СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК АКТИВНО ЗАРАБОТАЕТ НЕ РАНЕЕ, ЧЕМ К КОНЦУ 2010 ГОДА…
Н. П. КОШМАН: «СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК АКТИВНО ЗАРАБОТАЕТ НЕ РАНЕЕ, ЧЕМ К КОНЦУ 2010 ГОДА…»
Уважаемый Николай Павлович, редакция журнала просит вас ответить на ряд вопросов:
— Ваша оценка состояния строительной отрасли России в период мирового финансового кризиса?
— Нынешнее состояние строительной отрасли отличается (в положительную сторону) от ситуации во время прошлого кризиса 1998 года. В то время строительная отрасль была просто брошена.
Надо признать, что к сегодняшнему кризису никто не был готов. Хотя думаю, что Правительство страны могло бы сделать ряд упреждающих действий. Я два года назад, во время поездки в США, когда Америка стояла накануне ипотечного обвала, встречался с ведущими экономистами, руководителями крупнейших банков, которые уже тогда говорили о надвигающемся кризисе. То же самое случилось и с нами. Ведь основной принцип финансирования строительства и у нас, и в Америке был один: кредитование в банках и частные инвестиции граждан страны. В Российской Федерации подобные частные инвестиции в строительство достигали 80%, а в некоторых регионах доходили до 85% от общего объема инвестиций. И когда грянул кризис, то у нас началась раскрутка лозунгов типа «не покупай жилье сейчас — завтра оно станет дешевле».
Причем в этой компании, к моему глубокому сожалению, приняли участие некоторые СМИ и даже отдельные руководители регионов, мэры городов. Ну что это такое, когда выходит губернатор и публично делает заявление: не покупайте сегодня, завтра жилье упадет в цене! Ну как оно может упасть, застройщик заплатил: за получение разрешения на строительство, приобрел стройматериалы, оплатил подключение к газу, к воде, к канализации и электросетям, в конце-концов — заплатил за землю, на которой возводится жилой дом. Затем — расходы по зарплате, амортизации, налоги государству! Поэтому то жилье, что на сегодня уже построено, в цене уже никак не упадет, ведь туда заложены частные деньги, личные средства простых граждан, вложены банковские кредиты. И как эта цена может упасть? Кто может здесь приказать, это же рынок!
Но тем не менее, подобные чисто популистские заявления озвучивались. И все это на фоне мирового финансового и банковского кризиса. В итоге — разорвалась схема кредитования, схема покупки жилья. Банки, особенно зарубежные, стали жестко требовать от строителей возврата кредитов, число российских банков, участвовавших в ипотечном кредитовании (а их было около 400), на сегодня сократилось до 15 банков!
Кризис привел к свертыванию так называемых «задельных» строительных площадок. Заморожены те объекты, где объем работ был выполнен не более чем на 50%.
Многие большие строительные компании, кредитовавшиеся за рубежом, сразу попали в тяжелейшие условия, но кризис не обошел стороной средние и малые компании, которые вели строительство одного-двух домов. Мы оказались перед серьезнейшей проблемой, когда социальные вопросы могли перейти в политическую плоскость. Банкротство этих компаний может привести к весьма тяжелым последствиям.
Буквально накануне у меня побывал руководитель одной из крупнейших строительных компаний Пермского края, входящей в АСР. Его компания решала проблемы обманутых дольщиков — достраивала для них из своих денег жилье. А сегодня он сам оказался под ударом: строительство тормозится, недостроенное жилье множится, люди подают на него в суд.
Поэтому считаю, что было принято абсолютно правильное государственное решение — направить адресную помощь крупным строительным компаниям. Но разумеется, рассчитывать, что каждая строительная компания, особенно малая, получит подобную адресную госпомощь просто нереально. Поэтому для того, чтобы решить вопрос кредитования, этим компаниям необходимо объединяться. Тем более что после того, как АСР провела в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), совещание с комитетом по банковским струк-
турам, мы с удовлетворением отмечаем, что отдельные российские банки вновь начали кредитовать строительство. Вновь возобновилась реализация жилья в регионах. Рынок потихоньку оживает. И хотя нынешний кризис больно ударил по всей строительной отрасли, но он имеет и свои положительные аспекты: те компании, которые заходили на рынок с неустойчивым финансовым состоянием, кто имел уставной капитал в размере 5-10 тыс. рублей, переживают тяжелые времена, а то и вовсе исчезают с рынка.
— Какова роль государства, его финансовых институтов в сохранении работоспособности строительной отрасли?
