1. Законодательная база Основной законодательной базой для разработки нормативных документов по энергоэффективности зданий является закон “Об энергосбережении”, принятый Государственной Думой 13 марта 1996 г. и одобренный Советом Федераций 20 марта 1996 г.Согласно статье 4 этого закона, энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах: приоритет эффективного использования энергетических ресурсов; осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов; включение в государственные стандарты на оборудование, материалы, конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности; сертификация топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов; сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов; заинтересованность юридических лиц, производителей и поставщиков энергетических ресурсов,в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Согласно статье 5 закона «Об энергосбережении», в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации. 2. Градостроительные нормативы и правила Положение о градостроительных нормативах и правилах субъектов Российской Федерации содержится в статье 53 Строительного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 8 апреля 1998 г.Субъекты Российской Федерации разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации (далее – территориальные градостроительные нормативы и правила) в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами, с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации. Территориальные градостроительные нормативы и правила в установленном порядке утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию.Территориальные градостроительные нормативы и правила, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации.3. Нормативные документы в строительствеНормативные документы в строительстве (СНиП 10-01)подразделяются на: Федеральные нормативные документыв том числе: – Строительные нормы и правила Российской Федерации – СНиП; – Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства – ГОСТ Р; – Своды правил по проектированию и строительству – СП;
Нормативные документы субъектов Российской Федерации – территориальные строительные нормы (ТСН).
3.1. Нормативные документы федерального уровня 1) СНиП “Строительная теплотехника” Основные особенности СНиП, связанные с регламентированием энергоэффективности зданий и сооружений: – Предписывающий характер требований к теплозащите зданий и сооружений; – Впервые установленная зависимость требуемого сопротивления теплопередаче от градусо-суток для наружных ограждающих конструкций;
– Требование снижения удельного энергопотребления на отопление зданий по сравнению с 1995 г.: в период до 1999 г. на 20%, с 2000 г. на 40% (см. диаграмму); – Впервые разработанный свод правил по проектированию тепловой защиты зданий в качестве нормативного документа.
Недостатки действующих СниП: – Устаревший, предписывающий, принцип назначения СНиП; отсутствие подхода, ориентированного на интересы потребителей; – Отсутствие нормативных требований по энергопотреблению.
2) Свод Правил СП 23-101 "Проектирование тепловой защиты зданий" СП 23-101 является нормативным документом, развивающим и дополняющим обязательные требования СНиП II-3. Сводом Правил СП 23-101: – Впервые введен теплоэнергетический паспорт здания, фиксирующий энергетическое качество здания, данные контроля, испытаний, измерений и оценку стоимости здания; – Разработан алгоритм расчета удельного энергопотребления на отопление здания; – Разработаны правила расчета приведенного сопротивления теплопередаче наружных ограждений, в том числе фасадов зданий, перекрытий теплых чердаков и подвалов, остекленных лоджий; – Разработаны правила контроля энергетических параметров и уровня теплозащиты зданий; – Разработана классификация строительных материалов и методика определения их расчетных коэффициентов теплопроводности.
