Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации»

03 июня 2009 г.
 В них приняли участие директор департамента труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области Д.А.Антонов, директор НП «Миграция и интеграция» Е.А.Василюк. С докладом выступил директор ОГУ «СОМЦ» С.В.Крайнов.  

Информация Свердловской области для парламентских слушаний по вопросу «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации»

Уважаемый Александр Порфирьевич!
Уважаемые дамы, господа, коллеги!

      В начале выступления хочется кратко рассказать о миграционных трендах в Свердловской области.
    Свердловская область – пятый по численности населения субъект РФ, в демографическом отношении уступающий только Москве, Московской области, Краснодарскому краю и Санкт-Петербургу. По состоянию на 1 января 2009 г. общая численность населения Свердловской области составляла 4,39 млн. человек.
     Сальдо миграционного баланса в Свердловской области все годы, после открытия области для международных связей, оставалось положительным. Численность иммигрантов, прибывших в область из Украины и стран Центральной Азии, прежде всего, Таджикистана, за 2008 год в общем объеме международной миграции на территории области составила 81,2% (в 2005-2007 гг. этот показатель колебался в диапазоне от 74,8% до 86,4%).
    Доля иммигрантов из стран СНГ в общем количестве иностранных граждан, имевших временную регистрацию в Свердловской области в 2002-2008 гг., имела волновую динамику и колебалась в диапазоне от 76% до 83% (76,5% - 2002 г.; 82,8% - 2003 г.; 77,8% - 2004 г.; 76% - 2005 г.; 81% - 2006 г.; 78,4% - 2008 г.).

     Справочные сведения о привлечении иностранной рабочей силы в Свердловскую область.
    Иностранные граждане трудятся в основном в Екатеринбурге, а также в крупных промышленных центрах области - в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске и др. Если в целом по Свердловской области доля иностранных работников в численности занятых в экономике в 2008 г. составила 5,2% , то в крупных городах этот показатель составил около 10%, а в г. Екатеринбурге превысил 14%.
    По данным УФМС РФ по Свердловской области в 2008 г. в Свердловской области было поставлено на миграционный учет 286688 иностранных граждан, что на 32,8% больше, чем в 2007 году, или в 2,3 раза больше, чем в 2004 году.
    Оформили и получили право на осуществление трудовой деятельности в 2008 году 99819 иностранных граждан и лиц без гражданства, что превысило соответствующий показатель за 2007 год на 5,8%, а показатель 2004 года более чем в 13 раз.
    Всего в 2008 году с учетом разрешений, выданных в 2007 году, на территории Свердловской области легально осуществляли трудовую деятельность 109167  иностранных граждан, что на 15,7% больше количества  иностранцев, работавших в 2007 году, и в 11,2 раза превышает количество иностранцев, работавших в 2004 году.
    В 2008 году на территории Свердловской области работали иностранные граждане из 63 стран мира, в том числе  из 10 стран СНГ, которые являются  главными экспортерами иностранной рабочей силы. Лидирует среди стран СНГ Республика Таджикистан, на нее приходится 44,2% от общего числа привлекаемых работников из ближнего зарубежья (в 2007 г. – 49,6%,в 2006 г. – 53,7%), далее  Узбекистан – 29,2% (в 2007 г. – 25,2%, в 2006 г. - 21,8%),  Кыргызстан – 17,5% (в 2007 г. – 13,7%, в 2006 г. - 11,4%).
    Основными сферами применения  иностранной рабочей силы в 2008 году являлись: строительство – 43,5% (в 2007 г. - 48,5%, в 2006 г. – 35,9%), оптовая и розничная торговля – 21,2% (в 2007 г. - 30,6%, в 2006 г. – 45,6%), обрабатывающие производства – 14% (в 2007 г. - 7% , в 2006 г. – 8.8%), транспорт и связь –7,6% (в 2007 г. - 6%, в 2006 г. – 4,1%).

