Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время экономика России находится на распутье: либо будет продолжать движение по накатанной за последние годы экспортно-сырьевой траектории, теряя темпы (инерционная модель), либо пойдет по инновационному пути развития. Переход к инновационному пути в 2008-2010 годах предполагает решение следующих первоочередных народнохозяйственных задач:

  • модернизацию системы профессионального образования (развитие человеческого капитала);
  • обеспечение конкуренции на рынках, создание четко работающих институтов защиты прав собственности;
  • развитие высокотехнологичных отраслей и отраслей «экономики знаний» (диверсификация);
  • развитие транспорта, электроэнергетики, информационно­коммуникационных технологий (снятие инфраструктурных барьеров);
  • создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства (институты развития).

По транспортному комплексу и дорожному хозяйству в инновационной модели предусмотрен как опережающий, по сравнению с прошлыми годами, объем ввода и ремонта автомобильных дорог, так и более широкое внедрение новых, современного уровня, дорожных технологий, техники и материалов. В предстоящий период по РФ планируется увеличение ввода до 4 тыс. км автодорог к 2010 году. Увеличение предполагается как за счет новых проектов инвестиционного фонда, так и за счет привлечения частного капитала. Если решение транспортной проблемы в инновационной модели за счет увеличения ввода новых автомобильных дорог зависит, в основном, от институциональных решений, то эффективность использования существующих (выделяемых) средств на строительство, ремонт и содержание автодорог во многом определяется технологической составляющей дорожного хозяйства.

Инновационная модель в дорожно­строительном производстве предполагает использование в проектах только современной высокопроизводительной техники, технологий и материалов, применение которых соответствует уровню транспортных нагрузок на дорожную одежду и обеспечивает наибольшую долговечность (межремонтный срок технической эксплуатации) в рамках выделяемых финансовых ресурсов.

За последнее время в дорожном хозяйстве Свердловской области были проведены НИОКР и внедрены такие материалы и технологии, как:

  • устройство самоомоноличиваемых оснований дорожных одежд из металлургических шлаков предприятий черной металлургии Свердловской области (НТМК, СМЗ, НСММЗ) - по методическим рекомендациям, разработанным Омским СоюздорНИИ по заказу СОГУ «Управление автомобильных дорог». Используется при строительстве автотрассы Серов - Ивдель - Ханты-Мансийск и территориальных автодорог с применением шлаковых материалов в основаниях дорожной одежды (объем внедрения - 10-12 км/год);
  • улучшенные (более качественные и долговечные) асфальтобетоны по типу ЩМА и БМО, имеющие значительное преимущество с типовыми марками асфальтобетона по устойчивости к сдвигу (предотвращение колейности), макрошероховатости (высокий коэффициент сцепления, не нужно дополнительной поверхностной обработки) и долговечности (срок службы дорожного покрытия продлевается в 2 раза). Введено также порядка 50 км автодорог с новым типом покрытия (ЩМА, БМО) и расширяется его применение - ЩМА запланировано при реконструкции магистрали Екатеринбург - аэропорт Кольцово к саммиту ШОС;
  • устройство слоев износа из эмульсионно-минеральных смесей, по использованию катионных битумных эмульсий. Разработаны и внедрены ТУ, методические рекомендации, технологические регламенты. Объемы устройства ШПО по данной технологии составляют по 200-220 км/год, устройство слоев износа автодорог по технологии - 80 км/год. Эти технологии продлевают срок службы покрытий автодорог в 1,5-1,7 раза и эффективны по производительности и качеству ремонта;
  • технология холодной регенерации с использованием ресайклера РАКО-550 и стабилизирующих добавок вяжущих в регенерируемую смесь (асфальтогранулят). Технология наиболее передовая для капитального ремонта автодорог с асфальтобетонным типом покрытия, ресурсосберегающая и производительная. Использование данной технологии позволит полностью обновить дорожную одежду, исключить появление отраженных трещин и деформаций старого покрытия при ремонтах;
  • армирующие геосинтетические материалы - георешетки для усиления конструкций ремонтируемых дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием. Разработаны методические рекомендации по применению геосинтетических материалов в дорожном строительстве в условиях Свердловской области, переданы в проектные и подрядные организации (УралгипродорНИИ, ФГУП «Свердловскавтодор» и др.);
  • разработаны научно-обоснованные единичные нормы и расценки по применению новой техники в дорожном строительстве, при ремонте и содержании автодорог (разработчики - Уралэкономцентр и Уральский филиал РосдорНИИ).

Внедрение новых технологий потребовало принципиально поднять качество дорожных работ и организовать производство современных дорожно­строительных материалов для их осуществления - кубовидных щебней, минерального порошка и катионных битумных эмульсий. С целью повышения эффективности развития дорожной сети и объектов инфраструктуры в последние годы осуществлен переход с одногодичного на 3-х годичное планирование дорожных работ, в соответствии с долгосрочными планами развития дорожного хозяйства (до 2015 года) и перспективным планом развития производительных сил Свердловской области. В 2007 году даны предложения в программу по развитию нанотехнологий в Свердловской области (2 проекта по дорожному хозяйству на 2008-2010 гг. - по производству модифицированных нанобитумов и количественному определению адгезии вяжущих и поровой структуры инертных материалов: щебней, песка и минерального порошка).

Со стороны органов управления дорожным хозяйством (Росавтодор, территориальные органы управления) необходимо неотложное техническое регулирование и координация инновационной деятельности. Ряд документов уже существует, необходим закон об инновационной деятельности и подзаконные акты, регулирующие организацию и выполнение НИОКР, патентную деятельность, финансовые основы, определяющие и стимулирующие инновационную деятельность в дорожном хозяйстве в составе дорожных работ.

События