3.2. Территориальные Строительные Нормы (ТСН) по энергетической эффективности зданий К настоящему времени ТСН разработаны, утверждены и зарегистрированы в Госстрое РФ в 13 регионах России, в которых проживает свыше 40 млн человек (см таблицу 1). ТСН действуют в пределах административных границ территорий (республика, край, область, автономный округ, город)Полезно проследить историю разработки ТСН.1990 г. – Разработка проекта изменений и дополнений в СНиП II-3, где впервые предложен новый раздел “Энергетические показатели зданий” и показатель компактности формы зданий. Разработчики – НИИСФ, ЦНИЭП жилища и др.1993 г. – Разработка первых ТСН для г. Москвы “Энергосбережение в зданиях”, утвержденных правительством г.Москвы в 1994 г. Разработчики – НИИСФ, МНИИТЭП, ЦЭНЭФ и др.1994 г. – Разработка энергетических принципов системного подхода к новым нормам по теплозащите зданий и разработка энергетического паспорта здания. Разработчики – НИИСФ, ЦЭНЭФ в содружестве с NRDC.1994 г. – Первая реализация нового энергетического принципа в стандарте НТО “Здания малоэтажные жилые. Общие требования обеспечения энергоэффективности”, зарегистрированном под шифром СТО БДП–4-94. Разработчики ЦЭНЭФ и Стандартнаучдом.1996 г. – Разработка типовых строительных норм по теплозащите зданий для регионов РФ “Энергетическая эффективность в зданиях”. Разработчики – ЦЭНЭФ, НИИСФ в содружестве с NRDC.1998 г. – Разработка новой редакции ТСН для г. Москвы “Энергосбережение в зданиях”, утвержденных правительством г.Москвы, где впервые реализован энергетический принцип нормирования и энергетический паспорт здания. Разработчики – НИИСФ, МНИИТЭП, Агентство по энергосбережению и др.2000-2001 гг. – Разработка и внедрение ТСН “Энергетическая эффективность в зданиях. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите”, утвержденных в 13 регионах РФ и зарегистрированных в Госстрое РФ. Разработчики – НИИСФ, ЦЭНЭФ с участием региональных специалистов.В новых ТСН отражены важные с точки зрения энергоэффективности зданий положения: – Использован новый подход к построению ТСН по потребительскому принципу; – Облегчен переход на второй этап федерального СНиП II-3 в связи с нормированием энергопотребления; – Установлены нормативы удельного энергопотребления на отопление зданий за отопительный период, соответствующие второму этапу федерального СНиП II-3 и учитывающие энергетическую эффективность системы теплоснабжения, к которой подключено здание; – Отдается предпочтение подключению здания к децентрализованной системе теплоснабжения; – Задействованы новые, не учитываемые в СНиП II-3 факторы, – влияние архитектурных и объемно-планировочных решений, внутренних тепловыделений, солнечной радиации, эффективности систем отопления и теплоснабжения; – Введено климатическое районирование территорий; – Для контроля энергетических параметров введен энергетический паспорт здания и его компьютерная версия; – Введен раздел "Энергоэффективность".
Таблица 1. Внедренные ТСН | № пп | Наименование ТСН, регион | Площадь территории, тыс. кв.км | Население, тыс. чел | 1 | ТСН 23-304-99 г. Москвы | | 8625 | 2 | ТСН 23-305-99 Саратовской области | 100 | 2737 | 3 | ТСН 23-306-99 Сахалинской области | 87 | 674 | 4 | ТСН 23-307-2000 Ивановской области | 24 | 1271 | 5 | ТСН 23-308-2000 Московской области | 47 | 6579 | 6 | ТСН 23-313-2000 Тюменской области | 1435 | 3174 | 7 | ТСН 23-314-2000 Калининградской области | 15 | 926 | 8 | ТСН 23-316-2000 Томской области | 317 | 1080 | 9 | ТСН 23-317-2000 Новосибирской области | 178 | 2745 | 10 | ТСН 23-318-2000 Республики Башкортостан | 144 | 4073 | 11 | ТСН 23-320-2000 Челябинской области | 88 | 3694 | 12 | ТСН 23-322-2001 Костромской области | 60 | 803 | 13 | ТСН 23-3XX-2001 Самарской области | 54 | 3302 |
3.3. ТСН г. Москвы В качестве примера рассмотрим историю создания и основные особенности ТСН г.Москвы – ТСН 23-304-99 (МГСН 2.01-99) «Энергосбережение в зданиях»
1) История разработки 1994 г. – После введения в СНиП 10-01 нового вида нормативного документа – территориальных строительных норм – первыми были разработаны нормы МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях " для г.Москвы. В них были введены следующие нормы: – использован предписывающий принцип нормирования; – повышены в два раза требования по теплозащите наружных ограждающих конструкций по сравнению с действующим в то время федеральным СниП; – введены требования по энергетическим параметрам и энергетическому паспорту здания; – введены требования к системам теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения. 1997 г. – Разработан и утвержден энергетический паспорт здания; 1999 г. – Разработана и утверждена новая редакция ТСН для г.Москвы МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях". В этой редакции было впервые: – реализован потребительский принцип построения ТСН в соответствии с СНиП 10-014 – введены нормативы по удельному энергопотреблению на отопление зданий – разработаны правила определения уровня теплозащиты по показателю удельного энергопотребления и правила расчета энергозатрат в системе горячего водоснабжения; – разработан детальный алгоритм расчета удельного энергопотребления и его комьютерная реализация.
