Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

В стране нет единого мониторинга ветхих строений.

21 ноября 2013 г.

В Совете Федерации 13 ноября состоялись парламентские слушания: «Вопросы целевого использования средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда»
Как сообщил на них аудитор Счётной палаты РФ Юрий Росляк, на проведение капитальных ремонтов с 2008 по 2012 год направлено более 455 млрд руб. Из них средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – более 321 млрд руб., или 70,7 % от общего объёма средств. В результате отремонтировано 134,5 тыс. многоквартирных домов, то есть 99,6 % домов, заявленных к ремонту.

На расселение ветхого жилья за счёт всех источников финансирования в этот же период направлено почти 159 млрд руб., в том числе средств Фонда ЖКХ – 107 млрд руб.; расселены 12 376 аварийных домов общей площадью 3,7 млн кв. м, или 73,6 % от запланированного. Жилищные условия улучшили 209 807 человек. Вместе с тем, подчеркнул Юрий Росляк, проведённые Счётной палатой проверки эффективности расходования средств в 15 регионах и 42-х муниципалитетах выявили проблемы финансового, организационного и правового характера.

В частности, было установлено, что ежегодно на счетах бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов находятся неиспользованные средства Фонда ЖКХ. По состоянию на 1 января общий объём этих средств составил около 9,9 млрд руб. Одной из причин неэффективного освоения выделенных средств является некачественная разработка региональных адресных программ, в том числе, ошибки, допущенные при планировании и финансовой оценке предполагаемых мероприятий.

Необходимо применять современные технологические решения, а также использовать проекты быстровозводимых и энергоэффективных конструкций домов. На сегодня такие есть в ряде регионов, например, в Ярославской области. Кроме того, для строительства жилья нужно иметь подготовленные площадки, которые должны быть обеспечены соответствующими мощностями: инженерной, транспортной и иной инфраструктурой. Это нужно делать в рамках развития и реализации программ «доступное жилье».

В 2008-2012 годах, а также за 9 месяцев 2013 года, фондом ЖКХ были перечислены средства для софинансирования принятых региональных программ по капремонту и переселению граждан из аварийного фонда на общую сумму свыше 375 млрд руб., или 67% объёма средств, которые направлены на эти цели из всех источников. Зам. гендиректора Фонда ЖКХ Сергей Сучков полагает, что подобные ошибки вызваны отсутствием в регионах полной и достоверной информации о техническом состоянии жилищного фонда.

По его словам, проводимые федеральные статистические наблюдения не позволяют в полном объеме обеспечить органы власти информацией о состоянии объектов ЖКХ. Так, данные Росстата носят обобщенный характер и не содержат сведений, имеющих первостепенное значение для определения технического состояния многоквартирных домов, а также не отражают статистику по многоквартирным домам, нуждающихся в капитальном ремонте.

По мнению Сергея Сучкова, большое значение имеет утверждение методики мониторинга состояния жилищного фонда. Однако до сих пор не приняты правовые акты об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и его сохранности. Эти документы должны обеспечить получение всех необходимых данных для качественного планирования капитального ремонта многоквартирных домов.

Первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева отметила, что определение понятия «многоквартирный дом» в Градостроительном кодексе РФ и Постановлениях Правительства РФ кардинально расходятся. Это порождает две системы учёта таких домов (полученные цифры отличаются в 2,5 раза), что в свою очередь порождает проблемы в подготовке программ по переселению граждан и ремонту жилья.

В парламент уже внесена поправка в законодательство, устраняющая эту проблему. Елена Николаева обратилась к сенаторам с просьбой поддержать соответствующую законодательную инициативу. «На сегодняшний день нет документа, определяющего порядок составления программ капитального ремонта жилья. В итоге очередность проведения ремонта не понятна гражданам и мы имеем много замечаний по качеству работ. Пробелы в нормативной базе порождают неэффективность. Мы должны законодательно пресечь такую практику», – сказала  Николаева.

«Объём ветхого жилья очень большой, и если мы начнём его финансировать, то будет и большой объём денежных средств, который, в том числе из региональных систем, пойдет неэффективно. Есть дома, которые капитально ремонтировать уже не имеет смысла, так что нужно досконально продумать, когда действительно нужен ремонт, а когда будет эффективнее снос и новое строительство. К сожалению, всё это происходит от того, что в стране не существует единого мониторинга ветхих строений.

Бывает такое, что данные о числе домов, нуждающихся в ремонте, отличаются в 2-3 раза. Необходимо уточнить это понятие и внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс», - уверена Елена Николаева. Руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис посвятил своё выступление повышению эффективности программ капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Он обратил внимание на процесс комплексного освоения территорий застройщиками: « В ряде субъектов Федерации выявлены случаи, когда аварийные дома расселяются за бюджетные средства, а земельные участки, на которых они стояли, передаются застройщикам. При этом на строительные компании не возлагаются социальные обременения; бюджет несёт расходы, зато увеличивается прибыль коммерческих структур. Кроме того, мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда расселённые дома не сносят, и они стоят пустыми.

Муниципальные власти практически нелегально заселяют туда людей, работающих, например, в сфере ЖКХ. Между тем, земельные участки, на которых стоят эти дома, как правило, высоколиквидные: их продажа может принести дополнительные средства для решения проблемы ветхого жилья», – отметил Андрей Чибис. По его словам, «необходимо законодательно стимулировать регионы продавать участки под расселёнными домами и проводить соответствующий мониторинг, в том числе административный».

По итогам встречи был принят проект рекомендаций по законодательному обеспечению эффективности программ по расселению и капитальному ремонту жилья. В частности, по мнению участников обсуждений, необходимо закрепить законом определение и методику оценки эффективности расходования бюджетных средств. Это позволит установить административную и уголовную ответственность должностных лиц за неэффективное использование государственных денег.

Также надо закрепить порядок возврата юридическими лицами, осуществляющими капитальный ремонт многоквартирных домов, неиспользованных средств, предоставить право государственным и муниципальным органам власти осуществлять проверки таких организаций не реже одного раза в год. Парламентские слушания были организованы Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно со Счетной палатой РФ.

В слушаниях приняли участие члены Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера - Игорь Фомин и Сергей Лукин; члены Комитета СФ по социальной политике - Михаил Пономарев и Игорь Чернышев; член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам - Марат Суюнчев; а также члены Общественной палаты, Минфина, Министерства строительства и ЖКХ, Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы государственной статистики,  Фонда ЖКХ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,  ассоциаций и союзов муниципальных образований, ведущие российские эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства, а также представители общественных организаций и бизнеса.

Мария Мохова





События