Тезисы выступления главы Минстроя России М.Меня на совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ.
Реализуя комплекс мер во исполнение Вашего, Владимир Владимирович, указа, Правительство радикально переформатировало работу по выполнению регионами взятых на себя обязательств, а именно:
- установлены по согласованию с губернаторами четкие ежегодные целевые показатели расселения;
- втрое сокращены условия предоставления средств регионам и сроки рассмотрения их заявок;
- выделены дополнительные средства, что сократило расходы региональных и муниципальных бюджетов, в среднем по стране, с 62 до 50 процентов;
- закреплены актом Правительства соответствующие лимиты средств по 2017 год включительно, предоставив возможность выбирать их опережающим порядком;
- введена жесткая финансовая ответственность за нарушение сроков переселения каждой конкретной семьи.
Главы регионов взяли на себя обязательства обеспечить расселение этих семей в установленные сроки, подписав соответствующие соглашения.
Для того, чтобы процесс переселения был открытым, на каждом расселяемом доме были размещены информационные таблички со сроком переселения. Мы внедрили онлайн систему, позволяющую контролировать процесс расселения любому желающему в режиме реального времени.
В этой системе размещаются фотографии стадий строительства домов, акты ввода в эксплуатацию, ведется мониторинг соблюдения графика.
Результатом этих мер стало практически трехкратное увеличение темпов расселения аварийного жилья.
14 регионов уже завершили реализацию программ переселения домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Два субъекта - Республика Ингушетия и Калининградская область – еще в 2015 году. Подавляющее большинство регионов, по нашим прогнозам, справится с этой задачей в установленные сроки. Но, несмотря на все меры, в ряде регионов темп расселения пока не соответствует планам, а порядка 11 из них вызывают опасения и могут не выполнить взятые на себя обязательства в срок.
Минстрой России и Фонд ЖКХ вынуждены в ручном режиме работать с каждым проблемным регионом, за ними закреплены специальные кураторы.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы считаем правильным поддержать те регионы, которые выполнят свои обязательства по расселению в установленный срок. Это по-настоящему сложная работа, потребовавшая концентрации и неусыпного контроля. Тем регионам, которые досрочно, еще в 2015 году расселили запланированный объем, а именно, Ингушетии и Калининграду, решением Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева было выделено дополнительное финансирование. Оно позволило запустить расселение тех домов, которые были признаны аварийными уже после 2012 года. И Калининградская область уже приступила к этой работе.
Мы считаем, что все регионы, которые успешно справятся с задачей в установленные сроки, также достойны получить дополнительное финансирование, чтобы, не затягивая, уже в этом году приступить к расселению вновь образовавшегося аварийного фонда.
А те губернаторы, которые не выполнят взятые на себя обязательства вовремя, должны публично извинится перед людьми, предпринять все усилия по скорейшему завершению задачи и, безусловно, понимать всю отвественность.
Другой важный момент, который также находится на контроле Правительства – это качество домов, в которые регионы переселяют людей. За бюджетные средства региональные и местные власти обязаны строить достойные дома, или приобретать качественное жилье.
Мы благодарны коллегам из общественных организаций, в первую очередь, Общероссийскому Народному Фронту. Во многом благодаря их сигналам нам удалось выстроить многоступенчатую систему контроля качества.
Так, мы обязали принимать дома специальной комиссией с участием представителей общественного контроля.
Была запущена федеральная «горячая линия», телефон которой размещается на каждом доме, куда переезжают переселенцы.
Каждая жалоба, даже самая незначительная попадает в единый реестр, отрабатывается с ответственными должностями лицами субъектов федерации, а итоги устранения регулярно рассматривает федеральная комиссия с участием представителей Генпрокуратуры, Роспотребнадзора и Общероссийского народного фронта. Заседания такой комиссии проходят в режиме видеоселектора со всеми регионами.
По Вашему, Владимир Владимирович, поручению было введено требование о Госэкспертизе проектов малоэтажных домов – а именно в такие дома чаще всего переезжают переселенцы. Проверяется также проектная документация, и на всех этапах строительства ведется надзор – раньше такой практики не было.
Мы дополнительно поручили Госжилинспекциям отдельно проверять дома до ввода их в эксплуатацию.
На сегодня порядка 70% недочетов уже устранено, а все оставшиеся должны быть ликвидированы регионами до конца года. Мы будем жестко контролировать эту работу, чтобы все обязательства регионов по переселению людей в комфортные и современные дома были выполнены.
К сожалению, есть единичные вопиющие случаи, такие как Белые Берега в Брянске, Республика Коми, которыми уже занимаемся не только мы, а и правоохранительные органы.
Но мы понимаем, что, завершив расселение запланированного объема, мы решим проблему аварийного жилья накопленного на момент издания Вашего указа. С того времени появился значительный объем аварийного жилья. Есть дома, которые необходимо расселять, но аварийными они еще не признаны. И, по нашим прогнозам, объем аварийного жилья будет расти: ведь почти половина жилищного фонда страны построено до 1970 года, в период массовой застройки. Благодаря заработавшим программам капитального ремонта мы сдерживаем их ветшание и прирост аварийного фонда, но постепенно это жилье нужно будет замещать. Поэтому стране нужны постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда.
В рамках подготовки к Госсовету и заседанию комиссии рабочая группа под руководством Михаила Васильевича Игнатьева выработала ряд мер по запуску постоянно действующих механизмов аварийного жилья. Мы считаем предложения рабочей группы, о которых расскажет Михаил Васильевич, обоснованными, актуальными и готовы их досконально проработать.