2000 г. – Разработано Пособие к МГСН 2.01-99 по проектированию теплозащиты зданий. 2) Основные особенности МГСН При разработке МГСН 2.01-99 впервые был установлен ряд новых подходов: – Введен комплексный показатель общего удельного энергопотребления здания за отопительный период, включая расходы на отопление, горячее водоснабжение, электроэнергию; – Разработан алгоритм определения уровня теплозащиты по показателям удельного энергопотребления здания на отопление; – Разработаны правила расчета тепловой энергии на отопление за отопительный период и нагрузок на системы отопления и горячего водоснабжения; – Разработана компьютерная версия энергетического паспорта с целью соблюдения и контроля при проектировании требований по энергетическим и теплотехническим показателям. Для сопоставления уровня нормативных требований в соответствии с МГСН 1994 г. и 1999 г. В таблице 2 даны значения требуемых удельных расходов тепловой энергии в системах отопления зданий за отопительный период.
Таблица 2. Нормы расхода тепловой энергии в системах отопления, кВт·ч/м2 | | Этажность зданий: | Типы зданий | 1-3 | 4-5 | 6-9 | 10 и более | | МГСН 2.01-94 | МГСН 2.01-99 | МГСН 2.01-94 | МГСН 2.01-99 | МГСН 2.01-94 | МГСН 2.01-99 | МГСН 2.01-94 | МГСН 2.01-99 | Жилые | 200 | 160 | 160 | 130 | 140 | 110 | 115 | 95 | Общеобразовательные и лечебные учреждения | 205 | 175 | 195 | 165 | 185 | 155 | -- | -- | Дошкольные учреждения | 280 | 245 | -- | -- | -- | -- | -- | -- |
3) Результаты внедрения ТСН (МГСН 2.01) в г.Москве Нормы МГСН 2.01-99 соблюдаются при строительстве всех новых и реконструируемых жилых зданий с объемом строительства 3,2 млн м2 ежегодно. В результате внедрения: – Повышен уровень теплового комфорта в жилых зданиях, в детских и лечебных учреждениях; – За период 1996-2000 гг. экономия тепла составила свыше 1 ТВт·ч, или 4% от общего теплопотребления города; – За этот же период выбросы углекислого газа в атмосферу ежегодно снижались на 120 тыс. т.
3.4. ТСН Сахалинской области В качестве другого примера разработки территориальных строительных норм приведем характерные особенности и результаты внедрения ТСН-23-306-99 «Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий»для Сахалинской области. Основные разработчики ТСН: ЦЭНЭФ, НИИСФ, г.Москва, Институт “Сахалингражданпроект”. Основные особенности ТСН на Сахалине: – Нормативы удельного энергопотребления установлены на источнике теплоты (ТЭЦ, котельная, индивидуальный бойлер и прочее); – Учтено влияния на теплозащиту зданий систем теплоснабжения; – Разработан метод взаиморасчетов энергоснабжающих организаций с потребителями тепловой энергии при отсутствии приборов учета; – Сформулированы требования к обеспечению эффективного использования энергии в системах:
а) теплоснабжения жилых микрорайонов и зданий, б) холодного и горячего водоснабжения зданий, в) электроснабжения и электрооборудования зданий. Установленные нормативы удельного энергопотребления приведены в таблице 3. Таблица 3. Требуемые удельные расходы тепловой энергии в системах теплоснабжения (на источнике) на отопление зданий, кДж/(м2×oC×сут.) [кДж/(м3×oC×сут.)] | | Этажность зданий: | Типы зданий | 1-3 | 4-5 | 6-9 | 10 и более | Жилые | 230 | 190 | 160 | 140 | Общеобразовательные и др. общественные | [82] | [68] | [57] | -- | Поликлиники и др. лечебных учреждения, дома-интернаты | [68] | [63] | [60] | -- | Детские дошкольные учреждения | [75] | -- | -- | -- |
|