— В последнее время значительно возросла роль так называемых «финансовых комиссаров», которые по указанию председателя Правительства РФ были направлены в ряд крупных банков. Дело в том, что даже те банки, которые получили помощь от государства, либо выдают кредиты строительным компаниям под непомерно большие проценты, либо вместо кредитования строительного сектора крутят эти средства на валютном рынке. И сегодня представители государства в банках серьезно взялись решать эти проблемы, что бы госпомощь использовалась по назначению.
Недавно представители АСР присутствовали на заседании правительственного антикризисного комитета, который возглавляет Дмитрий Козак, и там обсуждался тот перечень необходимых мероприятий, который был нами направлен в Правительство РФ, и который, по мнению АСР, необходимо срочно начать проводить в жизнь. Часть пунктов из этого перечня уже осуществляется на практике. Например, кредитование крупных строительных компаний, утверждение лимитов на электроэнергию. Теперь необходимо сделать следующий шаг: установить срок на выдачу разрешения на строительство не свыше 6 месяцев и внести соответствующие изменения в Земельный и Градостроительный кодекс. Скажем, не получил я от чиновника в срок разрешения на строительство — обращаюсь в суд. А то на сегодня по России уже сложилась печальная практика, когда подобных разрешений приходится ждать не меньше чем два с половиной года.
Одновременно антимонопольное ведомство (ФАС) занялось крайне важным для нас вопросом — ужесточения контроля за стоимостью строительных материалов. Вспомните, что еще недавно у нас творилось на рынке цемента: строители платили «Евроцементу» по 10 тыс. руб. за тонну цемента, при его реальной себестоимости в 1300 руб. за тонну! И когда отменили таможенные пошлины, монопольные цены рухнули. Кто же будет брать цемент по 10 тыс., когда европейские поставщики предлагают тот же товар по 5 тыс. за тонну, а Китай — предлагает по 3 тысячи! И сегодня наши бывшие монополисты предлагают вновь вернуть отмененные пошлины. Но если у нас рынок — то зачем же вводить пошлины на цемент? А если Россия вступит в ВТО, то к нам зайдет весь мир со своими ценами. Та же история с металлом: сейчас стала расти цена на металл, так как объединились три крупнейших российских производителя металла, сразу начали поднимать цены. В этой ситуации позиция ФАС мне не совсем понятна.
Обсуждается сегодня и проблема ценовой земельной политики. Ведь что сегодня происходит на практике: существует кадастровая стоимость земельного участка, и параллельно — «раздутая рыночная» стоимость земли. Поэтому крайне важно сегодня принять единую методику для регулирования стоимости земли на всей территории страны, чтобы осадить непомерные аппетиты отдельных местных начальников. Вот вам пример подобной земельной практики: возьмем Красногорский либо Одинцовский район Подмосковья. Там стоимость земли доходит на сегодня до 100-120 тыс. долларов за «сотку»! Как в таких условиях строить жилье и сколько будет стоить квадратный метр? А что, собственно, особенного в Красногорске? Там что — золотые горы и бриллиантовые тротуары? Нет, там просто непомерные аппетиты местных чиновников, которые постоянно ссылаются на некий рынок, который якобы все сам расставит на места. Думаю, кризис расставит все на свои места. Иначе и быть не может. И если все вышеперечисленные законодательные и нормативные изменения будут проведены в жизнь, то в перспективе возможно снизить стоимость квадратного метра жилья до 40 процентов!
— Николай Павлович, вы неоднократно говорили о крайней необходимости воссоздания Министерства строительства России. Насколько актуально создание такого ведомства в период кризиса?
— Да, я говорил, и повторяю, что отсутствие в стране Министерства строительства страшная ошибка! В то же время, строительство «тянет» в нашей экономике от 20 до 40 отраслей! Но сегодня никто в строительной отрасли конкретно ничего не координирует, или координирует, но слабоэффективно. Возьмем законодательную базу стройкомплекса — этой проблемой занимаются все, кроме строителей. Так же нельзя, этими вопросами должны заниматься специалисты. Министерство строительства должно являться законотворческой, нормотворческой базой. Это — наука, строительные кадры, международная деятельность, стройиндустрия, информационное обеспечение и т. д. Сегодня, в разгар кризиса, мы сталкиваемся с отсутствием единого координатора строительной отрасли. Наши строители не виноваты, что пришел этот мировой кризис, но мы, вместо подушек безопасности, какой-то скоординированной помощи, порой получаем такие удары, что не скоро и придешь в себя.
— Какова роль Ассоциации строителей России в период кризиса строительной отрасли, в частности, для разрешения многочисленных проблем ликвидности предприятий?
