Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Содействовать реализации основных задач строительной отрасли.

Содействовать реализации основных задач строительной отрасли

Сегодня строительная отрасль Свердловской области сталкивается со множеством проблем: производительность ее является одной из самых низких, имидж отрасли невысок, и она по-прежнему относится к категории низкооплачиваемых. Велики проблемы с кадрами для строительства — постоянно испытывается нехватка специалистов и квалифицированных рабочих.

Проблемы строительной отрасли приводят к торможению ее развития и отрицательно влияют на экономику в целом, поэтому остро стоит задача укрепления и консолидации профессионального строительного сообщества.

Управление Госстройнадзора понимает свою задачу не только в исполнении исключительно надзорных функций, но и в содействии реализации основных целей, стоящих перед строительным сообществом Свердловской области. Это особенно важно в преддверии подготовки к саммиту ШОС.

В этой связи Управлением Госстройнадзора 30 июля была организована Первая практическая конференция «Строительный комплекс Свердловской области: реальность и перспективы развития». Организационную и методическую поддержку в проведении конференции оказал учебный центр «Потенциал», который стал надежным партнером в проведении такого масштабного мероприятия, в котором приняли участие около шестисот ведущих специалистов строительного комплекса, руководителей муниципальных образований, приглашенных экспертов, СМИ

г. Екатеринбурга. С докладами на конференции выступили А. М. Сидякин, Г. В. Мазаев, Д. М. Аксельрод, В. В. Плишкин, А. И. Лукач, А. Н. Гавриловский, В. П. Брозовский и другие руководители.

Участники конференции отметили актуальность вопросов консолидации строительного сообщества и целесообразность проведения таких конференций в дальнейшем. Почти 90% ее участников выразили благодарность за проведение данного мероприятия и готовность участвовать в последующих форумах и конференциях.

Очередная конференция намечена на 30 января 2009 года. На ней будут подведены итоги работы строителей в 2008 году и озвучены планы на 2009 год. Идет формирование оргкомитета по подготовке к конференции. В его состав войдут ведущие специалисты и руководители отрасли. Идея создания оргкомитета и проведения очередной конференции поддержана руководителем администрации губернатора Свердловской области А.Ю. Левиным. Рассматривается вопрос о включении данной конференции в план работы администрации.

До конца текущего года Управление Госстройнадзора запланировало провести следующие семинары и конференции:

10 октября в г. Ирбите и 22 октября в г. Березовском на тему: «Выполнение норм градостроительного законодательства»;

30 октября в г. Екатеринбурге — «Строительство автомобильных дорог: требования Управления Госстройнадзора».

6 ноября в г. Каменске-Уральском — «Выполнение норм градостроительного законодательства на территории Южного округа».

28 ноября в г. Екатеринбурге — «Основные требования Управления Госстройнадзора к сдаче объектов в эксплуатацию».

9 декабря — «Выполнение норм градостроительного законодательства на территории Северного округа».

Резолюция

участников практической конференции «Строительный комплекс Свердловской области: реальность и перспективы развития. Как добиться эффективного взаимодействия»

Строительный комплекс Свердловской области — это социально значимая отрасль, от состояния которой зависят уровень жизни и благополучие жителей региона. Качественно новый уровень строительного бизнеса возможен только при формировании соответствующей социально-экономической политики, при тесном взаимодействии власти, бизнеса и общественных профессиональных объединений, при создании надлежащей нормативной и правовой базы.

Частный бизнес решает задачи повышения конкурентоспособности посредством своей собственной инициативы, а задача государства заключается в том, чтобы влиять на факторы такого повышения, регулировать условия и направлять развитие в русло национальных интересов.

1. Профессиональные объединения.

Саморегулирование

Строительное сообщество сегодня не обладает необходимыми ресурсами для самостоятельного управления отраслью, для решения как региональных, так и общенациональных задач в сфере строительства. В основном это связано с отсутствием финансирования, когда профессиональные объединения работают практически на общественных началах. Отсутствуют специализированные комитеты, сертификационные органы, страховые и компенсационные фонды, стандарты и система взаимодействия. А чтобы всем этим заниматься, нужны квалифицированные кадры, которых нет.

В России до сих пор не производится строительная техника, оборудование для производства строительных материалов, не разрабатываются технологии, соответствующие международным стандартам. Отсутствуют оснащенные современным диагностическим оборудованием лаборатории.

