Всегда ли выгодно применять упрощенную систему налогообложения субъектам малого предпринимательства.
Всегда ли выгодно применять упрощенную систему налогообложения субъектам малого предпринимательства.
Как известно упрощенная система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, позволяющий значительно облегчить налоговую нагрузку субъектам малого предпринимательства. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает собой освобождение от ряда налогов и упрощение составления налоговой отчетности. В связи с чем, бизнесмены при создании своего бизнеса отдают предпочтение именно упрощенной системе налогообложения.
Вместе с тем, существует и негативное влияние применения упрощенной системы налогообложения на развитие бизнеса. Прежде всего, это связано с приобретением имущества, дорогостоящего оборудования, арендой помещений и прочими высокими затратами сопутствующими созданию бизнеса. Как правило, при приобретении таких средств, субъекты малого предпринимательства уплачивают в цене товара налог на добавленную стоимость, по сути, являясь конечным потребителем и не могут принять к налоговым вычетом уплаченные суммы из-за применения упрощенной системы налогообложения.
Выходом из данной ситуации до 1 января 2006 года, являлась возможность в первый год осуществления бизнеса применять традиционную общую систему налогообложения и принимать уплаченный НДС к вычету, а с последующего года переходить на упрощенную систему налогообложения без восстановления принятых к вычету сумм НДС. Однако данная ситуация являлась постоянным спором между налоговыми органами и налогоплательщиками – субъектами малого предпринимательства. В то же время, суды в таких случаях, как правило, поддерживали налогоплательщиков. Но с 1 января 2006 года, с вступлением в законную силу изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ данный пробел в законодательстве был устранен, и устранен в пользу налоговых органов. Так в соответствии с абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ «При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2. и 26.3 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренным главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы».
Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщикам, изъявившим желание применять упрощенную систему налогообложения, остается только смириться с тем, что уплаченный НДС в цене приобретаемых товаров, принять к вычету невозможно.
Казалось бы, с таким положением вещей можно смириться, но это всего лишь полбеды. Трудности возникают и при осуществлении бизнеса, и здесь ключевым вопросом снова является налог на добавленную стоимость. Поясним на примере.
Субъект малого предпринимательства (небольшая организация, предприниматель) занимается осуществлением строительных работ, выступая в роли подрядчика, получает высокооплачиваемый заказ от организации применяющей общую систему налогообложения. Заказчик, как правило, требует выделить и указать в документации сумму НДС, чтобы в последующем принять ее к вычету. В результате субъект малого предпринимательства оказывается перед нелегким выбором: пойти на нарушение законодательства о налогах и сборах и принять условия заказчика, то есть выделить и указать НДС либо отказаться и потерять хороший заказ.
Такие ситуации часто встречаются в строительной, торговой, обслуживающей сферах, при взаимоотношениях между субъектами малого и крупного бизнеса.
Вместе с тем и из данной ситуации выход находится. Как правило, это создание совместной деятельности с организациями, применяющими общую систему налогообложения или сложный переход с упрощенной системы налогообложения на традиционную.
Как видно из описанных выше ситуаций, государство стремится собрать как можно больше налогов, налогоплательщики стремятся платить их как можно меньше. В результате чего возникают конфликты между налоговыми органами и налогоплательщиками.
На наш взгляд наиболее оптимальным решением, могло бы стать внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволяющих налогоплательщикам, наряду с применением упрощенной системы налогообложения, становиться плательщиками НДС на добровольной основе.
Артём Берсенёв
к.э.н., специалист
ООО «Юридическая фирма «Север-Лекс»
Консалтинговой группы «Лекс»