Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Система технического регулирования в строительстве разрабатывается в связи с необходимостью адаптации нормативного обеспечения строительства и эксплуатации зданий и сооружений к условиям, сложившимся в результате введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» и реорганизации системы управления строительным комплексом в соответствии с административной реформой.

Исходные позиции

1. Многие положения Федерального закона «О техническом регулировании» (ФЗ №184 от 27 декабря 2002 г.) разработаны без учета специфики строительной продукции (зданий, сооружений и прилегающих территорий) и процессов ее создания, вследствие чего общий технический регламент в области строительства не разрабатывается. Технические регламенты, включенные в Программу Правительства на 2006-2007 гг., определены вне системы технического нормирования в строительстве, не взаимосвязаны и не решают вопросы обеспечения безопасности в строительстве.

В то же время, действующие нормативные документы, строительные нормы и правила во многом перестали удовлетворять потребностям в нормативном обеспечении безопасности возводимых зданий и сооружений. Большая часть этих документов в течение последних трех лет была «заморожена», а 14 СНиПов, утвержденных Госстроем России накануне ввода в действие ФЗ «О техническом регулировании», на основании отказа в регистрации объявлены Минюстом документами, не несущими правовые последствия. На местах возникает конфликт между органами экспертизы и госстройнадзора по поводу подтверждения соответствия требованиям старых (отмененных Госстроем России) или новых (утвержденных Госстроем России, но не зарегистрированных Минюстом) СНиПов, в том числе обеспечивающих требования по безопасности жилищного строительства.

Строительство ряда строительных объектов, в т.ч. высотных зданий, зрелищных и спортивных сооружений и др. с использованием новых технологий, материалов и конструкций ведется в отсутствие технических нормативных документов федерального уровня, по территориальным строительным нормам, которые в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» являются нелегитимными.

2. Централизованное управление и координация технического регулирования в строительстве, которое является межотраслевым сектором экономики страны, ликвидировано, вследствие чего практически ликвидирована и инфраструктура, обеспечивавшая функционирование системы нормативных документов в строительстве. В результате этого, в Министерстве регионального развития РФ принимаются решения об отмене Постановлений Госстроя России о вводе в действие нормативных документов в строительстве или сфере действия этих документов (например, Приказы Минрегионразвития от 9 июня 2006 г. №70 «Об отмене Постановления Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике «О теплозащите строящихся зданий и строений» и от 30 мая 2006 г. №64 «Об отмене Постановления Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике «О введении в действие Межгосударственного стандарта «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия») без заключения специализированных институтов, органов экспертизы или Ростехнадзора. Подобные приказы могут нанести непоправимый урон как в сфере безопасности жизни и здоровья граждан и имущества, так и в сфере экономики строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Кроме того, они противоречат технической политике, проводимой государством, в частности в сфере энергосбережения.

Возникают проблемы, связанные с обращениями юридических и физических лиц, судебных инстанций по вопросам применения действующих нормативных документов. Не получив ответа от органов исполнительной власти, они обращаются в профессиональные общественные объединения или ТК 465 «Строительство». Однако они пока не имеют официальных полномочий на такого рода деятельность.

3. В условиях растущих объемов строительства, реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в оставшиеся три года переходного периода необходимо реформировать систему технического регулирования в строительстве без разрушения существующей системы, путем системного приведения ее в соответствие с новыми условиями с минимальными финансовыми и временными затратами. При этом следует учитывать международный и европейский опыт реформирования аналогичных систем и сохранить лучшее, что есть в российской системе.

