Сваебойная техника - бросок на окраины
Сваебойная техника - бросок на окраины
Массовая застройка городских окраин охватила практически все города-миллионники. Точечная застройка центральных районов с их дорогой землей и сверхнагруженными коммуникациями, больше не удовлетворяет аппетиты инвесторов. Да и строительные компании за последние годы активной работы сумели накопить серьезный производственный и проектный потенциал, который требует реализации в более масштабных проектах. Однако возведение на окраине крупных микрорайонов с соответствующей инфраструктурой сопряжено с проблемой более тщательного обустройства фундаментов, поскольку обычно окраина – заболоченная местность. Это значит, что без пополнения сваебоями уже существующего парка строительной техники, или обращения к организациям ее имеющим, не обойтись. И участники строительного рынка уже ведут подготовку по наращиванию своих сваебойных мощностей.
По словам экспертов, обустройство свайных фундаментов достаточно распространено в развитых странах. Свайный фундамент строится на порядок быстрее обычного и обходится заказчику дешевле. В гористой Свердловской области, они не получили широкого распространения. Куда шире строительство зданий и сооружений на свайных фундаментах ведется в более низменных землях Тюменской и Челябинской областях, где присутствует большое количество слабых и заболоченных грунтов.
Тем не менее, специалисты полагают, что в обозримой перспективе и на Среднем Урале будет расти число зданий, стоящих на сваях. Прогнозы связаны с объявлением планов крупнейших застройщков по строительству жилых микрорайнов на окраинах и в пойме реки Исеть в Екатеринбурге: «Ренова» начинает строить свой микрорайон «Академический» на заболоченных участках городской черты, «Итера» собирается застраивать правый берег Верх-Исетского водохранилища, «Металлайн» вынашивает планы возведения жилого комплекса «Адмиралтейский». Подобные проекты комплексного освоения территорий вокруг городов существуют в Челябинске и Тюмени.
Построить эти запланированные десятки миллионов квадратных метров жилой и деловой недвижимости без использования свайных фундаментов, невозможно.
Чем богаты
Сваебойной техникой в Екатеринбурге располагает несколько компаний, большинство из которых составляют небольшие организации, имеющие на своем балансе 1-2 машины – «Академмеханизация», «Строймехтранс», «Чусовское озеро» и ряд других. Наиболее крупные парки у двух предприятий – «Строймеханизации №2» и СУ-5, использующих в работе по 5 сваебоев, в основном отечественного производства.
С точки зрения развития технологий, работающую сегодня на стройках Екатеринбурга сваебойную технику, можно назвать «прошлым веком»: наиболее распространенные модели сваебоев с дизельными молотами (СП-46, СП-49, СП-67) были разработаны еще в глубоко советские времена. Лишь «Строймеханизация №2» унаследовала от своего предшественника – советского треста «Строймеханизация» - финский сваебой «Junttan», имевший в изначальной комплектации передовую и для сегодняшнего дня технологию – гидравлический молот. Правда, по причинам большого износа, а сваебой активно эксплуатируется уже порядка 20 лет, и удорожания запасных частей и агрегатов, гидромолот заменили менее мощным и более шумным дизельным молотом.
В большинстве Европейских стран применение дизельных молотов в городской черте запрещено: слишком много шума они производят в процессе работы, загрязняя, к тому же строительную площадку брызгами дизельного топлива. По этим же причинам применение дизельных сваебоев запрещено или жестко ограничено в Москве, однако на периферии и других российских мегаполисах их можно встретить повсеместно: гидравлические молота, с помощью которых забиваются сваи в европейских странах очень дороги для наших строителей, и если запретить использование дизелей, создавать свайные фундаменты будет просто нечем.
Большинство компаний, обладающих небольшими парками свабойной техники, используют ее на собственных объектах. Если фундамент обустроен, чтобы избежать убытков, связанных с простоем, нередко техника сдается в аренду на срок до начала работ над нулевым циклом очередного здания. Зачастую арендаторами становятся организации, специализирующиеся на выполнении подрядных работ по обустройству свайных полей. Например, та же «Строймеханизация №2».
