Уверенная поступь к саморегулированию
В Москве состоялся расширенный Совет Российского Союза строителей. Более 100 руководителей ассоциаций и союзов из 80 регионов страны приняли участие в работе Совета под председательством Президента Российского Союза строителей Виктора ЗАБЕЛИНА. На заседании также присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Московской области Александр ГОРНОСТАЕВ и Председатель Комитета ТПП РФ по строительству и ЖКХ Ефим БАСИН.
В ходе заседания обсуждались итоги работы Российского Союза строителей в части принятия поправок в Градостроительный Кодекс РФ по вопросам саморегулирования в строительстве.
Напомним, что 2 июля 2008 года на пленарном заседании Государственной думы РФ в третьем чтении были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм создания саморегулируемых организаций (СРО) в области строительной деятельности. Совет Федерации на заседании 11 июля одобрил этот законопроект.
Это неоспоримо значимое событие для всего отечественного комплекса, которое, по словам Президента Российского Союза строителей Виктора Забелина, позволит улучшить качество производимых услуг и повысить ответственность российских строителей перед потребителем. Ещё полтора года назад РСС выступал за большинство принятых положений, закрепленных в законе. Концепция, разработанная Российским Союзом строителей и в данный момент закреплённая в законе, предполагала двухуровневую структуру СРО в строительстве: первый уровень – региональная СРО; второй уровень – национальное объединение СРО, членство в которой обязательно для всех региональных СРО. За первым уровнем закрепляется формирование механизма материальной ответственности через создание компенсационного фонда и системы страхования ответственности, за общероссийским объединением – методическая координация правил и стандартов.
Важное отличие концепции, взятой за основу поправок к Градкодексу, предложенной Российским Союзом строителей, это – формирование СРО не по типу объекта строительства, а по перечню видов выполняемых работ, влияющих на надёжность и безопасность строительства, что позволяет сохранить подрядную нишу, развивать специализацию и конкурентоспособность в таких сферах, как строительство, изыскательская деятельность, проектирование. Очевидно, что формирование СРО по такому принципу позволит развить методическую нишу и обеспечить преемственность лучших нормативных наработок механизма государственного лицензирования. Закон вводит переходный период, согласно которому выдача лицензии прекращается с 1 января 2009 года, а действие лицензий – с 1 января 2010 года. До 1 января 2010 года к осуществлению строительной деятельности допускается лицо, которое имеет лицензию или допуск СРО.
В числе дискуссионных вопросов – установленное количество компаний, входящих в региональную СРО – не менее 100 компаний. Набрать такое количество строительных организаций для некоторых регионов зачастую проблематично. В данном случае Российский Союз строителей настаивает на необходимости создания комплексных СРО в регионах. Есть надежда, что к этому вопросу депутаты вернутся в осеннюю сессию работы Госдумы.
Серьезный вопрос – страхование. РСС лоббирует систему стимулирования страхования, которая даёт строительным компаниям право выбора величины взноса в компенсационный фонд СРО. Введение обязательного требования к членам СРО о страховании ответственности может привести к существенному удорожанию строительства. Проектная документация уже и так проходит государственную экспертизу, и за строительством осуществляется государственный надзор. Если СРО основано на членстве лиц, осуществляющих строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн рублей на одного члена; если организацией установлено требование к страхованию её членами гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен составлять не менее 300 тыс. рублей на одного члена организации. О возникающих вопросах в сфере страхования подробно рассказал первый заместитель генерального директора страхового общества «Гефест» Владимир КАРЮКИН:
– Разработать стандарты страхования надо на основе системного подхода и таким образом, чтобы вся эта система обеспечения ответственности СРО реально работала. Как страховщик могу сказать, что мы заинтересованы в том, чтобы идея страхования ответственности членов СРО не превратилась в формальную покупку ничего не значащих страховых полисов, которые ни от чего не защищают. Мы хотим, чтобы строители чётко понимали, за что они платят деньги, чтобы они видели реальные выплаты, чувствовали пользу от страхования своей ответственности, чтобы вложенные в строительство инвестиции находились под защитой. Только тогда сотрудничество со страховщиками будет нормально развиваться, и давно ожидаемый обществом механизм ответственности будет работать. Также, на мой взгляд, необходимо создание института аккредитации страховых компаний при СРО, которое позволит более тщательно подходить к выбору страховщика.
Несмотря на название «саморегулируемая организация», контрольно-надзорная функция за деятельностью СРО остаётся за государством. В законе прописана статья о наличии Регулирующего органа по контролю за СРО, предусмотрена плановая проверка раз в два года. Но к числу достижений российских строителей, отстоявших свои интересы, можно отнести сокращение прописанных надзорных механизмов.
Доклад Председателя Комитета ТПП РФ по строительству и ЖКХ Ефима Басина главным образом был построен на оптимизме, с которым строители должны встретить нововведение и не пасовать перед трудностями в предстоящей работе.
В конце заседания были выданы методические документы по созданию СРОС и намечены первоочередные планы по подготовке проектов подзаконных актов – перечень видов работ, по которым членство в СРОС обязательно.
Южный Урал на расширенном Совете в Москве представлял вице-президент Союза строителей (работодателей) Челябинской области Виталий ПЕРШУКОВ, который по возвращению из столицы встретился с корреспондентом нашей газеты.
– Начиная с 2006 года, областным Союзом строителей ведётся систематическая работа по подготовке к внедрению саморегулирования в строительной отрасли, – пояснил Виталий Михайлович. – За это время нами осуществлён ряд мероприятий. В частности, подготовлены и проведены два Всероссийских форума, посвященные проблематике саморегулирования, с участием представителей федерального центра и регионов страны. Членами Союза подготовлены пакеты предложений в текст Закона о саморегулировании и поправки в Градостроительный кодекс. Президент областного Союза Леонид Беркович принял участие в Парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение регулирования строительной деятельности в стране: проблемы и решения». Нами создан и успешно функционирует Строительный третейский суд как элемент саморегулирования строительной отрасли. Нами подготовлен пакет документов, регламентирующий работу региональной СРО.
Вышеперечисленная работа позволила нам 23 апреля 2008 года провести учредительное собрание Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация «Союз строителей Челябинской области». В настоящий момент мы готовим наши документы для регистрации в Федеральном Реестре саморегулируемых организаций.
Наши усилия находят полную поддержку и взаимопонимание со стороны Российского Союза строителей, активно участвующего в процессе становления саморегулирования строительной отрасли России, более того, мы получаем от РСС всю необходимую помощь. В частности, мы получили аккредитацию Российского Союза строителей на право проведения квалификационной аттестации специалистов строительной отрасли.
Мы обоснованно считаем, что мощная сложившаяся структура Российского Союза строителей, имеющего свои «филиалы», подобные нашему Союзу, в 77 регионах России, способна в будущем создать Национальную Саморегулируемую организацию и координировать действия региональных СРО, – подвёл черту Виталий Першуков.