— Мы поневоле занимаемся частью тех функций, которые, по логике, должно выполнять Министерство строительства. Например, выставочной деятельностью, сметным нормированием и ценообразованием, малоэтажным строительством, т. е. тем, чем и должно заниматься профильное министерство. На сегодня в стране вообще нет полноценного сметного ценообразования, нет даже самого аппарата, который проверял бы эти сметы, давал бы по ним заключения. С нормированием — та же ситуация. Я лично не могу понять, кто и что препятствует созданию Министерства строительства? Возможно, кто-то серьезно опасается создания подобного ведомства.
— Что необходимо предпринять для сохранения профессиональных кадров строительного комплекса?
— Это весьма серьезный вопрос. На сегодня наша учебная отрасль готовит (в высших учебных заведениях, на специализированных факультетах, и т. п.) примерно 35 тыс. специалистов-строителей. Высказывается мнение, что многие специалисты не находят работу по специальности. Я с этим не согласен. До последнего времени строительная отрасль была для специалистов весьма привлекательной, как по деньгам, так и по возможности применить свои знания и способности на практике. Мы активно работаем с руководителем Ассоциации высших учебных заведений Валерием Те-личенко, ректором МИСИ, координируя с ним и с его коллегами по ассоциации наши усилия по сохранению строительных кадров в отрасли. И тут опять возникает вопрос об отсутствии Министерства строительства. Скажем, мы начали строить высотный комплекс «Москва-сити». Но у нас до последнего времени вообще не готовили ни инженеров, ни архитекторов по высотному строительству. И только благодаря усилиям Валерия Теличенко в МИСИ год назад был открыт специализированный факультет по подготовке инженеров-высотников. Однако эти выпускники придут на стройплощадки не раньше чем через пять лет!
Та же самая проблема и с внедрением новых технологий, новых строительных материалов: приходят новые опалубки, новые бетоны, новые ДСК — 21 века. Их также надо осваивать и грамотно применять на практике. Мы в этом вопросе получаем определенную помощь от Министерства образования, и лично от министра Андрея Фурсенко, но сама по себе вся учеба, все образование, вся подготовка наших будущих кадров находится в минобразовании, а не у нас, не в нашей отрасли. Потому что у нас нет своего профильного министерства. Нет единого федерального органа для координации всех вопросов и проблем стройкомплекса. В том числе и в подготовке кадров для строительной отрасли. Вспомним, чем в свое время занимался Госстрой? Там четко и ясно заявляли: нам необходимы следующие специалисты, по таким-то и таким-то специальностям, а вот эти специальности — вчерашний день, их необходимо исключить из списка подготовки.
— Насколько болезненно сказывается кризис, и каковы перспективы восстановить прежние объемы жилищного строительства?
— Нельзя забывать, что стройка — непрерывный процесс. Если в одном доме ты заканчиваешь отделку, то в следующем ты закладываешь фундамент, перекрываешь его, готовишь площадку для монтажа и начинаешь монтировать. И далее: следующий дом, следующий, и т. д... Если эта цепочка разрывается, то общий объем строительства, разумеется, падает. И если мы до кризиса планировали сдать в 2008 году — 66 млн м2 жилья, то на сегодня отрапортовали о сдаче — 63 млн м2. В текущем 2009 г. министр регионального развития РФ Виктор Басаргин заявил, что будет введено — 53 млн м2 жилья. Т. е. падение объемов жилищного строительства на сегодня составляет почти 20 млн м2. Думаю, что в ближайшие два-три года прежние объемы строительства восстановить весьма проблематично. Это связано, прежде всего, с нарушением схемы финансирования строительства и с отсутствием целенаправленной политики в области жилищного строительства, которую должно формировать в первую очередь именно государство. Тем более, что руководством страны были поставлены весьма амбициозные задачи: в 2010 году — ввести в строй 80 млн м2, а в 2020 году — 140 млн м2 жилья. То есть на каждого гражданина России построить по одному квадратному метру жилья.
В настоящее время строительная отрасль потихоньку начинает приходить в себя, как боксер после нокдауна. Проходит растерянность, когда многие просто не понимали, что делать дальше. Потихоньку начинает оживать рынок, оживляется стройиндустрия, пошли продажи жилья. Но по моему мнению, наш стройком-плекс и строительный рынок активно заработает не ранее чем к концу 2010 года. И вот тогда можно будет надеяться, что прежний объем жилищного строительства будет восстановлен. Но для этого всем нам надо крайне напряженно работать.