Но как такового рынка аренды сваебойной техники не существует, поскольку обустройство свайных полей является слишком специфичным видом деятельности. По сути, речь идет о целой технологии, в которой непосредственно забивка свай (правильно будет говорить «погружение»), является лишь одним из видов целого ряда работ. Необходимо каким-то образом подвозить сваи к месту погружения, подавать их в сваебойную машину, наводить в скважину, обрезать готовые, осуществлять замеры несущей способности только что погруженной сваи. Решись строительная компания самостоятельно обустраивать свайные поля, ей бы пришлось нести дополнительные расходы по приобретению или аренде подъемно-транспортных машин и механизмов, геодезических приборов. Это было бы достаточно накладно, если учесть, что обустройство фундамента в общем объеме работ по возведению здания занимает далеко не самый продолжительный период времени.
В итоге, по причине высоких материальных и трудовых затрат, если возникает потребность в свайном фундаменте, строители, как правило, не стремятся самостоятельно выполнить определенный работ, прибегая к услугам подрядных организаций.
Достройка фундамента
Тем не менее, екатеринбургская строительная компания «Металлайн» не так давно объявила о начале работы своего сваебойного подразделения – компании «Свайтор». В рамках этого проекта, приобретаются современные немецкие сваебои «Banut». Первая машина уже начала работу в тестовом режиме, еще одна оплачена производителю и должна поступить в течение полугода. В перспективе, как заявляют представители «Металлайна», их количество будет доведено до 5-6 единиц, а объем инвестиций в проект составит 3,5 млн евро.
Зачем, пусть и состоятельной строительной компании потребовалось вкладывать немалые средства в организацию работ, которые до сих пор доверялись подрядчику? По словам главного инженера «Металлайна» Дмитрия Красного, тому было несколько причин.
Во-первых, для того, чтобы избежать нередких в работе с субподрядными организациями, срывов контрольного срока окончания работ. Во-вторых, новые немецкие машины в два раза превосходят имеющиеся в Екатеринбурге отечественные аналоги по энергии удара (6 тонн вместо максимум 3-тонного удара российских молотов), что позволяет увеличить несущую способность каждой свай. Этот важнейший показатель, в отличие от уже работающих на рынке машин, здесь будет определяться компьютером.
Вкупе с более высокой производительностью, по выкладкам владельцев «Свайтора», это должно привести к существенной экономии средств при проведении работ нулевого цикла, прежде всего – за счет снижения расчетного количества свай, необходимых для обустройства фундамента.
С приобретением сваебойного оборудования, «Металлайн» решает и еще одну задачу, заключающуюся в окончательном оформлении структуры компании. До сих пор, «Металлайн» обеспечить весь спектр строительных работ, кроме нулевого цикла. С появлением сваебойного подразделения, возникает полноценный строительный холдинг.
Реакция рынка
Если сопоставить количество сваебоеных машин, приобретаемой для «Свайтора», с уже существующим парком ведущих организаций на рынке подрядных услуг по обустройству свайных полей, можно сделать вывод о том, что работать они будут не только на стройплощадках «Металлайна». Новые современные машины, собственные проектные организации и производство свай, дают ему серьезные конкурентные преимущества, позволяющие потеснить на этом рынке традиционных игроков. Последние достаточно осторожно комментируют появление потенциального конкурента, обозначая трудности, с которыми придется столкнуться новой компании.
По словам заместителя генерального директора «Строймеханизации №2» Юрия Горланова, «Свайтор» в состоянии занять определенную нишу на рынке. «Но они («Металлайн» - прим.) – становятся заложниками своего комплексного подхода к удовлетворению нужд клиента – заявил он корреспонденту «СМУ» - При системе, когда сваебойный комплекс является частью общей структуры компании, необходимы будут заказы на выполнение полного цикла работ по обустройству свайного фундамента. То есть, не только погружение свай, но также выполнение ростверка, монолитного фундамента и пр. Тогда «Металлайн» загружает большой объем собственных мощностей, включая бетонное производство и заводы ЖБИ, получая прибыль адекватную понесенным затратам. А вдруг генподрядчику нужна только забивка свай? В ситуации, когда стоимость работ на рынке определяется количеством погонных метров погруженных свай, срок окупаемости техники будет возрастать».
Другая проблема заключается в традиционном подходе большинства проектных организаций к расчетам количества свай для того или иного фундамента. Даже если несущая способность сваи, забитой мощным гидромолотом в два раза выше погруженной обычным копром, это не ведет автоматически к экономии на количестве свай при строительстве. Чаще всего, проектанты предпочитают страховаться, указывая в проекте вместо одной сверхнесущей сваи две обычных.