Общие положения

Система технического регулирования в области строительства должна включать:

  • совокупность правовых, нормативных правовых актов и технических нормативных документов, регулирующих взаимоотношения участников процессов строительства и эксплуатации поселений, зданий, сооружений и их комплексов;
  • систему органов надзора, осуществляющих экспертизу проектной документации, надзор в процессе строительства, оценку и подтверждение соответствия законченных строительством объектов и надзор в процессе их эксплуатации;
  • органы исполнительной власти различных уровней и саморегулируемые организации, определяющие техническую политику в области строительства, организующие разработку нормативно - правовых и технических нормативных документов в области строительства и утверждающие (согласовывающие) эти документы;
  • инфраструктуру, включающую уполномоченные организации, аккредитованные испытательные лаборатории, издательскую и информационную базу.

Нормативно-правовая основа системы технического регулирования в строительстве:

  • законы Российской Федерации (в том числе Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О техническом регулировании» и др.);
  • общий технический регламент «О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий»*;
  • строительные нормы и правила (в том числе территориальные), содержащие обязательные технические требования к объектам нормирования, а также положения для добровольного применения (положения, не относящиеся к достижению целей принятия технических регламентов, установленных в Федеральном законе «О техническом регулировании»);
  • своды правил - документы добровольного применения, содержащие технические решения и обеспечивающие выполнение обязательных требований, предъявляемых к зданиям, сооружениям и прилегающим территориям при их проектировании, возведении и эксплуатации;
  • национальные стандарты, документы для добровольного применения, устанавливающие требования к строительным материалам и изделиям.

Строительные нормы и правила (СНиПы), своды правил по проектированию, строительству и эксплуатации, территориальные строительные нормы и национальные стандарты рассматриваются как доказательная база соответствия объектов предъявляемым к ним обязательным требованиям.

Сохранение в системе технического регулирования в строительстве СНиПов необходимо в силу особенностей строительной продукции - зданий и сооружений как объекта технического регулирования.

Здания и сооружения не являются промышленной, серийно выпускаемой продукцией. Будучи возведенными, на конкретном участке земли, они становятся единичной, подчас уникальной продукцией, к которой не применимы предусмотренные ФЗ-184 «О техническом регулировании» процедуры постановки на производство, изготовление опытных образцов, испытания на стадии завершения строительства и т.д.

СНиПы - технические нормативные документы, имеющие межотраслевой характер. Они содержат перекрестные ссылки на различные нормативные документы, коррелируются друг с другом и являются основой для проектирования строительных объектов различного назначения. СНиПы разработаны таким образом, чтобы при проектировании были учтены требования по всем видам безопасности. Именно поэтому они должны носить обязательный характер. Кроме того, СНиПы содержат требования, необходимые для обеспечения эксплуатационной пригодности строительных объектов в течение всего срока эксплуатации, который может достигать 100 и более лет.

Технические регламенты, разработанные для серийно выпускаемой продукции, не могут, и не должны содержать конкретные требования по безопасности на каждый строительный объект. Кроме того, изложение технических норм в регламентах-законах заведомо закладывает на будущее длительный процесс внесения любых изменений, связанных с развитием научно-технического прогресса, а значит - постоянное отставание нормативной технической базы и снижения конкурентоспособности в строительстве.

Система надзора

Соответствие строительных объектов требованиям технических регламентов закладывается на стадии проектирования. Органы государственной экспертизы проектной документации для строительства оценивают в процессе экспертизы соответствие проектной документации требованиям строительных норм и правил и на основании этой оценки подтверждают соответствие проектной документации требованиям технических регламентов.

Требования проектной документации являются обязательными для исполнения подрядными строительными организациями. Государственный строительный надзор осуществляет контроль соответствия этим требованиям непосредственно в процессе строительства и по его окончании. На основании этой оценки подтверждается или не подтверждается соответствие объекта требованиям технических регламентов.

На стадии эксплуатации объекта органы государственной жилищной инспекции и другие органы надзора осуществляют контроль соответствия параметров конструкций и оборудования объекта требованиям проектной документации, установленным для этой стадии (раздел проекта «Эксплуатационная документация»).

Таким образом, надзор за соответствием строительных объектов требованиям технических регламентов путем контроля соответствия строительных объектов проектной документации осуществляется на всех стадиях жизненного цикла строительной продукции, а не только на стадии обращения, как предусмотрено для промышленной продукции Федеральным законом «О техническом регулировании».

