.01.2009г. новые лицензии не выдаются;
        - с 1.01.2010г. строительная деятельность только в рамках Саморегулирования;
 - в 2009г. строительная деятельность или в рамках ранее выданных лицензий,    или в рамках СРО;
        - с 1.01.2011г. все члены СРО работают при обязательном страховании ответственности;
        - в октябре 2008г. Правительство РФ издает Перечень опасных видов работ,      выполнение которых обязывает быть членом СРО. Общее собрание СРО определяет, на какие виды работ данное СРО будет выдавать Свидетельство о допуске к опасным видам работ;
        - в октябре 2008г. Правительство РФ издает требования (минимальные) к выдаче «Свидетельства о допуске» (квалификация, образование, переподготовка, стаж работы, численность, наличие имущества, результаты работы на строительном рынке и т.д.).

12. Правила саморегулирования включают:
       - наличие в Договорах подряда условий по защите интересов Заказчика;
       - требования к Подрядчику по предупреждению конфликтов с Заказчиком;
       - требования о страховании гражданской ответственности для опасных видов работ;
       -  требования о страховании гражданской ответственности для неопасных видов работ (строительные риски, страхование от несчастных случаев и болезни и т.д.);
       - наличие Стандартов качества, Сертификатов соответствия, системы управления качеством;
       - требования к рекламе для опасных видов работ.
 
13.  Выход из СРО:
      - ликвидация СРО;
      - добровольный выход или исключение за несоблюдение Технических Регламентов, правил СРО, или стандартов качества СРО;
      - неоплата Компенсационного фонда в срок при его формировании или пополнении.

14. Свидетельство о допуске к опасным видам работ:
      - нельзя выполнять опасный вид работ без Свидетельства;
      - свидетельство о допуске может быть только от одной СРО;
         - общее собрание определяет из общего перечня опасных видов работ конкретный вид для данной СРО и несет материальную ответственность;
      - члены СРО получают Свидетельство о допуске в течение 1 месяца;
      - форма Свидетельства о допуске выдается Федеральным органом надзора за СРО;
           - действует на всей территории РФ и выдается бессрочно на один или несколько видов опасных работ.

15. Общее собрание:
       - утверждает Устав;
       - тайно избирает членов Президиума;
       - определяет вступительный и годовой взносы;
       - формирует и размещает Компенсационный фонд;
       - утверждает Правила и Стандарты (Технические) качества;
       - исключает членов СРО и ликвидирует Свидетельства;
       - утверждает единоличного исполнительного директора.

16. Компенсационный фонд:
        - ответственность (материальная) не выше пределов фонда;
        - нельзя освобождать от платежа в фонд;
        - выплата только по решению суда о субсидиарной ответственности;
        - при выплатах фонд вновь пополняется членами СРО в течение 2 месяцев;
        - ведет фонд только управляющая компания;
       - несут субсидиарную ответственность РФ и субъект федерации при ущербе,      когда есть положительное заключение ГСН и соответствие проекту, прошедшему  
 экспертизу.

II. Принципы создания СРО при Союзе стройиндустрии Свердловской области.

1.        В Союзе стройиндустрии более 300 предприятий, из которых почти 100 имеют строительно-монтажные лицензии и будут обязаны входить в какую-либо СРО.
           Президиум Союза решил: для этих организаций (и тех, кто еще присоединится к ним) создать собственную СРО, т.к. Союз стройиндустрии наиболее подготовлен
к работе в рамках Саморегулирования. Кроме того, Саморегулирование органически дополнит и систематизирует всю деятельность самого Союза стройиндустрии.

2.     Саморегулирование – подразумевает под собой техническое регулирование, иначе СРО станет крайне уязвимой для вступления некачественных членов, возрастет число выполнения некачественных работ. Как результат, вероятность нанесения Заказчику ущерба резко возрастает, выплаты из Компенсационного фонда будут частыми, что проведет к постоянному его пополнению, и неоправданным затратам для добросовестных Подрядчиков.
          Главное требование для любой СРО – это организовать работу таким образом, чтобы выплаты из Компенсационного фонда стали бы практически невозможными или минимальными.  Такая СРО будет существовать долго, будет приносить пользу своим членам и станет комфортной для них, поможет своим авторитетом при проведении конкурсов на выполнение строительно-монтажных работ. 
          Вполне реальной выглядит возможность возникновения грязного бизнеса по юридическому сопровождению Заказчика с целью получения любым способом средств от подрядчика и из Компенсационного фонда. «Черные юристы» существуют в жилищном строительстве, поэтому можно с полной уверенностью сказать, что они возникнут и при создании СРО.