Сигнал принят
Впрочем, владельцы «Свайтора» связывают с Екатеринбургом решение лишь тактических задач по выходу на рынок сваебойных работ. Свои стратегические интересы они связывают с соседними регионами. Дмитрий Красный: «Я без особого оптимизма смотрю на то, что спрос на высокопроизводительную сваебойную технику будет серьезно увеличиваться. Конечно, он будет расти, но не сильно. Специфика Урала и конкретно Свердловской области такова, что у нас какого-то массового применения свай, как, допустим, в Тюменской или Челябинской области, не предвидится. Мы живем в горах, поэтому в основании наших грунтов практически всегда будет скала. Поэтому, далеко не на всех строительных объектах сваебойная техника используется в полном объеме: примерно один свайный фундамент на 50 обычных. Получается, что хватает той техники, которая сегодня присутствует в городе. Поэтому свой проект «Свайтор», мы рассматриваем, как некий «кустовой» проект для Тюмени, Челябинска, Кургана, где спрос на погружение свай гораздо выше. В случае необходимости, машины могут быть переброшены в соседние регионы».
Так или иначе, но появление нового серьезного конкурента с машинами, которых до сих пор практически не было в Екатеринбурге, заставляет уже известных и зарекомендовавших себя участников рынка укреплять свои позиции в преддверии крупных тендеров на обустройство свайных полей. Процесс зашел так далеко, что даже основные конкуренты начинают сотрудничество. Как признался Юрий Горланов, «Строймеханизация №2» берет в аренду незадействованные сваебойные машины, принадлежащие СУ-5.
Однако подобная подготовка была бы не полной без обновления действующего парка. В ответ на прогнозы увеличение спроса, «Строймеханизация» отдает в капитальный ремонт заводу-изготовителю свой единственный «Junttan» и рассматривает планы по приобретению новых копров отечественного производства. При одинаково рыночной стоимости работ и большом разбросе цен на технику (импортный сваебой примерно в 3 раза дороже российского), для подрядчика это на сегодня оптимальный вариант.
Журнал «Строительные материалы и услуги»
Массовая застройка городских окраин охватила практически все города-миллионники. Точечная застройка центральных районов с их дорогой землей и сверхнагруженными коммуникациями, больше не удовлетворяет аппетиты инвесторов. Да и строительные компании за последние годы активной работы сумели накопить серьезный производственный и проектный потенциал, который требует реализации в более масштабных проектах. Однако возведение на окраине крупных микрорайонов с соответствующей инфраструктурой сопряжено с проблемой более тщательного обустройства фундаментов, поскольку обычно окраина – заболоченная местность. Это значит, что без пополнения сваебоями уже существующего парка строительной техники, или обращения к организациям ее имеющим, не обойтись. И участники строительного рынка уже ведут подготовку по наращиванию своих сваебойных мощностей.
По словам экспертов, обустройство свайных фундаментов достаточно распространено в развитых странах. Свайный фундамент строится на порядок быстрее обычного и обходится заказчику дешевле. В гористой Свердловской области, они не получили широкого распространения. Куда шире строительство зданий и сооружений на свайных фундаментах ведется в более низменных землях Тюменской и Челябинской областях, где присутствует большое количество слабых и заболоченных грунтов.
Тем не менее, специалисты полагают, что в обозримой перспективе и на Среднем Урале будет расти число зданий, стоящих на сваях. Прогнозы связаны с объявлением планов крупнейших застройщков по строительству жилых микрорайнов на окраинах и в пойме реки Исеть в Екатеринбурге: «Ренова» начинает строить свой микрорайон «Академический» на заболоченных участках городской черты, «Итера» собирается застраивать правый берег Верх-Исетского водохранилища, «Металлайн» вынашивает планы возведения жилого комплекса «Адмиралтейский». Подобные проекты комплексного освоения территорий вокруг городов существуют в Челябинске и Тюмени.
Построить эти запланированные десятки миллионов квадратных метров жилой и деловой недвижимости без использования свайных фундаментов, невозможно.