Система органов экспертизы и надзора должна строиться по принципу, в соответствии с которым методическое руководство и надзор за особо ответственными объектами закрепляется за органами, находящимися непосредственно в ведении Правительства Российской Федерации, а за остальными объектами - за региональными органами государственной экспертизы и надзора. Необходимо отметить, что экспертиза проектной документации и надзор за строительством в настоящее время организованы, а надзор за эксплуатацией объектов практически не организован и не имеет достаточной нормативной базы.

Органы исполнительной власти

В настоящее время функции в области технического регулирования в строительстве распределены между Минпромэнерго России, Минрегионразвития России, и частично - Росстроем. При этом Минрегионразвития наделен правом нормотворчества, но не располагает квалифицированными кадрами в области нормирования и стандартизации, не взаимодействует со специализированными организациями, работающими в этом направлении. Можно было бы возложить координацию разработки нормативных документов в строительстве и ведение фонда нормативных документов на саморегулируемую организацию, но пока не принят соответствующий закон. Тем не менее, в строительстве существуют авторитетные профессиональные объединения, которые по поручению Правительства могли бы взять на себя эту функцию.

К подготовке нормативных документов целесообразно привлечь Технический комитет по стандартизации, ТК 465 «Строительство» и Межотраслевой совет по техническому регулированию в строительстве при Комитете по техническому регулированию РСПП. В их состав входит большинство специалистов по стандартизации и техническому нормированию в строительстве, работающих в различных организациях, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией строительных объектов многих отраслей, а также строительной наукой.

Инфраструктура

В результате произошедших структурных преобразований в управлении строительным комплексом и в системе технического регулирования ликвидировано большинство подразделений по стандартизации и техническому нормированию в научно-иссследовательских и других организациях. Часть из немногих продолжающих работать специалистов сосредоточены в ОАО «ЦНС» и ФГУ «ФЦС», остальные в основном вынуждены заниматься другой деятельностью.

Необходимо создать условия для привлечения к работам по стандартизации и нормированию широкого круга специалистов, в том числе молодых. Целесообразно ввести в строительных ВУЗах специальность «Стандартизация и нормирование в строительстве».

В случае принятия настоящих предложений есть возможность использовать существующие издательские и информационных ресурсы, необходимые для обеспечения потребностей системы технического регулирования в строительстве.

Неотложные меры

Для реформирования системы технического регулирования в области строительства в соответствии с целями, указанными в Федеральном законе «О техническом регулировании» (далее - Закон), необходимо:

1)Внести в Федеральный Закон изменения, которые учитывают специфику строительной продукции - зданий и сооружений, в частности:

а)изменить в Законе наименование общего технического регламента по строительству, приняв его в следующей редакции: «О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий»;

б)предусмотреть в Законе необходимость использования в строительстве строительных норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации или по его поручению Федеральным органом исполнительной власти;

в)предусмотреть в Законе возможность актуализации действующих нормативных документов в течение переходного периода без изменения их статуса, обязательных для применения и исполнения в части, касающейся безопасности продукции и процессов;

г)отразить в Законе особенности подтверждения соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений на всех стадиях их жизненного цикла, включая инженерные изыскания, проектирование и возведение, эксплуатацию и утилизацию.

2)Утвердить решением Правительства Российской Федерации основные положения системы нормативных документов в области строительства.

3)Определить орган исполнительной власти, непосредственно подчиненный Правительству Российской Федерации, ответственный за реализацию системы технического регулирования в области строительства и имеющий соответствующие ресурсы.

 

Материал предоставлен исполнительным директором Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области, Заслуженным строителем России, членом Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительстве России при РСПП Чумериным Ю.Н.


* - Необходимость разработки специальных технических регламентов в области строительства должна быть определена после принятия общего технического регламента.
Мероприятия