Пути решения проблем строительных организаций:

— консолидация строительного сообщества через профессиональные объединения по секторам деятельности. Во всем мире существенную, а подчас и главную роль в формировании, поддержании и реформировании отраслей экономики, в частности — строительной отрасли, играют профессиональные объединения. Они берут на себя солидарную ответственность за деятельность своих членов и активно участвуют во всех этапах функционирования отрасли — от разработки и обсуждения законодательных и нормативных актов до принятия конкретных форм и механизмов представительства отрасли в структурах власти и государственного управления;

— развитие отраслевого саморегулирования в Уральском федеральном округе;

— разработка и закрепление на федеральном уровне единых требований к строительным организациям;

— регулирование заработной платы в секторах строительной отрасли необходимо последовательно выводить из-под опеки государства. Отраслевые (тарифные) соглашения должны стать единственным документом, регулирующим вопросы заработной платы во внебюджетных организациях.

2. Обучение, подготовка кадров

Сложная ситуация складывается с подготовкой рабочих и специалистов среднего звена для строительства и в области промышленного сервиса зданий и сооружений, с формированием кадрового потенциала.

Социально-экономические особенности современного этапа развития строительной отрасли объективно требуют качественного совершенствования системы профессионального образования.

Главное требование в сложившейся ситуации — изменить акценты в существующих программах обучения и ориентировать их на качественно новую модель специалиста, усваивающего материал не только на уровне знаний, а в большей степени на уровне навыков и умений. Таким образом, в подготовке специалистов среднего звена особое внимание необходимо уделять практической стороне.

Работодателю и будущему специалисту нужна ясность, под какие должностные позиции готовят работников образовательные учреждения НПО и СПО. Сегодня крупный и даже средний бизнес вкладывает средства в профессиональное обучение не только необходимых ему работников, но и для рынка труда. Вместе с тем государство должно сохранить ответственность за первоначальную профессиональную подготовку рабочих и специалистов и переобучение безработных. При этом государство может использовать созданную компаниями учебную базу на взаимовыгодных условиях.

Предложения:

— разработать предложения для внесения в законодательную базу, способствующие формированию социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями;

— программа подготовки персонала должна соответствовать международным программам и программам Министерства образования Свердловской области;

— становление специалистов строительной отрасли должно происходить в процессе профессиональной деятельности, а начальная фундаментальная и теоретическая подготовка — в вузах, колледжах, образовательных центрах переподготовки специалистов;

— расширить возможности по охвату профессиональным обучением различных возрастных групп населения (обучение взрослых, профессиональная ориентация, профессиональное консультирование, технологическое обучение учащихся общеобразовательных школ).

3. Стандартизация

Отсутствие единых федеральных (национальных) стандартов может создать дискриминационные условия деятельности не только для участников строительного рынка, но и для производителей стройматериалов. Нормативная база в России в настоящее время значительно устарела. Согласно закону «О техническом регулировании» №184-ФЗ, нормы СНиП и ГОСТ должны быть заменены системой технических регламентов и технических инструкций. Однако ни одного технического регламента в области строительства и промышленного сервиса с 2002 г. не было разработано.

Предложения:

— одним из инструментов в решении задач строительного комплекса может быть проведение работ по стандартизации, унификации технических решений, повышению уровня технических требований на оборудование, материалы и технологии, применяемые в строительстве и промышленном сервисе зданий и сооружений;

— необходимо внести предложения по изменению налогового законодательства в части отнесения расходов, связанных с разработкой стандартов, на себестоимость продукции.

4. Инвестиционная политика

Для защиты инвестиционного рынка строительства от недобросовестных зарубежных и отечественных подрядчиков — проводить тендерные торги и сертификацию поставщиков товаров и услуг. Осуществление действий по повышению безопасности, качества и востребованности услуг, изделий и материалов является одним из методов повышения конкурентоспособности.

Предложения:

— разработать нормативные акты, препятствующие проникновению на рынок строительных услуг недобросовестных субъектов строительной деятельности;

— совершенствовать правовое регулирование взаимоотношений заказчика и подрядчика;

— сформировать единые правила проведения тендерных торгов.

5. Лицензирование

Сегодня лицензирование является пока единственным, но недостаточным средством для предотвращения многочисленных нарушений в сфере строительства. Кто выдал лицензию, тот, по логике, должен отвечать за действия тех, кому он ее выдал. Однако регулирование в форме государственного лицензирования не в состоянии обеспечить необходимый уровень ответственности строительных компаний за то, что происходит на рынке. Лицензия перестала защищать рынок от недобросовестных участников.

Между тем отмена лицензирования в строительной деятельности без введения альтернативной системы регулирования и контроля создает условия для проникновения на рынок непрофессионалов, что неминуемо ухудшает качество строительства.

Материал подготовлен ведущим специалистом

отдела информационно-аналитического обеспечения

Управления Госстройнадзора Н. Н. Дятловой

Мероприятия