Чем богаты
Сваебойной техникой в Екатеринбурге располагает несколько компаний, большинство из которых составляют небольшие организации, имеющие на своем балансе 1-2 машины – «Академмеханизация», «Строймехтранс», «Чусовское озеро» и ряд других. Наиболее крупные парки у двух предприятий – «Строймеханизации №2» и СУ-5, использующих в работе по 5 сваебоев, в основном отечественного производства.
С точки зрения развития технологий, работающую сегодня на стройках Екатеринбурга сваебойную технику, можно назвать «прошлым веком»: наиболее распространенные модели сваебоев с дизельными молотами (СП-46, СП-49, СП-67) были разработаны еще в глубоко советские времена. Лишь «Строймеханизация №2» унаследовала от своего предшественника – советского треста «Строймеханизация» - финский сваебой «Junttan», имевший в изначальной комплектации передовую и для сегодняшнего дня технологию – гидравлический молот. Правда, по причинам большого износа, а сваебой активно эксплуатируется уже порядка 20 лет, и удорожания запасных частей и агрегатов, гидромолот заменили менее мощным и более шумным дизельным молотом.
В большинстве Европейских стран применение дизельных молотов в городской черте запрещено: слишком много шума они производят в процессе работы, загрязняя, к тому же строительную площадку брызгами дизельного топлива. По этим же причинам применение дизельных сваебоев запрещено или жестко ограничено в Москве, однако на периферии и других российских мегаполисах их можно встретить повсеместно: гидравлические молота, с помощью которых забиваются сваи в европейских странах очень дороги для наших строителей, и если запретить использование дизелей, создавать свайные фундаменты будет просто нечем.
Большинство компаний, обладающих небольшими парками свабойной техники, используют ее на собственных объектах. Если фундамент обустроен, чтобы избежать убытков, связанных с простоем, нередко техника сдается в аренду на срок до начала работ над нулевым циклом очередного здания. Зачастую арендаторами становятся организации, специализирующиеся на выполнении подрядных работ по обустройству свайных полей. Например, та же «Строймеханизация №2».
Но как такового рынка аренды сваебойной техники не существует, поскольку обустройство свайных полей является слишком специфичным видом деятельности. По сути, речь идет о целой технологии, в которой непосредственно забивка свай (правильно будет говорить «погружение»), является лишь одним из видов целого ряда работ. Необходимо каким-то образом подвозить сваи к месту погружения, подавать их в сваебойную машину, наводить в скважину, обрезать готовые, осуществлять замеры несущей способности только что погруженной сваи. Решись строительная компания самостоятельно обустраивать свайные поля, ей бы пришлось нести дополнительные расходы по приобретению или аренде подъемно-транспортных машин и механизмов, геодезических приборов. Это было бы достаточно накладно, если учесть, что обустройство фундамента в общем объеме работ по возведению здания занимает далеко не самый продолжительный период времени.
В итоге, по причине высоких материальных и трудовых затрат, если возникает потребность в свайном фундаменте, строители, как правило, не стремятся самостоятельно выполнить определенный работ, прибегая к услугам подрядных организаций.
Достройка фундамента
Тем не менее, екатеринбургская строительная компания «Металлайн» не так давно объявила о начале работы своего сваебойного подразделения – компании «Свайтор». В рамках этого проекта, приобретаются современные немецкие сваебои «Banut». Первая машина уже начала работу в тестовом режиме, еще одна оплачена производителю и должна поступить в течение полугода. В перспективе, как заявляют представители «Металлайна», их количество будет доведено до 5-6 единиц, а объем инвестиций в проект составит 3,5 млн евро.
Зачем, пусть и состоятельной строительной компании потребовалось вкладывать немалые средства в организацию работ, которые до сих пор доверялись подрядчику? По словам главного инженера «Металлайна» Дмитрия Красного, тому было несколько причин.
Во-первых, для того, чтобы избежать нередких в работе с субподрядными организациями, срывов контрольного срока окончания работ. Во-вторых, новые немецкие машины в два раза превосходят имеющиеся в Екатеринбурге отечественные аналоги по энергии удара (6 тонн вместо максимум 3-тонного удара российских молотов), что позволяет увеличить несущую способность каждой свай. Этот важнейший показатель, в отличие от уже работающих на рынке машин, здесь будет определяться компьютером.
Вкупе с более высокой производительностью, по выкладкам владельцев «Свайтора», это должно привести к существенной экономии средств при проведении работ нулевого цикла, прежде всего – за счет снижения расчетного количества свай, необходимых для обустройства фундамента.
