«Сухое» строительство (обзор рынка сухих строительных смесей).
«Сухое» строительство (обзор рынка сухих строительных смесей).
Сегодня на отечественном рынке сухих строительных смесей (ССС) ситуация стабилизировалась: его рост составляет 15–20% в год. Перспективы дальнейшего развития эксперты оценивают как самые благоприятные — всё больше строительных компаний переходят на новые технологии и начинают в своей работе использовать сухие смеси.
Как утверждают справочники, ССС — это группа вспомогательных материалов со специализированными свойствами, которые используются при ведении строительных работ и отделке помещений. Все сухие смеси можно разделить на кладочные растворы, клеи для плитки и керамогранита, выравнивающие составы, шпаклевки, гидро и теплоизоляционные композиции, ремонтные и санационные составы. Эти материалы в одну группу объединяет то, что они производятся на основе вяжущих веществ с модифицирующими добавками, а в некоторых случаях — с зернистыми и армирующими наполнителями и пигментами. Композиции сухих смесей поставляются в готовом виде; после смешивания с водой они могут использоваться по назначению.
Первопроходцы
Сухие строительные смеси впервые появились на российском рынке только в 90-х годах прошлого столетия. До этого все строительноотделочные материалы, такие, как монтажно-кладочные растворы на цементных связующих, шпаклевки, клеи, известковые и меловые пасты, приготавливались на заводах в «мокром» виде — готовыми к употреблению. В худшем случае они замешивались непосредственно на месте работ. Главным недостатком заводских смесей был ограниченный срок годности — от нескольких часов у растворов до пары месяцев у шпаклевок и паст. При «полевом» способе производства сложно соблюсти необходимые пропорции, а потому технология приготовления практически всегда нарушалась — и, соответственно, падало качество.
Первые ССС, пришедшие на рынок, были изготовлены в Польше, Финляндии и Германии: это финские материалы марки Vetonit, немецкие штукатурные смеси Knauf и т. д. Их стоимость по отечественным меркам была очень высокой — из-за больших транспортных расходов и низкого уровня конкуренции. Уже через несколько лет после прихода «иностранцев» в России стали производиться свои сухие строительные смеси. В магазинах появилась продукция таких торговых марок, как «Бирсс», «Глимс», «Крепс», «Боларс», «Юнис», «Старатели». Рынок стал расти быстрыми темпами, прибавляя примерно 40–50% в год.
Что нравится строителям
Сегодня в нашей стране потребление ССС на душу населения составляет от 2 до 3 кг в год, в то же время в Германии этот показатель равен 30кг, а во Франции, Польше и Финляндии — 20 кг в год. Основные потребители сухих смесей в России — это строительные и ремонтные организации — на их долю приходится 75% продаж. По мнению участников рынка, частники в массовом порядке пока не готовы к потреблению ССС.
Наиболее популярный вид сухих строительных смесей — шпаклевки, их покупают более 60% потребителей. Около 50% используют штукатурку и универсальные смеси. Чуть меньшую долю занимает клей для плитки, грунтовка и затирки для швов. Гидроизоляция и наливные полы, еще несколько лет назад не имевшие особого успеха, в последнее время всё шире применяются строителями.
Более половины рынка ССС традиционно приходится на несколько компаний-лидеров, представляющих торговые марки Knauf, Vetonit, «Плитонит» и «Юнис»: этот рынок по-прежнему остается рынком умеренной концентрации. Эксперты указывают на то, что предпочтения строителей в отношении марок смесей уже сложились, и изменить их непросто — поэтому перспективы быстрого становления новых марок сомнительны.
С точки зрения широты ассортимента уральский рынок ССС можно считать насыщенным: даже в небольших населенных пунктах предлагается не менее 10–15 марок продукции. Практически во всех крупных городах, помимо дилеров инорегиональных компаний, есть свои предприятия-производители. В основном они реализуют свою продукцию в том же субъекте Федерации, где расположены; исключение составляет пермский завод «Гипсополимер», который поставляет свои смеси на рынок Сибири.
Выбор марок ССС, который делают челябинские потребители, несколько отличается от данных в среднем по России. Московские и зарубежные компании здесь чувствуют себя уверенно, однако помимо «чужих» Knauf, «Хенкель» и «Ветонит», большой популярностью пользуется местная марка «Мастер Крафт». По данным исследований, примерно 40 % строителей приобретают материалы «Плитонит», «Атлас» и «Биопласт». Также хорошо себя зарекомендовал местный производитель Brozex, делающий упор на материалы на клеевых связующих.
Разнообразие видов
На рынке уральского региона предлагается множество различных видов ССС. Это и штукатурки для наружных и внутренних работ: «черновые», выравнивающие, отделочные, влагостойкие, водонепроницаемые; и монтажно-кладочные смеси, шпаклевочные, затирочные, расшивочные смеси, и наливные самовыравнивающиеся полы, и разнообразные клеевые смеси для наклейки обоев, гипсокартона, кафельной плитки и т. д. Сравнительно недавно здесь появилась и до сих пор считается экзотикой огнеупорная смесь для кладки печей и каминов, упрочнитель для бетонных полов и ускоритель для затвердевания бетона.
Все смеси по типу вяжущего делятся на цементные, цементно-известковые, известковые, известково-гипсовые и гипсовые. В качестве заполнителя могут быть использованы строительные пески, мраморная крошка, молотый известняк, минеральные или органические волокна, металлическая фибра. Большое влияние на свойства получаемой смеси оказывают модифицирующие добавки. Сегодня их разработано великое множество, и в состав отдельных видов ССС может входить более десятка разных добавок, причем некоторые занимают ничтожно малый процент от объема. Добавки ускоряют или замедляют твердение, делают более простой укладываемость, уменьшают количество воды, повышают морозостойкость и пористость. Так, замедлители необходимы при бетонировании в жаркую погоду и в ряде других случаев, в частности для цементирования скважин. Воздухововлекающие добавки используются для увеличения морозостойкости: за счет образовавшихся пустот бетон получает возможность расширяться — воздух, конечно, вовлекается и при обычном перемешивании, но в недостаточном количестве. Водопонижающие добавки, или пластификаторы, позволяют достичь достаточной текучести при меньшем количестве воды — это ведет к увеличению прочности бетона.
Нужно быть ближе
Подобрать необходимые добавки в точных пропорциях непросто, но от этого зависит, какой в конечном результате получится смесь. Именно добавки делают ее привлекательной для выполнения конкретного вида работы; от них зависит, будет ли марка продаваемой. Но знать в тонкостях «рецепт» сухой смеси мало, говорят специалисты, нужно адаптировать его под местное сырье и провести испытания на совместимость с другими материалами, используемыми на стройках.
Чтобы быть ближе к потребителю с его особенностями, компании из других регионов, и даже международные, открывают в Уральском регионе свои производства. Так, нынешней весной ожидается открытие крупного завода «Хенкель-Баутехник» в поселке Роза Челябинской области.
Тенденция открывать региональные производства, по мнению экспертов, сделает рынок сухих строительных смесей более насыщенным. Однако новые игроки с неизвестными марками в ближайшее время вряд ли появятся здесь — их будет ждать слишком жесткая конкуренция.
Маргарита Запевалова (журнал «Строительные материалы и услуги»)