3.       Идеология деятельности СРО Союза стройиндустрии:

          Выбрать из Перечня опасных видов работ не все, а только те, к которым члены Союза стройиндустрии уже готовы и имеют необходимые Стандарты и ТСНы.

          Союз в течение трех лет разрабатывал и разрабатывает Технические нормативы на те виды работ, где СНиПЫ или отсутствуют полностью, или устарели значительно (кровли, окна, фасады, металлоконструкции, защита металлов и бетона, молниезащита, сети, благоустройство, автоматика, светопрозрачные конструкции и другие виды). Часть этих нормативов уже выполнена, утверждена Правительством области и одобрена Федеральными органами (Межотраслевой Совет по техрегулированию в строительстве России, членом которого является Союз стройиндустрии) 
          Другая часть дорабатывается, но все они, согласно Федеральным Законам №184-ФЗ, №315-ФЗ и №148-ФЗ, становятся абсолютно легитимными юридическими нормативами, которые обязан применять суд при рассмотрении дел об ущербе и качестве работ. Ни один Союз страны, ни в одном регионе этого не имеет и ожидает таких Стандартов от Федеральных органов. Но уверенно можно сказать, что создание Технических Регламентов, Национальных стандартов, Сводов правил и Стандартов СРО затягивается на годы. При их создании мы можем в дальнейшем свободно скорректировать                         Стандарты нашей СРО.

          В практической деятельности СРО Стандарты Технического качества крайне необходимы для следующих целей:

          А) Не пропустить в СРО организации, не отвечающие требованиям Стандартов качества.
          Б)  С помощью органов власти региона и МО при отсутствии федеральных технических нормативов принять их за основу при проведении конкурсов на виды работ (строймонтаж, ЖКХ и т.д.), при проведении экспертизы проектов и при проверке качества работ органами Госстройнадзора (об этом уже достигнуто Соглашение, проводится обучение специалистов и начат совместно контроль качества).
          В)  Создание СРО должно быть не по принципу «все, кто имеет различные лицензии – объединяйтесь в одну большую СРО», а по узко отраслевому принципу.

          Практически если мы имеем Стандарт качества по окнам, то и наиболее качественные организации, участвовавшие в создании этого довольно жесткого норматива, хорошо знающие весь широкий спектр фирм в этом секторе строительного рынка пропустят в свой Департамент окон СРО только тех, кто реально соответствует уровню Стандарта окон. Пусть таких наберется не более 20-30, но это будут компании и соратники, которые способны методом внесения корректив в Стандарт качества в более жесткую сторону, сделать качество на рынке окон региона доступным не бракоделам, которые выходят на подряд только благодаря низкой цене и которые не тратятся на современное оборудование, а тем, кто выпускает реально конкурентную продукцию европейского уровня.

          Департаменты по видам продукции уже отстаивают высокое качество продукции в конкурсных комиссиях, обучают специалистов надзорных органов и ведут широкую разъяснительную работу в Муниципальных Образованиях и в Службах Заказчиков.
          Г) Стандарты качества помогают реально юристам отстаивать в судах интересы  производителей и строителей, т.к. согласно Закона «О Техрегулировании» других нормативных документов пока нет, а СНиПЫ устарели или носят рекомендательных характер.
          Д) Стандарты имеют в своем составе требования к проектировщикам, изготовителям и монтажникам, что означает отсутствии разницы в подходах к процессу у всех участников строительного процесса.

          Примечание: Госдумой РФ планируются новые дополнения в градостроительный кодекс, предусматривающие создание СРО для определенной части производителей материалов и конструкций. 
          Стандарты качества СРО могут автоматически распространяться и на них. К тому же, основными инициаторами и исполнителями при создании Стандартов являются именно производители.
          Е) Стандарты качества способствуют сорганизовываться в рамках СРО для выполнения работ по крупным объектам вокруг Генподрядчика.
          Генподрядчик в конкурсе на объект имеет несомненное преимущество, если его поддерживает СРО с ее Компенсационным фондом, серией Стандартов качества и сформировавшимися исполнителями по каждому виду работ в рамках Департаментов по видам работ СРО.
          Ж) Стандарты способны повысить рубеж конкурентоспособности, для стимулирования необходимости технического перевооружения.