С приобретением сваебойного оборудования, «Металлайн» решает и еще одну задачу, заключающуюся в окончательном оформлении структуры компании. До сих пор, «Металлайн» обеспечить весь спектр строительных работ, кроме нулевого цикла. С появлением сваебойного подразделения, возникает полноценный строительный холдинг.
Реакция рынка
Если сопоставить количество сваебоеных машин, приобретаемой для «Свайтора», с уже существующим парком ведущих организаций на рынке подрядных услуг по обустройству свайных полей, можно сделать вывод о том, что работать они будут не только на стройплощадках «Металлайна». Новые современные машины, собственные проектные организации и производство свай, дают ему серьезные конкурентные преимущества, позволяющие потеснить на этом рынке традиционных игроков. Последние достаточно осторожно комментируют появление потенциального конкурента, обозначая трудности, с которыми придется столкнуться новой компании.
По словам заместителя генерального директора «Строймеханизации №2» Юрия Горланова, «Свайтор» в состоянии занять определенную нишу на рынке. «Но они («Металлайн» - прим.) – становятся заложниками своего комплексного подхода к удовлетворению нужд клиента – заявил он корреспонденту «СМУ» - При системе, когда сваебойный комплекс является частью общей структуры компании, необходимы будут заказы на выполнение полного цикла работ по обустройству свайного фундамента. То есть, не только погружение свай, но также выполнение ростверка, монолитного фундамента и пр. Тогда «Металлайн» загружает большой объем собственных мощностей, включая бетонное производство и заводы ЖБИ, получая прибыль адекватную понесенным затратам. А вдруг генподрядчику нужна только забивка свай? В ситуации, когда стоимость работ на рынке определяется количеством погонных метров погруженных свай, срок окупаемости техники будет возрастать».
Другая проблема заключается в традиционном подходе большинства проектных организаций к расчетам количества свай для того или иного фундамента. Даже если несущая способность сваи, забитой мощным гидромолотом в два раза выше погруженной обычным копром, это не ведет автоматически к экономии на количестве свай при строительстве. Чаще всего, проектанты предпочитают страховаться, указывая в проекте вместо одной сверхнесущей сваи две обычных.
Сигнал принят
Впрочем, владельцы «Свайтора» связывают с Екатеринбургом решение лишь тактических задач по выходу на рынок сваебойных работ. Свои стратегические интересы они связывают с соседними регионами. Дмитрий Красный: «Я без особого оптимизма смотрю на то, что спрос на высокопроизводительную сваебойную технику будет серьезно увеличиваться. Конечно, он будет расти, но не сильно. Специфика Урала и конкретно Свердловской области такова, что у нас какого-то массового применения свай, как, допустим, в Тюменской или Челябинской области, не предвидится. Мы живем в горах, поэтому в основании наших грунтов практически всегда будет скала. Поэтому, далеко не на всех строительных объектах сваебойная техника используется в полном объеме: примерно один свайный фундамент на 50 обычных. Получается, что хватает той техники, которая сегодня присутствует в городе. Поэтому свой проект «Свайтор», мы рассматриваем, как некий «кустовой» проект для Тюмени, Челябинска, Кургана, где спрос на погружение свай гораздо выше. В случае необходимости, машины могут быть переброшены в соседние регионы».
Так или иначе, но появление нового серьезного конкурента с машинами, которых до сих пор практически не было в Екатеринбурге, заставляет уже известных и зарекомендовавших себя участников рынка укреплять свои позиции в преддверии крупных тендеров на обустройство свайных полей. Процесс зашел так далеко, что даже основные конкуренты начинают сотрудничество. Как признался Юрий Горланов, «Строймеханизация №2» берет в аренду незадействованные сваебойные машины, принадлежащие СУ-5.
Однако подобная подготовка была бы не полной без обновления действующего парка. В ответ на прогнозы увеличение спроса, «Строймеханизация» отдает в капитальный ремонт заводу-изготовителю свой единственный «Junttan» и рассматривает планы по приобретению новых копров отечественного производства. При одинаково рыночной стоимости работ и большом разбросе цен на технику (импортный сваебой примерно в 3 раза дороже российского), для подрядчика это на сегодня оптимальный вариант.
Журнал «Строительные материалы и услуги»