     Справочные сведения об ОГУ «Свердловский областной миграционный центр» нами даны отдельно, поэтому если кратко .
    В 2004 г. Правительством Свердловской области создано Областное государственное учреждение «Свердловский областной миграционный центр». Уставной задачей является урегулирование миграционных потоков в Свердловской области и организация рабочих мест для иностранных граждан с привлечением работодателей.
    Основными целями ОГУ «Свердловский областной миграционный центр» являются решение социальных задач в сфере привлечения трудовых ресурсов в Свердловскую область, создание соответствующих бытовых условий для иностранных граждан, прибывающих в установленном порядке на территорию Свердловской области для осуществления трудовой деятельности и решения иных вопросов, исходя из правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время Центр работает под кураторством областного Министерства экономики и труда.
    ОГУ «Свердловский областной миграционный центр» проводит значительную работу с иностранными партнерами в странах исхода, с национальными диаспорами в Свердловской области. Является членом: ТПП РФ, Уральской ТПП, Финско-Российской ТПП, МАТМ. Сотрудники Центра еженедельно проводят мониторинг предприятий Свердловской области, принимающих на работу иностранных граждан.

   Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и  регулирования внешней трудовой миграции.
1. На наш взгляд необходимо концептуально обновить содержание Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р. Аналогичную работу провести в субъектах федерации.
2. Необходимо разработать федеральную государственную программу по привлечению трудовых мигрантов, основанную на заключении договоров и соглашений о международном сотрудничестве с государствами – основными поставщиками иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию.
3. Следует рассмотреть возможность присоединения России к некоторым международным актам в сфере трудовой миграции, а также обратить особое внимание на разработку миграционного законодательства в масштабах ШОС, ЕврАзЭс и СНГ.
4. Необходимо дополнить Трудовой Кодекс РФ разделом, посвященным вопросам регулирования трудовых отношений работодателя с иностранными работниками.
5. В действующих в настоящее время Федеральных Законах, Постановлениях Правительства  РФ и иных нормативных актах содержится целый ряд прямых противоречий (коллизий), пробелов регулирования и устаревших норм, ведущих к проблемам правового регулирования в миграционной сфере. Поэтому необходимо провести соответствующий мониторинг законодательства РФ с целью устранения недостатков правового регулирования миграционных процессов.
6. В целях усиления ответственности работодателей за привлекаемых ими трудовых мигрантов следует предусмотреть заключение договоров работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, с уполномоченными структурами, а в качестве обеспечения обязательств по договору предусматривать внесение работодателями залога.
7. С целью снижения количества недобросовестных посредников на рынке оказания услуг по трудоустройству иностранных граждан и, как следствие снижения общего количества нелегально пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность иностранцев, необходимо   принять на федеральном уровне Закон о деятельности частных агентств по поиску и подбору работников из числа иностранных трудящихся- мигрантов и по содействию их найму.
8. Представляется целесообразным откорреспондировать по времени процессы установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы и определения перечня профессий (специальностей), на которые квоты не распространяются.
9. В качестве альтернативы системе квотирования иностранной рабочей силы следует рассмотреть возможность применения оценки качества иностранной рабочей силы - «балльной системы».
10. Считаем принципиально важным принятие решения о делегировании полномочий по квотированию иностранной рабочей силы на региональный уровень. Исходя из приоритета равномерного, эффективного и оптимального социально-экономического развития всей территории России, необходимо закрепить за исполнительными органами власти субъектов РФ задачи по выработке критериев селекции миграционного потока, реализации стратегии обеспечения жильем и занятостью вновь прибывающих мигрантов и т.д.
11. Поддерживаем принятие решения по процедуре выдачи патентов для иностранцев, работающих по найму у работодателей – граждан РФ, являющихся физическими лицами, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
12. Для решения проблем, связанных с изучением миграционных потоков, снижения нелегальной миграции на всей территории РФ внедрить карточки с магнитным носителем информации на каждого иностранца, временно прибывающего в Россию.

   Спасибо за внимание!
   Доклад является коллегиальным трудом Минэкономики Правительства Свердловской области, ОГУ «Свердловский областной миграционный центр», ОКС при УФМС РФ по Свердловской области.





Мероприятия