          3.2. Союз при создании своего СРО сформировал Экспертный Совет из     нескольких  комиссий для:
          А) Оценочная комиссия из оценочных фирм в составе Союза стройиндустрии. Которые обладают высочайшей квалификацией и допусками, способны реально оценивать минимально возможный ущерб, для снижения риска его возмещения из Компенсационного фонда.
          Б) Юридическая комиссия - для решения юридических проблем в деятельности СРО с Заказчиками, судебными и надзорными органами.
          В) Страховая комиссия (из членов Союза стройиндустрии) – для разработки и совершенствования схем страхования гражданской ответственности для снижения риска использования Компенсационного фонда для возмещения возможных ущербов.
          Г) Технические комиссии по видам деятельности (15-20 комиссий) – для разбирательства с некачественными участниками строительного рынка совместно с Госстройнадзором, а  также для отстаивания интересов членов СРО в разбирательствах в комиссиях, судах (совместно с юридической комиссией), с Заказчиками и другими службами.
         Экспертный Совет способствует Департаментам СРО по видам деятельности развитию Стандартов качества для соответствия будущим Национальным Стандартам и другим требованиям Федеральных властей в вопросах технического регулирования.

          3.3. Союз до регистрации своей СРО уже создал не просто узкий (как требуется по закону) информационный сайт в Интернете, а самый широкий в строительном комплексе России Интернет - портал www.UralStroyINFO.ru с достижением в 2009 году уровня 5 тыс. визитов в день для:
          А) Отражение всей, максимально полной, информации о членах СРО (выпускаемая продукция, цены, размеры и характеристики, технические нормы и Стандарты, новые технологии и т.д.)
           Б) Рекламное продвижение на рынок строительных услуг не просто членов СРО, а его составных частей (Департаментов) по каждому виду (окна, кровли, фасады и прочее).
            В) Размещения Технических Каталогов производимых товаров и услуг для проектировщиков, подрядчиков, заказчиков, инвесторов.

           3.5. Союз до создания своего СРО уже создал свой Третейский суд.

           4.   Итоги.
         Союз стройиндустрии творчески подходит к задачам необходимости создания СРО.
        Данная СРО должна органически вписаться (хотя она является юридически  самостоятельной организацией) в деятельность огромного коллектива Сроюза стройиндустрии. Когда настанет очередь создавать СРО по стройматериалам, ниша для его эфективного функционирования и с создаваемой СРО, и с самим Союзом уже подготовлена.

          Главные требования к СРО в области строительства  Союза стройиндустрии:
      -Не быть огромной и громоздкой, т.к. эффективность и удобство для ее членов в таких условиях создать невозможно.
      -Определить для СРО только те виды опасных работ, к которым Союз ранее уже создал предпосылки (не более 20-25).
      -Внутри каждого Департамента по виду работ количество членов должно быть оптимальным для выполнения тех задач, которые определены выше.
      -Наладить взаимодействие СРО с органами надзора, экспертизы проектов, Экспертного Совета с администрациями городов и регионов и т.д.
      -Содействовать генподрядным организациям СРО по участию в конкурсах и аукционах.
      -До начала октября передать документы на регистрацию некоммерческого партнерства СРО, а до конца 2008 года скомплектовать необходимые комиссии и комитеты:
      - Доработать на утверждение Стандарты и Правила, максимально подготовиться к внесению в Федеральный реестр Саморегулируемой организации.
      -Рассчитать оптимальный срок начала работы СРО в 2009 году: срок окончания действующих строительно-монтажных лицензий.

         Союз стройиндустрии заверяет Вас-членов Союза стройиндустрии, а также потенциальных участников СРО нашего Союза, что мы сделаем все возможное, чтобы помочь Вашему нелегкому строительному бизнесу работать в условиях Саморегулирования, чтобы это нововведение по замене лицензирования, не только не создало Вам дополнительных трудностей, но и помогло в дальнейшей работе и в развитии.


С уважением,

Президент
Лощенко А.Л.





Мероприятия